30 лет спустя — воспоминания о рок-фестивале в Донецке, на котором пел Цой
28.06.2020 12 704 0 +387 qazxsw

30 лет спустя — воспоминания о рок-фестивале в Донецке, на котором пел Цой

---
+387
В закладки
30 лет спустя — воспоминания о рок-фестивале в Донецке, на котором пел Цой (+ВИДЕО) как бы, такой, вообще, не менее, группы, очень, песни, которые, можно, Игорь, тогда, концерт, фестиваль, и вообще, В общем, помоему, Но тем, когда, конечно, группа

30 лет назад, с 1 по 3 июня 1990 года, в Донецке на стадионе «Локомотив» проходил международный музыкальный фестиваль «МузЭко-90», посвящённый 50-летию со дня рождения Джона Леннона и 10-летию его гибели.

Фестиваль был организован Донецкой государственной филармонией и Государственным Центральным концертным залом «Россия». В нём приняли участие группы «Сталкер», «Песняры», «Браво», «На-На», «Полиция нравов», «Мираж», трио «Меридиан», Игорь Тальков, Татьяна Овсиенко, Игорь Николаев, Вячеслав Малежик, Ирина Отиева, Лариса Долина, Сергей Крылов и многие другие.

Кроме того, именно в Донецке состоялся один из последних концертов Виктора Цоя, трагически погибшего в августе того же года.

«Русская Весна» решила напомнить об этом удивительном концерте и взяла интервью у одного из его зрителей, Сергея Везенка.

«Русская Весна»: Сергей, ну вот расскажи про сам фестиваль. Почему на него пошёл, как и с кем?

Сергей Везенок: Вот просмотрел его, чтобы освежить в памяти на ютубе… Это был международный музыкальный фестиваль. Так его назвали, потому что в нём принимали участие две рок-группы — одна австрийская, другая финская. Кстати, финская мне очень понравилась… Я так помню, что они играли что-то такое альтернативное, что-то среднее между seattle (сиэтлом — прим. РВ) и «прогрессивчиком». Интересно… Нигде ничего не перегибали… Но это я так, забежал вперёд…

В целом, я помню, концерт начался где-то в 12 часов дня. 1990 год…

Была ещё кампания, если брать социальные такие моменты, антиалкогольные движения в стране присутствовали.

Ну не в плане ограничений, а в плане, что на таких мероприятиях, естественно, ничего такого как бы не могло продаваться на территории стадиона, какие-нибудь все эти штучки… Хотя, по-моему, какая-то мелочь была… Вы просили рассказать, если были какие-нибудь прикольчики во время этого фестиваля, так вот прикольчик начался ещё до фестиваля.

Значит, мы с женой зашли в ЦУМ — ей надо было купить зонтик. Тогда ещё «китаёзов» не было, этих всех товаров. А был хороший зонтик — «Три слона», фирма японская, с деревянной ручкой, бордового цвета… Не складывающийся, но небольшой — для девушки как бы очень такой удобный. В общем, если вставляешь бутылку портвейна вниз горлышком, когда закрываешь зонтик её становится вообще не видно. И так мы зашли в первый раз на тот концерт…

У нас была компания, наверное, человек восемь: музыканты, жёны, подруги… В общем, примерно так. Ну и зонтик был, конечно, очень сильно востребован, потому как концерт есть концерт. И было весело. Первыми, по-моему, тогда выступали «На-На». Интересный момент в том, что там была глухая «фанера»: играли два плюса и ребята все там были лохматые, даже не поймёшь «кто Лёха, кто не Лёха». Микрофон падал и опускался, мы подошли, поправили, но я думаю, что можно было и не поправлять — всё равно ничего бы не изменилось.

«Песняры» пели живьём Let it be с Мулявиным — хорошо. Но, по-моему, были как всегда два музыканта новых из молодых. Я их помню хорошо. Мы выступали во Дворце культуры имени Ленина (это ДК Металлургов сейчас), где я работал тогда на сцене дежурным электриком. Обслуживал выступающие группы и постоянно был с артистами, с музыкантами, которые приезжали и давали вечера. Если отключали электроэнергию, то рядом с нами была пожарная часть. Когда было такое, что отключалось, то приезжали пожарные и фарами светили, чтобы люди выходили.

В общем, были нюансы ещё и такие. Я тогда был немного знаком с музыкантами со всякими, потому что приезжало тогда очень много групп, исполнителей и вообще артистов, которые читали монологи.

«Русская песня» — я вчера с Сашей Раппопортом общался… Саша Раппопорт — это барабанщик, который в советское время, в 80-е годы, когда я был ещё барабанщиком группы «Аэростат», он был барабанщиком группы «Сценарий» и это была известная в Донецке команда. Тогда Игорь Скалгин играл на гитаре, Моргунов на клавишах, а Саша на барабанах. И мы с ним тоже дружили. Он закончил училище и работал в оркестре нашем — «Виола» при филармонии, если не ошибаюсь.

А когда был этот фестиваль, какие-то определенные скрипичные группы из артистов Виолы и Саша на барабанах, они исполняли песню известную группы «Битлз».

Если говорить о вещах более понятных, то играли живьём и неплохо выступила группа «Бригадиры». Это бывшая группа «Бригада С» без Гарика Сукачева. Ну, естественно, там всем уже рулил Серьга. Он был в интересненьком светленьком камзольчике. Ну если посмотреть, то все молоденькие, красивенькие, свежие лица. В общем приятно посмотреть…

Вообще на этом концерте собралось столько много разных музыкантов, я так понимаю, что всё равно они не все из столицы и не из самых больших городов родом.

Но и собственно говоря, через год нашей страны уже не стало. Это если так посмотреть предчувственные моменты. Если кто помнит Олимпиаду, то сборная СССР проходила под международным флагом олимпийского комитета, то загребли тогда столько медалей, что не сгребли никогда. Не дали кому никаких шансов. Это собственно говоря было последнее выступление под Советским Союзом, скажем так…

Вечерело… Ну и уже начали хедлайнеры выходить потихонечку. То есть уже были всякие «Фристайлы» там и всё, что можно. Ещё не «Поющие трусы», но уже как бы ближе к тому. Вышел Игорь Тальков, хорошо выступил. Вообще был неплохой имидж у музыкантов. Не сильно был впечатлён имиджем «Арии» и «Мастера», это было такое, уличное. Не было настоящих концертных костюмов. Всё-таки это тяжёлая музыка и есть соответствующий имидж… Широка река для фантазии, как можно выглядеть артистам. Но тем не менее всё такое очень серенькое, скромненькое. Они исполняли песню вместе, то есть группа «Ария» и «Мастер». Вместе пели два вокалиста. И сами же как фронтмены, и сами же на бэках. Задумка в целом была как бы интересная, но что-то недоработка была… А попсовички там по имиджу вообще — молодцы! Вот Кристинин вышел: ну ещё бы чуть-чуть подтянуть и был бы Cinderella. В общем яркие, подвижные.

Но потом вышел Игорь Тальков, тоже неплохо выступил. Но всё равно больше всего запомнилась группа «Кино». Это было уже темно. Уже включили свет. Люди уже немного подустали. Но тем не менее колбасились по полной. Всё это могло стереться, вместе перемешаться.

Но время обрулило так, что самыми востребованными песнями оказались песни, которые написал Виктор Цой. Тут как бы я снимаю шляпу… И какие-то песни вообще как пророческие. Вот, «Группа крови»… Там откровенные тексты, ещё немножко и начались события трагические и вообще по территории бывшего и Советского Союза, и России, и во многих республиках.

В общем все песни его как свежак, если честно. Я бы, если честно, не делал акцент на какой-то группе или другой. Все они как бы в то время и вместе, и друг друга дополняли. Но тем не менее прошло сколько лет. И я скажу честно, конечно, тексты такие, как хрестоматия. И я бы сказал, не какая-нибудь дворовая или уличная, а вот действительно взгляд какой-то пророческий, очень мудрый… И в песнях был как бы такой оттенок фэнтези, и в то же время он был внутри человека. И он не был далёк от того, что происходит вокруг, даже в том же дворе, и вообще в мыслях у людей. То есть и не особенно прям касался каких-то социальных проблематических вариантов, которые уже как бы были, и будут, и вообще. Вот просто мой акцент на Викторе Цое, на группе «Кино».

РВ: А какие-то ещё моменты были? Как публика встречала, расскажи?

С. В.: Публика хорошо встречала! Дело в том, что стадион был полный. И впереди перед сценой милиция и ОМОН отбили такой большой прямоугольник, чтобы люди не были близко. Ну и ещё как бы такой массовости, наверно, и не было опыта. Но тем не менее сделали такой как бы санитарный кордон, санитарную территорию такую. Но она собственно говоря была не только в 1990-м году. Я был на Scorpions в 1997 году. Там тоже небольшую делали. Но там была хотя бы метров 10–12. Делали такие ограничения. Хотя если близко подойти, то можно было всех, даже морщинки на музыкантах, скажем так, увидеть. Поэтому для 1990 это было очень и очень здорово.

Да, в городе ещё не было такого большого, длинного концерта, который начинался днём и заканчивался, наверно, ну если летом и темно, то, наверно, это было уже за 22:00. Я думаю, что где так он до 23 часов и происходил. Потому что заканчивала Ирина Долина. Она исполняла песни на иностранном языке.

Вообще концерт был под таким названием «Памяти Джона Леннона», о чём я не сказал сразу. Поэтому многие группы исполняли как бы свои кавер-версии и вообще старались где-то приближаться к оригиналу, где-то делали свои версии такие, как предложили «Русская песня» с оркестром.

Они предложили свою версию на песню «Битлз». То есть, конечно, не все исполняли песни «Битлз». Я, по-моему, не слышал от наших тяжёлых групп.

РВ: А Цой иcполнял?

С. В.: Нет. Я могу ошибиться, конечно, но кажется нет. Там сразу ждали песен Цоя. Скажем так… Там сразу «белый снег, серый лёд» — и весь стадион начал колбаситься по полной.

РВ: А были какие-то столкновения с милицией или вообще?

С. В.: Нет! Там вообще всё было дружелюбно. Раньше вообще всё было дружелюбно и нормально…

РВ: Сергей, а вообще это было как бы серьёзное событие для Донецка, вот этот фестиваль, как ты считаешь?

С. В.: Ну я скажу так. Всё-таки Донецк не является такой прослойкой, где все люди любят рок-музыку или поп-музыку, или альтернативную, или вообще классическую. Это люди с разными вкусами, взглядами. Но как на любом концерт такого уровня, когда весь стадион забит полностью, тем не менее нет никакой ни толкучки, никто никому не мешает, потому что на стадионе в «партере», где зелёный газон, там везде были и островки пустые, где люди кругом становились, танцевали, когда песни позволяли. А песни позволяли танцевать с самого начала концерта. Потому что начиналось, по-моему, с Back in USSR. И всё это двигалось в таком ритме рок-н-ролла. И группа «Браво» тогда выступала с вокалисткой, не помню, как её зовут, песли Jamaica. И всё это поддерживалось — танцевальный тонус, рок-н-рольный тонус и, хотелось бы сказать, такой панк-отрыв. Но я такого не видел, не было, скажем, соответствующих групп.

Тем не менее был весёленький концертик. Но, наверно, народ не был готов к тому, что вообще можно было подустать в какой-то момент.

Ну может было и продумано ведущим. Значит… Там был бардовский исполнитель под гитару, где было можно просто послушать, подумать… То есть таких вкраплений в концерт тоже хватало… Поэтому, я думаю, там тоже более мудро был продуман сценарий и всё-таки под конец концерта у людей ещё были силы как бы «контрольный» такой сделать — поколбаситься!

Ну… Долина спела попурри на тему «Битлз». Там было около пяти или шести песен у неё, точнее затронуто песен в попурри. Хорошо… К Долиной вообще никаких вопросов нет. Это певица вообще высокого уровня. Хотя и Отиева была там… В общем, там была масса людей. Там невозможно как бы всех перечислить. Я не сделал акцент на поп-группах, которые у нас обычно мотыляются под фонограмму. Но тем не менее даже эта небольшая информация, которую я рассказал, тоже может пригодится.

РВ: Серёжа, последний вопрос. Скажи, в Донецке нужно возрождение подобного фестиваля — типа «МузЭко», «памяти Джона Леннона»? Спустя 30 лет надо?

С. В.: Ну, а почему нет? Я не знаю, под каким названием и под какой тематикой его провести. Всё-таки если говорить по сегодняшним таким моментам, глядя на то, что сегодня происходит — насколько это уместно… Но мы живём в таком моменте, что мы, например, слышим как машина проехала, а иногда слышим разные другие звуки, назовём это так… И в этот момент затевать большие, радостные шоу — я не знаю, насколько это уместно… Но с другой стороны — прятаться под одеяло никто не собирается.

Нужно как бы понимать, что жизнь идёт и она будет продолжаться. При любых раскладах! Тем более у людей с таким мужественным характером и с сильным, не побоюсь, сердцем, которые здесь живут…

Поэтому они тоже достойны того, чтобы где-то как-то немножко и развеяться, назовём это так. Ну, а в плане грандиозности, я думаю, это вопрос к руководителям: насколько они посчитают это уместным или неуместным. Я считаю, что у нас руководство мудрое и здесь просто акцентирую ещё раз, что мы живём при определённых событиях и всё это должно ну как минимум обсуждаться. Я надеюсь, вы меня понимаете…
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]