ВВС Беларуси: история становления, беспилотники и другие виды техники на вооружении, задачи и структура войск
---
После распада СССР бывшие союзные республики обрели независимость во всех сферах. Каждое государство стало строить свою систему на основе того, что осталось в наследство от Союза. Беларусь получила значительную часть военных самолётов: транспортных, бомбардировщиков, штурмовиков. Они стали основой для крепкой системы ВВС, которой теперь Беларусь может гордиться как наиболее значительными в Восточной Европе.
История становления ВВС Беларуси
Чуть более семисот летательных единиц — самолётов и вертолётов — достались в наследство Беларуси от Советского Союза: ракетоносцы, бомбардировщики, самолёты-разведчики, истребители, перехватчики. Этот состав послужил основой для создания в июле 1992 года собственного командования Военно-Воздушных Сил. Авиабазы было решено оставить на прежних местах: Минск, Барановичи, Бобруйск, Орша, Кобрин, Поставы, Щучин, Берёза и другие.
Двумя неделями позже, в начале августа, официальный статус получили противоракетные войска. Штаб командования ПВО также находился в Минске, а авиаполки — в Мачулищах и Барановичах.
От советского прошлого стране достался 558-й ремонтный завод, один из крупнейших в СССР. Он находился в Барановичах. После обретения независимости здесь был организован главный авиационный центр: к этому располагали обширная территория, советское оборудование, удобная инфраструктура.
ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» в Барановичах
Со временем часть самолётов была выведена в резерв (законсервирована), ветхие экземпляры списаны, часть продана (например, в Перу, где благодаря разработкам компании «Белтэхэкспорт» была создана мощная разведывательная станция на базе СУ-25УБ). Появились возможности для внедрения передовых разработок и в собственные военно-воздушные силы. Модернизация имеющихся истребителей и штурмовиков проводится регулярно. Все МиГи на вооружении ВВС Беларуси называются экземплярами глубокой белорусской модернизации.
Сегодня командование воздушных сил в стране официально называется ВВС и ПВО Республики Беларусь. В 2001 году две структуры были объединены в одну. Развитие продолжается: появляются летательные аппараты, модернизированные собственными разработками. Новые самолёты преимущественно российского производства с участием белорусских специалистов. Активно развивается проектирование и применение дронов: специалисты сходятся во мнении, что в этой отрасли Беларусь делает невероятные успехи.
Символика
Опознавательные знаки ВВС Беларуси похожи на российский вариант, так как у них общие корни: ВВС СССР.
- флаг: прямоугольник, на котором изображена эмблема ВВС и ПВО с лавровыми и дубовыми листьями, от неё расходятся в виде лучей жёлтые и голубые треугольники;
- самолёты помечены красной пятиконечной звездой, обрамлённой тонкой красной полосой на некотором расстоянии.
Рекорды
ВВС и ПВО республики Беларусь установили несколько мировых рекордов, чем подтвердили звание крупной, мощной системы:
- время набора высоты 3 км, 6 км, 9 км и 12 км без нагрузки;
- время набора этих же значений с нагрузкой 1 и 2 тонны;
- скорость полёта по замкнутому маршруту длиной 100, 500 и 1000 км.
МиГ-29БМ
Катастрофы
На сегодняшний день зафиксировано 11 происшествий с белорусскими самолётами:
- 1996, 23 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: пилот В. Карват отвёл падающий СУ-27 от населённого пункта, разбился и получил звание Героя Беларуси посмертно. Он осуществлял учебно-тренировочный полёт.
- 1997, 24 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: лётчик-испытатель С. Погребан погиб при авиакатастрофе СУ-27. Полёт был тренировочным.
- 2009, 30 августа, город Радом, Польша: представитель командования А. Марфицкий и А. Журавлевич погибли на самолёте СУ-27УБМ. Полёт проходил в рамках авиашоу.
- 2010, 21 апреля, Пружанский р-н, Брестская обл.: при столкновении в воздухе двух МиГ-29 ВВС потеряли одну машину, вторая успешно приземлилась на аэродроме. Без жертв.
- 2010, 23 сентября, Ганцевический р-н, Брестская обл.: С. Коваленко и А. Жигайло погибли во время крушения МиГ-29. Полёт был тренировочным, повышенной сложности и происходил на малой высоте.
- 2011, 29 ноября, Пружанский р-н, Брестская обл.: О. Кохно, Д. Глущенко и В. Бобко погибли при катастрофе вертолёта Ми-24. Полёт был учебным.
- 2012, 12 июня, Новогрудский р-н, Брестскя обл.: пилот Н. Гриднёв погиб вместе с машиной СУ-25.
- 2014, 30 сентября, Лидский р-н, Гродненская обл.: без жертв разбился самолёт СУ-25.
- 2014, 11 ноября, Барановический р-н, Брестская обл.: из-за короткого замыкания загорелся МиГ-29. Без жертв.
- 2016, 25 апреля, Мозырский р-н, Гомельская обл.: авария с участием вертолёта Ми-24П. Без жертв.
- 2017, 23 февраля, Бобруйский р-н, Могилёвская обл.: на аэродроме во время взлёта загорелся МиГ-29. Без жертв. Планировался учебный полёт.
- 1995, 12 сентября: был сбит один из трёх воздушных шаров, вторгшихся в воздушное пространство страны во время соревнований. Двое пассажиров погибли. Экипажи оставшихся воздушных шаров приземлились и получили штраф за отсутствие визы. Интересен тот факт, что военных предупреждали о грядущих соревнованиях воздухоплавателей и предоставляли план полёта.
- 2012, 4 июля: в результате акции шведских граждан против нарушения свободы слова в Беларуси был отстранён от должности главнокомандующий ВВС и ПВО, Д. Пахмелкин. Провокация носила название «плюшевый десант»: легкомоторный самолёт сбросил над Минском и Ивенец плюшевых мишек с парашютиками и табличками.
Структура
В состав ВВС и ПВО входят войска, которые в мирное время несут боевое дежурство:
Военно-воздушные:
- защита воздушного пространства и государственных границ по воздуху;
- десантирование;
- разведка;
- защита воздушного пространства специальными зенитно-ракетными комплексами.
- радиолокационная разведка специальными средствами (РТС) и комплексами автоматизации (КСА) ;
- разведка погоды при помощи специальных беспилотных летательных аппаратов. Примечательно, что военная авиация Беларуси успешно применяет собственные разработки в области БПЛА.
- доставка провизии, вооружения и имущества;
- транспортировка военнослужащих;
- ремонт летательных единиц;
- строительство объектов военно-авиационного назначения.
На службе Республики Беларусь представлены все современные варианты военных летательных аппаратов. Основной состав — транспортные самолёты Ил, Ан, истребители МиГ и СУ — в Беларуси появились ещё в советское время. Из современных — зенитно-ракетные системы, некоторые транспортные вертолёты, учебные самолёты Як-40.
Боевые самолеты
Боевые модели самолетов:
- МиГ-29С, МиГ-29УБ; МиГ-29БМ (белорусская модернизация) — 34;
МиГ-29С - Су-25М, Су-25УБК — 22 (ещё около 20 единиц законсервированы на хранение с советских времён) ;
Су-25М - Су-27, Су-27УБ — 27, большая часть подверглась капремонту и глубокой модернизации в 2017–2018 гг., другим это ещё предстоит.
Су-27УБ
Самолеты, используемые для транспортировки:
- Ил-76 — 2;
Ил-76МД - Ан-26 — 4.
Ан-26
Учебные модели самолетов:
- Як-130 — 8 (половина из них новые, 2017 года выпуска) ;
Як-130 - L-39 производства Чехословакии — 10 (выкуплены у украинских ВВС).
Новое слово в ВВС и ПВО Республики — БПЛА. Разработка Военной Академии при содействии частных компаний, на базе которых происходит выпуск аппаратов. Белорусские беспилотники охотно закупают даже другие страны.
- Гриф-1;
БПЛА «Гриф-1» - Бусел-М;
БПЛА «Бусел-М» - Беркут воздушная мишень;
БПЛА «Беркут воздушная мишень» - Буревестник;
БПЛА «Буревестник» - Indela in Sky.
БПЛА «Indela in Sky»
- Ми-8, Ми-8-МТВ-5 (20), Ми-26 (5) — транспортные;
Ми-8 - Ми-24В, Ми-24-Р, Ми-24К, Ми-24П (12) — ударные;
Ми-24 - разведывательные списаны, на замену им, возможно, придут беспилотники.
Задачи ВВС и войск ПВО
В военное время задачи ВВС и ПВО Республики Беларусь содержат:
- отражение атак противника, уничтожение его летательных аппаратов;
- воздушная защита населения и стратегических объектов, расположенных на земле;
- воздушная поддержка других войск (сухопутных, морских) ;
- десантирование и перехват десантов противника;
- транспортировка кадрового состава, военнослужащих, продовольствия, боеприпасов, имущества;
- разведка.
- несут боевое дежурство;
- выполняют специальные задачи: перевозят руководящие кадры, боевую технику;
- проводят учебные, тренировочные полёты;
- контролируют воздушные границы государства;
- проводят разведку.
Голуб Игорь Владимирович Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь
Штабы белорусских ВВС и ПВО равномерно распределены по территории государства.
- главный штаб располагается в Минске;
- две радиотехнические бригады в Барановичах и Мачулищах;
- истребительная авиабаза с МиГами — Барановичи;
- штурмовая база — Лида;
- пять зенитно-ракетных бригад (Брест, Барановичи, Фаниполь, Борисов, Бобруйск) и два полка в Полоцке;
- авиационный и учебный полигоны;
- полк связи — Минск;
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]