«Опрос свидетелей и жертв преступления»: видеоблогер-политэмигрант о проекте на Донбассе
---
«Если исполнится моя мечта, и я смогу приезжать в Донецк для сбора материала в полевых условиях, у меня грандиозные задумки и планы. Людям, которые не были в Донецке, трудно представить, что это за вселенная. Это психоделия и соцреализм, индастриал и нежный романс в одном флаконе. Мне хотелось бы показать самые разные стороны жизни этого уникального края. Причём, прежде всего, именно жизнь!» — видеоблогер Светлана Пикта, которой вместе с семьей пришлось покинуть Киев из-за политических преследований, дала интервью «Русской Весне».
— Светлана, расскажите о Вашем проекте «Посмотри в глаза Донбассу».
— Донецк меня вырастил и воспитал, но честно говоря, у меня даже в мыслях не было, что я буду заниматься темой Донбасса как корреспондент. Я прожила там почти 20 лет до своего переезда в Киев, и после того, как увидела хроники уничтожения Донбасса постмайдановскими военными формированиями, первые смерти мирных жителей, в том числе множества детей, фотографии разрушенных зданий, в которых жила, училась в детстве — я понимала, что это такие высокие ноты трагедии, на которых не удержишься, не разорвав сердце.
Тема Донбасса всё равно так или иначе всё время была со мной. Например, мне пришлось пополнить ряды политэмигрантов благодаря тому, что во время сборов на «АТО» в киевской гимназии опубликовала фотографию памятника погибшим детям Донбасса.
Но мечтать, что я потяну такую тему на профессиональном уровне — нет, я этого не представляла.
И поэтому, когда мне в редакции Украина.ру предложили заняться Донбассом, у меня был шок и смешанные чувства: сильный страх, что я не вынесу полного погружения в эту боль, и мощное воодушевление, что вот, мне предоставляется случай прорвать «петлю молчания» вокруг этой темы, появилась спортивная злость, азарт, ведь эту тему глушат и душат.
Все мы видели и знаем, как один за другим блокируют каналы на Ютуб и прочих проамериканских ресурсах СМИ, которые занимаются этой темой; и другой пример — фильм европейского режиссёра Любомира Данкова, «Дети Донбасса» который взял большое количество наград на фестивалях документального кино, причем в основном в США, но который в то же время не допускают в прокат нигде.
Когда мы в редакции обсуждали, как назвать проект, было много вариантов. «Услышать Донбасс», «Донбасс глазами простых людей» «Глаза Донбассу» и в конечном итоге пришли к названию «Посмотри в глаза Донбассу».
Этот призыв лучше всего отображает суть той цели, к которой мы в редакции идём.
— Какие интервью и с кем Вас больше всего поразили?
— Очень трудно выделить что-то. Все поражают. Вы понимаете, это как опрос свидетелей и жертв преступления! Одиннадцатилетняя писательница Фаина Савенкова
или глава ДНР Денис Пушилин, кардиолог Виталий Фролков или дирижёр филармонии Владимир Заводиленко, волонтёр Андрей Лысенко или доброволец из Сербии Братислав Живкович, журналист Майя Пирогова или шахтёр-пенсионер Виталий Солнцев — каждый из этих людей — живой свидетель того, что там происходит на самом деле.
Как можно, имея сердце, не поражаться словам двенадцатилетней Лилечки Кравец, которая представляется как «Лилия Александровна», смотрит на тебя, как взрослый человек и говорит, что её детская мечта — это «я очень хочу жить».
При этом она поразительно похожа на твои детские фотографии из музыкальной школы города миллиона роз — те же белые косички. Иногда приходится ставить на паузу и просить минуту, чтобы прийти в себя. Редакция поначалу делала мне замечания, что нужно менее эмоционально реагировать на слова людей, но у меня это пока не очень-то получается.
— Какие у Вас осталось впечатления о Денисе Пушилине после интервью с ним?
— О, я, конечно, серьёзно волновалась. Боялась, что растеряюсь или со мной будут говорить свысока и сухо. Интервью мне назначили на 10 утра, и я перед этим не выспалась от волнения. Возможно, это бросалось в глаза, не знаю, но перед записью эфира Денис Владимирович снял моё напряжение очень просто — поинтересовался, как мы переживаем карантин, и мы вместе посетовали, что закрыли бассейны.
Мне сразу стало легче, я поняла, что собеседник меня услышит и ответит без раздражения.
Удивила именно вот эта прозрачность общения, без двойного дна. Политики очень часто высказываются уклончиво, здесь такого не было.
И главное — ни одного слова мне не сказали вырезать, интервью ушло в эфир полностью таким, каким было записано, хотя там были и «неудобные» вопросы.
Вообще люди Донбасса поражают меня какой-то внутренней, как будто встроенной дисциплинированностью и ясностью мысли. А ещё меня удивляет их неозлоблённость (хотя она, казалось бы — была совершенно оправдана и даже естественна!) и уважение к чужому мнению, чего давно уже нет на подмайдановской Украине.
Нынешний глава ДНР, к счастью, не исключение. Нужно принять во внимание уникальный исторический момент, в котором Денису Владимировичу выпало быть главой Республики: война и совершенно ясные, определённые ориентиры и цели — всё это накладывает особый, уже узнаваемый отпечаток на людей Донбасса. На Пушилина, к слову, было совершено несколько покушений, а его предшественника, Александра Захарченко, как мы знаем, убили украинские спецслужбы, так что мне было интересно поговорить с человеком, который в общем-то знает, что находится под постоянным прицелом.
Как говорил мне один знакомый донецкий поэт: всё проверяется смертью, с людей слетает вся шелуха, всё наносное.
— Какие бы сюжеты хотели бы снять, если бы лично приехали в Донецк?
— Если исполнится моя мечта, и я смогу приезжать в Донецк для сбора материала в полевых условиях, у меня грандиозные задумки и планы.
Людям, которые не были в Донецке, трудно представить, что это за вселенная.
Это психоделия и соцреализм, индастриал и нежный романс в одном флаконе. Мне хотелось бы показать самые разные стороны жизни этого уникального края. Причём прежде всего именно жизнь!
Поучаствовать в качестве корреспондента в показе мод дизайнера Светланы Топаловой, прийти на концерт к Владимиру Заводиленко в филармонию, поплавать в своём родном бассейне Динамо, сделать сюжет на пляже в Седово и в кафе на берегу Кальмиуса, пройтись в красном платье среди роз по Набережной с опросом, снять репортаж о ценах на рынках и в магазинах, показать уникальные донецкие трамваи, попасть на встречу поэтов, зайти на филфак ДонГУ, взять интервью у шахтёров, добровольцев из разных стран, посетить освобождённые от ВФУ городки и города Донецкой и Луганских областей и показать их жизнь, но главное, наверно, обнять деток в красной и серой зоне.
Семен Сергейцев
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]