Реформы просвещённого абсолютизма
---
Политика реформ, проводимая в 50 — 80-х гг. XVIII столетия абсолютными монархами Европы, впоследствии получила название просвещенного абсолютизма. Для усиления своих держав монархи и министры модернизировали государственный аппарат, судопроизводство, налоговую систему, образование и экономику. Зачастую реформы ущемляли привилегии высших сословий. Политика просвещенного абсолютизма не была чужда правителям германских и итальянских государств, Швеции, Дании, Испании, Португалии, России (Екатерина II).
Вольтер и другие властители дум того времени связывали надежды на лучшее будущее с деятельностью просвещенного монарха, «философа на троне», который своей властью сумеет преобразовать общество на началах разума. К таким идеальным мудрым государям, по мнению Вольтера, относились Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, Екатерина II. Исходя из теорий народного суверенитета и общественного договора, просветители развивали мысль, что государь — носитель коллективной воли, первый слуга государства действует в интересах общего блага. Новые концепции монаршей власти идеологически обосновывали политику просвещенного абсолютизма. В сочинениях просветителей государи и министры легко находили аргументы, доказывавшие необходимость укреплять неограниченную власть монарха.
Идеи Просвещения вошли в моду и распространились в самых разных слоях общества, в том числе в правительственной и придворной среде. На призывы к реформам откликались высшие сановники и коронованные особы. Просветителей с почестями принимали при европейских дворах, давали им высокие государственные посты.
Правители стремились, сохранив государственный строй абсолютной монархии, устранить устаревшие порядки и в соответствии с веком реформировать политику, экономику, культуру. Более гуманной становилась пенитенциарная система: отменялись пытки и жестокие телесные наказания, ограничивалось применение смертной казни.
Реформаторы, исходя из постулата, что перед монархом и законом все равны, не останавливались перед ограничением сословных привилегий. Они проявляли заботу о положении крестьянства, поскольку с зажиточных крестьян государство могло взять больше налогов.
Важная составная часть политики просвещенного абсолютизма — принцип веротерпимости и стремление подчинить церковь светскому государству. Представители разных религиозных конфессий уравнивались в правах, упразднялись суды инквизиции, духовенство заставляли платить налоги, монархи могли своей властью сократить число монастырей и конфисковать церковную собственность. В конце 50 — 60-х гг. XVIII в. из Португалии, Франции, Испании и других католических стран были изгнаны иезуиты, а в 1773 г. Папе Римскому вообще пришлось упразднить этот монашеский орден (восстановлен в 1814 г.).
Церковь традиционно держала в своих руках все народное образование. Пытаясь ослабить ее и подчинить себе, монархи начали создавать светскую систему народного просвещения, выводя учебные заведения из ведения церкви. Начальные и средние светские школы организовывались на средства от продажи конфискованного имущества иезуитов и упраздненных монастырей.
Австрийский император Иосиф II, сын Марии Терезии, умный и образованный человек, воспитанный на идеях Просвещения, заявлял: «Я в своей империи сделал философию законодательницей». Став императором в 1765 г., Иосиф II первые 15 лет правил совместно с матерью, которая умело сдерживала реформаторский пыл сына. После смерти Марии Терезии в 1780 г. Иосиф II в полную силу занялся преобразованиями. Политика, направленная на усиление государства, стала гораздо более радикальной, авторитарной и отчасти утопичной.
Иосиф II замыслил широкую программу преобразований, желая усовершенствовать государственное устройство и улучшить жизнь подданных. Австрийский император стремился сделать свое государство единым и централизованным, разделил страну на новые округа, не считаясь с исторически сложившимися границами земель, отменил местные законы, обычаи и самоуправление. Полагая, что объединению страны мешает многоязычие, Иосиф II объявил единственным государственным языком немецкий. Он считал, что немецкий язык должен вытеснить как латынь (прежний государственный язык), так и все местные
языки и говоры.
Были отменены некоторые сословные привилегии дворян (все подданные уравнивались перед судом и получали право занимать любые государственные должности независимо от происхождения), крепостная зависимость крестьян, судебная и полицейская власть дворян над крестьянами. Крестьяне получили право жаловаться на дворян в суд.
Император — католик, масон и поборник религиозной терпимости — дал право всем подданным (лютеранам, кальвинистам, православным и иудеям) свободно исповедовать свою веру наравне с католиками. По приказу императора были упрощены некоторые церковные обряды, закрыто больше половины монастырей, а их имущество использовано на нужды просвещения и благотворительности. Заботясь о развитии народного просвещения, он ввел бесплатное всеобщее начальное образование и открыл семинарии для учителей.
Реформы просвещенного императора не встретили поддержки у большинства его подданных. Дворяне возмущались крестьянской реформой, уничтожением сословных привилегий и намерением государя заставить их платить налоги. Разные слои общества выражали недовольство ущемлением прав католической церкви и нарушением местных обычаев и традиций. Это привело к открытым восстаниям в Венгрии и Бельгии, где люди не желали мириться с насильственным насаждением немецкого языка. Император-реформатор умер в 1790 г., с горечью сознавая, что его попытка перестроить государство на началах разума и сделать подданных счастливыми не увенчалась успехом.
Просвещенным монархом-реформатором был и младший брат Иосифа II великий герцог Тосканский Петр Леопольд. Тоскана в XVIII в. представляла собой австрийское владение, управлявшееся герцогами из дома Габсбургов. В годы правления Петра Леопольда герцогство Тосканское обрело большую независимость от Австрии. В некоторых направлениях герцог — незаурядный человек, воспитанный на сочинениях французских просветителей, — сумел продвинуться дальше, чем его брат-император.
В отличие от самовластного Иосифа II, Петр Леопольд склонялся к конституционному правлению и полагал, что государь должен считаться с мнением народа и опираться на его поддержку. Тоскана получила местное самоуправление. Петр Леопольд существенно реформировал уголовное законодательство: издал новый уголовный кодекс, отменил в герцогстве пытки и смертную казнь. Он опубликовал государственный бюджет и единственный из всех просвещенных реформаторов довел до конца налоговую реформу. Петр Леопольд рассматривал проведенные реформы как шаг на пути к конституционной монархии и распорядился начать работу над созданием конституции для Тосканы. Однако этот замысел остался неосуществленным.
Репутацию «Короля-философа» среди современников заслужил Фридрих II Прусский. Заняв престол в 1740 г., Фридрих II стал править так же деспотично и самовластно. Он стремился лично вершить все дела, сам составлял государственный бюджет. У него не было министров: каждым ведомством управляла коллегия из нескольких человек, получавших приказания от короля. Фридрих II провел судебные реформы: отменил пытки, запретил ведовские процессы, издал кодекс права, в котором провозглашалось равенство всех подданных перед законом.
Когда он пришел к власти, его королевство насчитывало около 2 млн подданных, а в 1786 г., в год его смерти, — примерно 6 млн. Из второстепенной страны Пруссия превратилась в великую европейскую державу, а ее короля стали называть Фридрихом Великим. Широкомасштабная реформаторская деятельность Фридриха II, впечатлявшая многих современников, была продиктована в первую очередь заботой об усилении прусского государства и армии. Он хотел сделать страну богатой и процветающей, преодолеть ее отставание от экономически более развитых европейских держав.
Содержание большой, хорошо оснащенной армии и многочисленных чиновников требовало средств, которые поступали из карманов налогоплательщиков. Король заботился о том, чтобы в государстве не уменьшалось число налогоплательщиков, поэтому он неоднократно, хотя и безуспешно, издавал законы, запрещавшие дворянам сгонять крестьян с земли и захватывать их наделы. Государственные крестьяне получили право владеть землей и передавать ее по наследству.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]