Физики увидели влияние квантовых флуктуаций на макроскопический объект
02.07.2020 4 402 0 +118 cemero4kaa

Физики увидели влияние квантовых флуктуаций на макроскопический объект

Физики увидели влияние квантовых флуктуаций на макроскопический объект квантовых, флуктуаций, влияние, измерения, зеркала, квантового, смещение, Nature, ученые, сжатия, шумов, волны, можно, измерить, является, зеркал, детекторов, гравитационных, которые, корреляций

Yu, H, et al. / Nature, 2020

Коллаборация LIGO впервые напрямую измерила влияние квантовых флуктуаций на макроскопический объект — зеркало весом 40 килограмм. Работа опубликована в журнале Nature.

Одно из самых удивительных предсказаний квантовой теории поля состоит в том, что вакуум пространства не пустой, а наполнен виртуальными частицами, которые рождаются и умирают в связи с квантовым флуктуациями. Несмотря на то, что эти флуктуации очень слабые, ученые могут измерить их влияние на поля или маленькие объекты. Однако, в повседневной жизни, имея дело с макроскопическими системами, мы не способны почувствовать напрямую влияние квантовых флуктуаций.

Обсерватория LIGO, где были впервые задетектированы гравитационные волны, является одной из самых точных установок в мире. Обсерватория состоит из двух огромных детекторов, которые представляют собой четырехкилометровые интерферометры с зеркалами весом 40 килограмм. В процессе измерения гравитационных волн лазерный луч посылается на интерферометр, отражается от зеркал и возвращается. По временной задержке можно узнать, произошло ли смещение зеркал из-за гравитационной волны.

Разработанная система детекторов очень хорошо защищена от внешних шумов, но избавиться от квантовых шумов из-за флуктуаций полностью невозможно. С другой стороны, при такой хорошей защите от классических шумов можно измерить влияние квантовых эффектов в макроскопической системе.

Коллаборация LIGO сообщила, что им впервые удалось задетектировать влияние квантовых флуктуаций на макроскопическую интерференционную схему, а именно на смещение зеркала. Ранее ученым удавалось увидеть влияние флуктуаций лишь на нанообъекты в миллиарды раз меньше.

Схема интерферометра LIGO для измерения сжатого квантового состояния

Valeria Sequino, Mateusz Bawaj / Nature, 2020

Для обнаружения прямого действия флуктуаций, ученые внедрили в схему устройство на основе квантового сжатия, что позволило менять свойства флуктуаций, а именно силу квантовых корреляций. Для этого ученые создали сжатое состояние света, с контролируемой структурой сжатия, и использовали его в интерферометре в качестве пробного луча. Физики варьировали параметры сжатия и снимали зависимость смещения зеркала от этих параметров. Если бы квантовых корреляций не было бы, то смещение зеркала было бы нечувствительным к сжатию. Таким образом, им удалось достоверно показать, что смещение зеркал происходит из-за квантового шума, а не обычных вибраций.

Результаты эксперимента

Yu, H, et al. / Nature, 2020

Исследователи зарегистирировали смещение зеркала на 10-20 метра, что является абсолютным рекордом при измерениях механического движения. Квантов сжатый свет также можно применять в будущем для ещё более точных измерений гравитационных волны. Такой метод позволяет проводить измерения с точностью выше квантового предела.

В марте LIGO остановила свою работу из-за пандемии, но теперь они готовы дальше работать над установкой. Больше про оптические квантовые измерения вы можете прочитать в нашем материале «Связать и измерить».

Михаил Перельштейн