Почему Валентину Сперантову называли пионером советского травести
---
Наверное, никто из зрителей не может себе представить ее молодой – в кино Валентина Сперантова дебютировала с ролей бабушек, около 50 раз появлялась в прямом эфире в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!», а широкая популярность пришла к ней только около 70 лет, когда она сыграла тетю Глашу в «Большой перемене».
А ведь еще в молодости эта актриса вошла в историю театрального искусства – она стояла у истоков одного из самых сложных направлений советской актерской школы. Почему Сперантовой до 45 лет приходилось переодеваться в мальчишек, а с 50 лет играть старушек – далее в обзоре.
Актриса в молодости
Валентина Сперантова появилась на свет в 1904 г. в г. Зарайске. Кроме нее, в семье было еще 8 детей. Когда Вале было 10 лет, ее отец ушел из жизни, и с этого времени на нее легли домашние хлопоты. Девочка с детства не только помогала матери ухаживать за младшими братьями и сестрами, но и занималась их творческим развитием: она часто устраивала домашние спектакли, все костюмы и декорации для которых мастерила из подручных материалов. В школе Валентина вместе с одноклассниками организовала драматический кружок и начала участвовать в спектаклях любительского театра. Свое первое выступление на профессиональной сцене она запомнила навсегда: ей нужно было просто взять пряник на сцене и откусить. Самого спектакля Валентина позже не могла вспомнить – больше всего ее впечатлили огни рампы и то, что домой ее отвез извозчик, как настоящую актрису.
Еще в школьном драмкружке ей часто доставались мужские роли – никто из девочек не соглашался изображать стариков, а Валентина без труда справлялась с этой задачей. Однажды ее на сцене увидел заезжий артист из Москвы. Он пригласил ее в столицу и пообещал помочь с поступлением в театральный вуз. Доверчивая провинциалка поспешила приехать в Москву, но обещанной помощи так и не получила. Она уже собралась возвращаться домой, но тут заболела тифом и несколько месяцев провела в больнице. За это время Валентина все обдумала и решила остаться в столице. С первого раза ей удалось поступить в театральный вуз, который в 1922 г. получил название ГИТИС.
Актерский путь Валентины Сперантовой начался в детских театрах. С первых же дней она столкнулась с серьезной проблемой: актрис в труппе было в избытке, а вот актеров не хватало. О ролях героинь Валентина даже мечтать не могла – она была слишком щуплой, невысокой и худенькой, и еще при поступлении в театральный вуз ей сказали о том, что ее внешность неказиста для героини. Но свою нишу она все-таки нашла – это были роли травести. На сцене театра Сперантова их сыграла столько, что ее начали называть «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».
Амплуа травести существовало в театре задолго до зарождения советских детских театров, но в ту пору травести стали целым направлением советской актерской школы, у истоков которой стояла Валентина Сперантова. Очень часто для детских ролей не удавалось найти подходящего ребенка, и хрупкая актриса воплощала на сцене эти образы. Часто ей доводилось играть и старичков, и разнообразных сказочных героев, но образы детей были в ее исполнении особенно удачными, ведь в их создании у нее была своя методика. «Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки», – делилась своими размышлениями актриса.
Свою первую роль в кино Валентина Сперантова сыграла только в 49 лет, но к этому моменту она стала одной из самых популярных театральных актрис. Режиссер Мария Кнебель о ней говорила: «Я была далека от детского театра, но имя Сперантовой было широко известно. Она была одной из популярнейших травести. Играла с одинаковым успехом мальчиков и девочек, умела перевоплощаться, умела подчинять голос, пластику, характер общения зерну авторского образа. Созданные ею роли казались мальчиками и девочками, которых мы знали, видели в жизни».
Кадр из фильма *Рядом с вами*, 1967
До 45 лет Сперантова играла роли подростков, а почти в 50 дебютировала в кино в роли старушки! Такой резкий переход от детских ролей сразу к возрастным тоже был редкостью, но актриса справилась и с этой задачей, хотя это было очень непросто. Решение уйти из амплуа травести она приняла после того, как один из юных зрителей, увидев ее на сцене в образе Чиполлино, заявил о том, что ему очень понравился «этот старенький мальчик».
Поначалу она примерила на себя возрастные роли в театре, а затем появилась в них и в кино. У нее почти не было главных ролей – только бабушки, экономки, пожилые соседки, нянечки, появлявшиеся в небольших эпизодах. Но даже эпизоды с ее участием сразу же запоминались зрителям.
Ее самой известной работой в кино стала роль уборщицы тети Глаши в фильме «Большая перемена». Ее героиня завоевала не меньше зрительских симпатий, чем главные персонажи. Наверняка всем запомнилась ее фраза: «Двойку что ль пришел исправлять? Так тебе и надо! Я бы вам только двойки и ставила! Придут, натопчут тут, натопчут, нет чтобы школу запереть – вот и стояла бы чистая!». После премьеры фильма актрисе приходило много писем, в одном из которых были слова, послужившие самой высокой оценкой ее творчества: «Вы очень похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет».
Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973
Ее заслуги были оценены по достоинству: в 1970 г. Сперантовой было присвоено звание Народной артистки СССР, в 1972 г. ей вручили золотую медаль на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме «Страница жизни», а еще через два года – Государственную премию РСФСР за театральную деятельность. Помимо ролей в театре и в кино, актриса озвучила более 100 мультфильмов, 40 лет проработала на Всесоюзном радио, где участвовала в радиопостановках, около 50 раз появлялась на телеэкранах в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
Валентина Сперантова в фильме *Какая у вас улыбка*, 1974
В 1970-х гг. актрису начало подводить здоровье. Из-за проблем с сердцем врачи порекомендовали ей сократить нагрузки в театре и в кино, но она все еще много работала на радио и преподавала в Театральном училище им. М. Щепкина. В последний раз зрители увидели ее на экранах в фильме «Доброта» в 1977 г. и телеспектакле «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» в 1978 г. Но сама актриса премьеру этого телеспектакля уже не увидела – 6 января 1978 г. Валентина Сперантова ушла из жизни накануне своего 74-летия.
А ведь еще в молодости эта актриса вошла в историю театрального искусства – она стояла у истоков одного из самых сложных направлений советской актерской школы. Почему Сперантовой до 45 лет приходилось переодеваться в мальчишек, а с 50 лет играть старушек – далее в обзоре.
Актриса в молодости
Валентина Сперантова появилась на свет в 1904 г. в г. Зарайске. Кроме нее, в семье было еще 8 детей. Когда Вале было 10 лет, ее отец ушел из жизни, и с этого времени на нее легли домашние хлопоты. Девочка с детства не только помогала матери ухаживать за младшими братьями и сестрами, но и занималась их творческим развитием: она часто устраивала домашние спектакли, все костюмы и декорации для которых мастерила из подручных материалов. В школе Валентина вместе с одноклассниками организовала драматический кружок и начала участвовать в спектаклях любительского театра. Свое первое выступление на профессиональной сцене она запомнила навсегда: ей нужно было просто взять пряник на сцене и откусить. Самого спектакля Валентина позже не могла вспомнить – больше всего ее впечатлили огни рампы и то, что домой ее отвез извозчик, как настоящую актрису.
Еще в школьном драмкружке ей часто доставались мужские роли – никто из девочек не соглашался изображать стариков, а Валентина без труда справлялась с этой задачей. Однажды ее на сцене увидел заезжий артист из Москвы. Он пригласил ее в столицу и пообещал помочь с поступлением в театральный вуз. Доверчивая провинциалка поспешила приехать в Москву, но обещанной помощи так и не получила. Она уже собралась возвращаться домой, но тут заболела тифом и несколько месяцев провела в больнице. За это время Валентина все обдумала и решила остаться в столице. С первого раза ей удалось поступить в театральный вуз, который в 1922 г. получил название ГИТИС.
Актерский путь Валентины Сперантовой начался в детских театрах. С первых же дней она столкнулась с серьезной проблемой: актрис в труппе было в избытке, а вот актеров не хватало. О ролях героинь Валентина даже мечтать не могла – она была слишком щуплой, невысокой и худенькой, и еще при поступлении в театральный вуз ей сказали о том, что ее внешность неказиста для героини. Но свою нишу она все-таки нашла – это были роли травести. На сцене театра Сперантова их сыграла столько, что ее начали называть «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра».
Амплуа травести существовало в театре задолго до зарождения советских детских театров, но в ту пору травести стали целым направлением советской актерской школы, у истоков которой стояла Валентина Сперантова. Очень часто для детских ролей не удавалось найти подходящего ребенка, и хрупкая актриса воплощала на сцене эти образы. Часто ей доводилось играть и старичков, и разнообразных сказочных героев, но образы детей были в ее исполнении особенно удачными, ведь в их создании у нее была своя методика. «Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки», – делилась своими размышлениями актриса.
Свою первую роль в кино Валентина Сперантова сыграла только в 49 лет, но к этому моменту она стала одной из самых популярных театральных актрис. Режиссер Мария Кнебель о ней говорила: «Я была далека от детского театра, но имя Сперантовой было широко известно. Она была одной из популярнейших травести. Играла с одинаковым успехом мальчиков и девочек, умела перевоплощаться, умела подчинять голос, пластику, характер общения зерну авторского образа. Созданные ею роли казались мальчиками и девочками, которых мы знали, видели в жизни».
Кадр из фильма *Рядом с вами*, 1967
До 45 лет Сперантова играла роли подростков, а почти в 50 дебютировала в кино в роли старушки! Такой резкий переход от детских ролей сразу к возрастным тоже был редкостью, но актриса справилась и с этой задачей, хотя это было очень непросто. Решение уйти из амплуа травести она приняла после того, как один из юных зрителей, увидев ее на сцене в образе Чиполлино, заявил о том, что ему очень понравился «этот старенький мальчик».
Поначалу она примерила на себя возрастные роли в театре, а затем появилась в них и в кино. У нее почти не было главных ролей – только бабушки, экономки, пожилые соседки, нянечки, появлявшиеся в небольших эпизодах. Но даже эпизоды с ее участием сразу же запоминались зрителям.
Ее самой известной работой в кино стала роль уборщицы тети Глаши в фильме «Большая перемена». Ее героиня завоевала не меньше зрительских симпатий, чем главные персонажи. Наверняка всем запомнилась ее фраза: «Двойку что ль пришел исправлять? Так тебе и надо! Я бы вам только двойки и ставила! Придут, натопчут тут, натопчут, нет чтобы школу запереть – вот и стояла бы чистая!». После премьеры фильма актрисе приходило много писем, в одном из которых были слова, послужившие самой высокой оценкой ее творчества: «Вы очень похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет».
Кадр из фильма *Большая перемена*, 1972-1973
Ее заслуги были оценены по достоинству: в 1970 г. Сперантовой было присвоено звание Народной артистки СССР, в 1972 г. ей вручили золотую медаль на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в фильме «Страница жизни», а еще через два года – Государственную премию РСФСР за театральную деятельность. Помимо ролей в театре и в кино, актриса озвучила более 100 мультфильмов, 40 лет проработала на Всесоюзном радио, где участвовала в радиопостановках, около 50 раз появлялась на телеэкранах в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
Валентина Сперантова в фильме *Какая у вас улыбка*, 1974
В 1970-х гг. актрису начало подводить здоровье. Из-за проблем с сердцем врачи порекомендовали ей сократить нагрузки в театре и в кино, но она все еще много работала на радио и преподавала в Театральном училище им. М. Щепкина. В последний раз зрители увидели ее на экранах в фильме «Доброта» в 1977 г. и телеспектакле «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» в 1978 г. Но сама актриса премьеру этого телеспектакля уже не увидела – 6 января 1978 г. Валентина Сперантова ушла из жизни накануне своего 74-летия.
Источник: showbiz.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]