Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести
06.07.2020 3 680 0 +109 Viksar83

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести

---
+109
В закладки
Наверное, никто из зрителей не может себе представить ее молодой – в кино Валентина Сперантова дебютировала с ролей бабушек, около 50 раз появлялась в прямом эфире в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!», а широкая популярность пришла к ней только около 70 лет, когда она сыграла тетю Глашу в «Большой перемене».
Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра

А ведь еще в молодости эта актриса вошла в историю театрального искусства – она стояла у истоков одного из самых сложных направлений советской актерской школы. Почему Сперантовой до 45 лет приходилось переодеваться в мальчишек, а с 50 лет играть старушек – далее в обзоре.

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра
Актриса в молодости

Валентина Сперантова появилась на свет в 1904 г. в г. Зарайске. Кроме нее, в семье было еще 8 детей. Когда Вале было 10 лет, ее отец ушел из жизни, и с этого времени на нее легли домашние хлопоты. Девочка с детства не только помогала матери ухаживать за младшими братьями и сестрами, но и занималась их творческим развитием: она часто устраивала домашние спектакли, все костюмы и декорации для которых мастерила из подручных материалов. В школе Валентина вместе с одноклассниками организовала драматический кружок и начала участвовать в спектаклях любительского театра. Свое первое выступление на профессиональной сцене она запомнила навсегда: ей нужно было просто взять пряник на сцене и откусить. Самого спектакля Валентина позже не могла вспомнить – больше всего ее впечатлили огни рампы и то, что домой ее отвез извозчик, как настоящую актрису.

Еще в школьном драмкружке ей часто доставались мужские роли – никто из девочек не соглашался изображать стариков, а Валентина без труда справлялась с этой задачей. Однажды ее на сцене увидел заезжий артист из Москвы. Он пригласил ее в столицу и пообещал помочь с поступлением в театральный вуз. Доверчивая провинциалка поспешила приехать в Москву, но обещанной помощи так и не получила. Она уже собралась возвращаться домой, но тут заболела тифом и несколько месяцев провела в больнице. За это время Валентина все обдумала и решила остаться в столице. С первого раза ей удалось поступить в театральный вуз, который в 1922 г. получил название ГИТИС.

Актерский путь Валентины Сперантовой начался в детских театрах. С первых же дней она столкнулась с серьезной проблемой: актрис в труппе было в избытке, а вот актеров не хватало. О ролях героинь Валентина даже мечтать не могла – она была слишком щуплой, невысокой и худенькой, и еще при поступлении в театральный вуз ей сказали о том, что ее внешность неказиста для героини. Но свою нишу она все-таки нашла – это были роли травести. На сцене театра Сперантова их сыграла столько, что ее начали называть «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра

Амплуа травести существовало в театре задолго до зарождения советских детских театров, но в ту пору травести стали целым направлением советской актерской школы, у истоков которой стояла Валентина Сперантова. Очень часто для детских ролей не удавалось найти подходящего ребенка, и хрупкая актриса воплощала на сцене эти образы. Часто ей доводилось играть и старичков, и разнообразных сказочных героев, но образы детей были в ее исполнении особенно удачными, ведь в их создании у нее была своя методика. «Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки», – делилась своими размышлениями актриса.

Свою первую роль в кино Валентина Сперантова сыграла только в 49 лет, но к этому моменту она стала одной из самых популярных театральных актрис. Режиссер Мария Кнебель о ней говорила: «Я была далека от детского театра, но имя Сперантовой было широко известно. Она была одной из популярнейших травести. Играла с одинаковым успехом мальчиков и девочек, умела перевоплощаться, умела подчинять голос, пластику, характер общения зерну авторского образа. Созданные ею роли казались мальчиками и девочками, которых мы знали, видели в жизни».

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра
Кадр из фильма *Рядом с вами*, 1967

До 45 лет Сперантова играла роли подростков, а почти в 50 дебютировала в кино в роли старушки! Такой резкий переход от детских ролей сразу к возрастным тоже был редкостью, но актриса справилась и с этой задачей, хотя это было очень непросто. Решение уйти из амплуа травести она приняла после того, как один из юных зрителей, увидев ее на сцене в образе Чиполлино, заявил о том, что ему очень понравился «этот старенький мальчик».

Поначалу она примерила на себя возрастные роли в театре, а затем появилась в них и в кино. У нее почти не было главных ролей – только бабушки, экономки, пожилые соседки, нянечки, появлявшиеся в небольших эпизодах. Но даже эпизоды с ее участием сразу же запоминались зрителям.

Ее самой известной работой в кино стала роль уборщицы тети Глаши в фильме «Большая перемена». Ее героиня завоевала не меньше зрительских симпатий, чем главные персонажи. Наверняка всем запомнилась ее фраза: «Двойку что ль пришел исправлять? Так тебе и надо! Я бы вам только двойки и ставила! Придут, натопчут тут, натопчут, нет чтобы школу запереть – вот и стояла бы чистая!». После премьеры фильма актрисе приходило много писем, в одном из которых были слова, послужившие самой высокой оценкой ее творчества: «Вы очень похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет».

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра
Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973

Ее заслуги были оценены по достоинству: в 1970 г. Сперантовой было присвоено звание Народной артистки СССР, в 1972 г. ей вручили золотую медаль на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме «Страница жизни», а еще через два года – Государственную премию РСФСР за театральную деятельность. Помимо ролей в театре и в кино, актриса озвучила более 100 мультфильмов, 40 лет проработала на Всесоюзном радио, где участвовала в радиопостановках, около 50 раз появлялась на телеэкранах в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»

Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести Валентина, Сперантова, актриса, сцене, травести, только, ролей, Сперантовой, детских, фильме, театре, которых, часто, театральный, очень, ребенка, стояла, фильма, сыграла, театра
Валентина Сперантова в фильме *Какая у вас улыбка*, 1974

В 1970-х гг. актрису начало подводить здоровье. Из-за проблем с сердцем врачи порекомендовали ей сократить нагрузки в театре и в кино, но она все еще много работала на радио и преподавала в Театральном училище им. М. Щепкина. В последний раз зрители увидели ее на экранах в фильме «Доброта» в 1977 г. и телеспектакле «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» в 1978 г. Но сама актриса премьеру этого телеспектакля уже не увидела – 6 января 1978 г. Валентина Сперантова ушла из жизни накануне своего 74-летия.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]