Ил-86: схема пассажирского салона самолета, описание конструкции и истории создания
---
Ил-86 – широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, предназначенный для выполнения регулярных рейсов на авиалиниях средней дистанции. Стал самым массовым советским самолетом своего класса. Производился с 1980 года, всего было выпущено 106 машин. Его также неофициально называли «первый советский аэробус». Несмотря на вывод Ил-86 из эксплуатации, некоторые машины используются до сих пор.
История создания Ил-86
Свое начало история создания Ил-86 берет еще в 1967 году, когда советскому «Аэрофлоту» потребовался новый пассажирский авиалайнер. Его главное назначение было в перевозке большого числа людей.
Компании требовался самолет, который сможет вмещать от 250 до 300 человек на борту и летать на средние дистанции. Зная об этом, Совмин СССР выпустил соответствующее постановление, подразумевающее начало разработки нового авиалайнера конструкторским бюро имени Ильюшина.
Сначала предполагали проработать модификацию Ил-62, которая будет вмещать до 250 пассажиров и получит увеличенный по длине фюзеляж. Позже было предложено создать на базе той же модели двухпалубную версию, чтобы она могла перевозить до 350 человек. Также рассматривался вариант разработки однопалубного Ил-62 с фюзеляжем овального сечения и двумя кабинами.
Все три проекта позднее были отклонены, как неудовлетворительные и сомнительные. Параллельно иностранные авиастроительные компании разрабатывали широкофюзеляжные самолеты с большой вместимостью и повышенным уровнем комфорта. Тогда были выпущены популярные Boeing 747, Airbus A300 и DC-10.
После многократных обсуждений к 1970 году было составлено техническое задание, которое подразумевало разработку кардинально нового самолета. Он должен был стать широкофюзеляжным и вмещать не менее 350 пассажиров. В 1972 году Совмин СССР выпустил официальный приказ о старте разработки самолета Ил-86 по представленному техническому заданию. Требовалось, чтобы на авиалайнере реализовали возможность перевозки пассажирами своего малогабаритного багажа в основном салоне и установили три входных двери с наличием собственных трапов.
Самолет должен был обеспечивать комфортный перелет клиентам авиакомпании и избавить службы аэропортов от необходимости подгонять специальную технику при посадке и высадке людей. Для этого конструкторам потребовалось провести множество исследований, чтобы правильно определить оптимальные габариты фюзеляжа будущей машины. Получив результаты, они произвели полный расчет, который позднее был признан подходящим.
Согласно плану, фюзеляж по ширине должен был вмещать девять кресел, разделенных по три двумя проходами. Также была проработана механизация крыла – она обеспечивала высокую подъемную силу, позволяющую взлетать с коротких ВПП. При просчете других составляющих учитывалось состояние аэродромов по всей стране.
После нескольких лет разработки конструкторское бюро представило опытный образец. В декабре 1976 года он выполнил первый полет, а в июне 1977 его продемонстрировали на международной авиационной выставке в Париже. К осени 1978 заводские испытания завершились. Ил-86 получил сертификат летной годности в декабре 1980 года после прохождения государственных тестов. 26 декабря он выполнил первый регулярный рейс из Москвы в Ташкент. В 1981 году на самолете установили 18 мировых рекордов.
Первый полет ИЛ-86
После запуска серийного производства и начала выполнения на нем регулярных рейсов конструкторы стали прорабатывать модификации. В последующие годы ОКБ представило еще три варианта этого авиалайнера, отличающихся некоторыми деталями и назначением. В конце 1990 годов предлагалось монтировать на Ил-86 новую силовую установку, которая могла бы увеличить дальность полета, но идея осталась нереализованной. В 2000 годах авиакомпании начали постепенно выводить самолет из эксплуатации.
Схема пассажирского салона
При создании Ил-86 схеме салона уделяли особое внимание, так как конструкторам было важно добиться наибольшего уровня комфортабельности самолета для пассажиров. Кабина пилотов была рассчитана на трех-пяти членов экипажа. Таким образом, салон разделялся на отдельные зоны.
Существовало три варианта компоновки самолета (по количеству мест) :
- одноклассовая – 350;
- двухклассовая – 234;
- трехклассовая – 214.
На границе разных классов располагается буфет и техническая зона. Туалеты размещаются в передней и задней части салона. Иногда имеется дополнительный в середине. По бокам установлены три выхода, через которые осуществляется посадка и высадка пассажиров. Основная кухня и грузовые отсеки размещены на нижней палубе.
Летно-технические характеристики Ил-86
Ил-86 стал первым широкофюзеляжным авиалайнером, выпущенным советскими конструкторами, и отличался от предыдущих самолетов крупными габаритами. Чтобы обеспечить вместимость до 350 пассажиров, пришлось увеличить его высоту до 15,81 м, а длину – до 59,94 м.
Размах крыла составил 48,06 м при его площади 320 м². Базовая модель Ил-86 при полном снаряжении весит 111,5 тонн, ее грузоподъемность составляет 42 тонны. Предельная взлетная масса ограничивается 215 тоннами, из которых 88 выделяется под топливо.
Техническими характеристиками Ил-86 привлек многих покупателей. Он работает на четырех турбореактивных двигателях НК-86, каждый из которых обеспечивает тягу 13000 кгс. На борту также присутствует вспомогательная установка ВСУ-10.
Самолет способен разгоняться до 950 км/ч, крейсерская скорость составляет 900 км/ч. Дальность полета ограничена 3800 км, практический потолок – 12000 м. Удельный расход топлива при полете равен 34,5 г/ (пасс. км), часовой достигает 9900 кг/ч. При взлете авиалайнеру требуется разбег длиной 2800 м, при посадке – пробег до 2300 м.
Описание конструкции
В качестве основы для самолета Ил-86 была выбрана схема низкоплана со стреловидным крылом. Широкофюзеляжная компоновка позволила добиться большой вместимости пассажиров. Аэродинамические свойства авиалайнера обеспечиваются стреловидностью крыла, равной 35°. Его механизация включает дополнительные элементы, обеспечивающие комфортное и точное управление полетом и движением при взлете или посадке. Оперение авиалайнера однокилевое.
Шасси относится к трехопорному типу. Боковые стойки установлены под крылом, средняя – под днищем фюзеляжа. Все они состоят из четырех колес и равномерно распределяют давление по ВПП. В передней части корпуса имеется вспомогательная стойка из двух колес.
Авиалайнер работает на четырех двигателях НК-86, которые были разработаны специально для него. Они представляют собой серьезную модификацию модели НК-8, применявшейся на Ил-62. Также на борту используется дополнительная установка ВСУ-10, расположенная в корме машины внутри специального отсека. На каждый основной двигатель приходится одна гидравлическая система. Они отвечают за управление рулевыми элементами, выпуск шасси, торможение и некоторые другие механические функции.
Двигатель НК-86
Кабина пилотов оборудуется необходимыми приборами, обеспечивающими точную навигацию и связь с землей. Управление самолетом производится с помощью штурвалов двумя пилотами. Вспомогательное оборудование предназначено для ориентации в воздухе даже при неблагоприятных погодных условиях и в ночное время суток.
Вы летали на самолете ИЛ-86?ДаНет
Безопасность самолета
При разработке самолета конструкторы уделяли много внимания уровню безопасности. Она выражалась в общем качестве созданной машины и наличии продвинутых современных электронных систем, включая улучшенный автопилот. Статистика показывает, что Ил-86 стал одним из самых безопасных авиалайнеров в мире. Тем не менее на нем произошло несколько примечательных аварий, которые привели к жертвам или чудом обошлись без них. Все эти рейсы выполнялись российскими перевозчиками.
Четыре крупных аварии:
- март, 1994 – самолет стоял на территории аэропорта в Дели и был поврежден попавшим в аварийную ситуацию Boeing 737, в результате удара Ил-86 загорелся, что привело к гибели восьми сотрудников обслуживания;
- июнь, 1998 – при выполнении регулярного рейса до Шереметьево на Ил-86 была произведена грубая посадка, обошлось без пострадавших, но уже через месяц самолет списали и вывели из эксплуатации;
- сентябрь, 2001 – экипаж авиалайнера допустил грубые ошибки во время посадки в Дубае и не выпустил шасси, при касании взлетно-посадочной полосы Ил-86 воспламенился, никто не пострадал, аварийная ситуация была быстро разрешена;
- июль, 2002 – при взлете возникли проблемы со стабилизатором, что привело к сваливанию и падению самолета, в результате катастрофы погибли 14 человек из 16, присутствовавших на борту, виновными были признаны члены экипажа.
Достоинства и недостатки Ил-86
Самолет, ставший первым в СССР широкофюзеляжным авиалайнером, не мог остаться незамеченным и не получить примечательных особенностей. Поэтому Ил-86 имеет несколько важных достоинств и ряд определенных недостатков, которые отчасти связаны с его классом.
Основные преимущества:
- увеличенная вместительность – самолет смог принимать на борт до 350 человек и перевозить их на довольно большие дистанции;
- нестандартная продвинутая компоновка салона – вместимость стала сочетаться с высочайшим уровнем комфорта;
- новая начинка – на борту установили современное электронное оборудование, обеспечивающее точность и надежность работы систем управления;
- высокая безопасность – конструкторы сделали все для повышения ее уровня при полетах и сохранения человеческих жизней при авариях.
Минусы:
- мощность двигателей – технические показатели могли быть выше, если бы на самолет поставили другие модели;
- взлетная масса – была очень большой, что могло создать ряд неудобств;
- необходимый разбег – для взлета Ил-86 требовался пробег длиной 2,8 км, что мог обеспечить не каждый аэропорт;
- расход топлива – при полетах затрачивалось много горючего, что делало авиалайнер недостаточно экономичным;
- шум двигателей – во время работы они издавали сильный шум, уровень которого превышал допустимые рамки международных стандартов.
Модификации
Базовая версия Ил-86 предназначалась исключительно для перевозки пассажиров на регулярных рейсах средней дальности. Позднее было создано две модификации, получивших переработанные характеристики. Также конструкторы разработали одну особую версию для военных нужд.
Выпущенные модификации:
- Ил-86В – проект улучшенной модели с увеличенным количеством мест, она могла перевозить 450 пассажиров на расстояние до 4000 км, дополнительно планировалось внести мелкие исправления;
- Ил-86Д – опытный образец модифицированной версии, позднее был переименован в Ил-96, улучшенная его модель может перевозить до 435 пассажиров и работает на двигателях ПС-90А-1 с тягой 16000 кгс;
- Ил-80/87 – специальная версия самолета, представляет собой воздушный командный пункт для управления войсками с воздуха, может дозаправляться во время полета и получила дополнительный аппаратный отсек, также называется Ил-86ВКП.
Места производства самолета
После проработки проекта самолета Ил этой модели потребовалось выбрать предприятие, которое будет заниматься его производством. Опытный образец был собран в Воронеже с соблюдением всех сроков.
После официального принятия самолета комиссией было объявлено о старте массового производства. Организовали его на том же воронежском авиастроительном заводе, где с конвейера сошло более ста машин. Производился Ил-86 до 1993 года, пока его сборка не была окончательно закрыта.
Ориентировочная стоимость разных моделей
Пассажирский самолет такого класса стоит огромных денег. Реальная стоимость Ил-86 на момент производства не разглашалась. По оценкам экспертов, речь идет о 5000000 долларов.
При анализе были учтены несколько факторов, включая применение иностранного оборудования и необходимость подгонки под международные стандарты. Если сравнить ее с ценой на другие самолеты, то она крайне мала – простейшая версия Boeing 737 стоит 80 млн долларов.
Авиакомпании-эксплуатанты
Основным эксплуатантом Ил-86 стал советский «Аэрофлот». Он использовал авиалайнер для выполнения регулярных рейсов на территории СССР, периодически запуская направления до ближайших государств. Изначально некоторые аэропорты не могли принимать такой самолет, но позднее их ВПП были модернизированы, что решило проблему.
На покупку Ил-86 было заключено два контракта. Первый подписали с польской авиакомпанией, второй – с немецкой. Обе сделки были сорваны по разным причинам. Единственная экспортная поставка состоялась только в 1990 году по договору с китайской авиакомпанией. В 2003 самолеты вернулись на родину.
Списание авиалайнеров началось в 2000 годах. Последние рейсы на Ил-86 выполнялись из Москвы в Крым, Сочи и Новосибирск от компании «Донавиа». Иногда запускались перелеты в ближайшие государства. В 2011 году самолет под бортовым номером RA-86141 произвел последний коммерческий полет в истории Ил-86 из Москвы в Турцию. Сейчас он находится на хранении.
В реестре Ил-86 отмечено, что всего осталось 15 самолетов, остальные были распилены. Два из них эксплуатируются ВВС РФ, десять находятся на хранении, три установлены в качестве памятников.
Ил-86 стал прорывов в советском авиастроении. Его разработка позволила продвинуть гражданскую авиацию на новый уровень. Современные технологии, высокая безопасность и огромная пассажировместимость – все это стало главным в новом авиалайнере. Преимущества были очень значимы и перевешивали недостатки. Поэтому самолет успешно эксплуатировался для авиаперевозок до 2011 года и стал основой для других моделей.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]