О постсоветском расизме
02.07.2020 3 824 0 +131 alex

О постсоветском расизме

---
+131
В закладки
В СССР никакого этнического равенства на самом деле не было. В итоге русские оказались травмированы комплексом «старшебратского» превосходства, а меньшинства — национальным унижением.

О постсоветском расизме среди, других, национальным, нации, просто, ксенофобия, интернационализм, както, евреев, дискриминации, нерусский, совершенно, советских, традиции, меньшинства, превосходства, «старшебратского», комплексом, момент, высокий

Меня совершенно не удивляет, что среди выходцев из бывших советских республик так много расистов. Позднесоветское общество было буквально пропитано национализмом и расизмом. Формально проповедуя интернационализм, власти как бы сами подмигивали населению: «все это болтовня, ритуал». Все нации равны, но русский старший брат — равнее других, прибалты — ненадежны, евреи — подозрительны, немцы — фашисты, а крымских татар — вообще нет. И т. д. и т. п. Навязчиво декларируемый, но насквозь фальшивый интернационализм обратился в свою противоположность — ксенофобию и расизм.

Я все это прекрасно помню. Изобретательно придуманные оскорбительные клички «братских народов» среднестатистический советский человек употреблял едва ли не чаще, чем их официальные названия <…> Определение «нерусский» превратилось фактически в ругательство: ну ты как нерусский, делаешь все как нерусский, то есть как-то криво, неправильно. Был еще такой полуофициальный термин — нацмен. «Государствообразующие» произносили его по отношению к представителям всех других советских наций примерно с той же интонацией, как немцы при нацистах — слово «недочеловек».

Однако националистическая ксенофобия была распространена не только среди «имперского народа». Другие нации в этом мало отличались. Как бывает в лагере, пахан гнобил всех, а те, кто послабее, отыгрывались на еще более униженных. Помню, как-то подростком познакомился в Москве с группой юных туристов из Узбекистана. Они спросили, кто я по национальности. Я сказал, что еврей. Это вызвало не просто насмешку, а дикий хохот, как будто я им рассказал какой-то похабный анекдот.

Кстати, о евреях. Часто удивляются, как можно говорить о дискриминации евреев в СССР, когда среди них было столько известных артистов, ученых, писателей, просто людей с высшим образованием, да и материально в среднем они жили точно не хуже других. Все это так, но тем травматичнее было национальное унижение, которому подвергались евреи. Они находились в ситуации статусной рассогласованности (по Г. Ленски), то есть, имея, в большинстве, достаточно высокий личный достигнутый статус, обладали очень низким приписанным статусом; были стигматизированы своим «ущербным» национальным происхождением. В любой момент любому преуспевающему советскому еврею могли дать пятым пунктом наотмашь по голове. Так мою мать, например, совершенно официально из-за ее еврейского происхождения в последний момент выкинули из туристической поездки по Дунаю. Она мечтала побывать в Вене, для нее это было просто диким унижением.

У других народов были свои национальные травмы.

В общем, из советского опыта, продолжившего российские шовинистические традиции, все нации вышли травмированными: русские — имперскими комплексом «старшебратского» превосходства; меньшинства — национальным унижением. Думаю, что ксенофобия и расизм среди некоторых (или даже многих) постсоветских евреев, немцев и т. д. — своего рода гиперкомпенсация национальной дискриминации в СССР. А у части тех, кто воспринимает себя русскими, — это продолжение имперской традиции высокомерно-презрительного отношения к «туземцам», «нацменам», которое переносится и на неевропейские меньшинства в странах проживания русскоязычных диаспор.

Игорь Эйдман, социолог
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]