
Как начать лепить из глины самостоятельно? Часть 7. Пастилаж
---
Вы любите пастилу? Я так очень, особенно Белевскую. Но пастилаж я люблю больше. Звучит красиво, а выглядит еще лучше. Если вы ездили в страны Средиземноморья, но наверняка видели яркую посуду с выпуклым рисунком. Её так и хочется погладить, поводить пальцем по причудливым узорам. А сделать это самим не очень сложно, важно приноровиться…

Пастилаж — это техника рисования ангобами рельефных узоров. Для неё необходимо иметь калячницу как на фото 2 (пипетку, шприц без иглы), ангоб или шликер густоты жидкой сметаны и, собственно, изделие в кожетвердом состоянии, которое мы хотим расписать.

Вроде бы понятно и не сложно, но как только берешься за дело — получается совсем не так как представлял.
Первое — керамическое изделие (готовое и зачищенное) должно быть обязательно в кожетвердом состоянии, если изделие пересушить, рельефный рисунок может просто отвалиться с поверхности. Впрочем, высохшее изделие можно попробовать опрыскать сиропом — растворенным в воде медом пополам с сахаром. Этим приемом обычно пользуются пообожженому черепку, но возможно и для не обожженого тоже пойдет.
Второе — ангоб или шликер. Определиться с густотой рисовального состава довольно сложно. Если состав будет слишком густой — он будет застывать в носике калячницы, если слишком жидкий — будет растекаться. Только методом проб и ошибок можно подобрать нужную густоту шликера для вашей калячницы и для вашего рельефа. Если ставить точки, то шликер должен быть погуще, если рисовать линии — более жидкий.
В первый раз я развела шликер достаточно густо, поэтому рисовать завитки и полоски было сложно, а вот точки выходили красивые и объемные. Кроме того, металлические носики калячниц царапают изделие и забиваются глиной, поэтому их нужно вести практически не касаясь поверхности. Пластиковые носики хороши, но в основном толстые и ими сложно делать изящный узор. Но, как оказалось самая большая проблема — рассчитать силу нажатия. Нажмешь чуть посильнее и вместо аккуратной точки, появилась огромная лужа. Совет: если так случилось не торопитесь стирать ангоб, дайте ему немного подсохнуть и снимите стеком, петлей или ножом.
Но все ваши усилия вознаградятся! Изделия, декорированные в технике пастилаж прекрасны. Можно разрисовывать цветными ангобами, а можно просто сделать выпуклый рисунок или орнамент, а затем покрыть глазурью — посмотрите на фото 3, 4 как красиво получается у мастеров.


Кроме объемного ривования с помощью ангобов можно подчеркнуть фактуру изделия. Сделали вы тиснение или это рельеф от подложки на которой вы раскатывали глину, а может у вас налепы — контрасный ангоб подчеркнет их.
Для этого сущестуют две техники мулитаж и фроттаж. В первом случае ангоб наносится по влажной поверхности, он хорошо затекает в самые глубокие рельефы и трещинки, после подсыхания излишки ангоба снимаются циклей или шкуркой. Такой метод особенно хорошо применять, если нужно оттенить тонкий глубокий рельеф фото 5.

Название второй техники «фроттаж» происходит от французского «frotter» — «тереть, натирать», это затирка жидкого ангоба, оксида или пигмента в трещины, рельефы, углубления рисунка по сухой поверхности. Особенно популярен фроттаж у тех, кто увлекается декорирование с помощью листьев, цветов и трав. Жидкая краска наноситься мягкой кистью, а после подсыхания стирается сухой жесткой губкой, для чистоты изделия можно протереть поверхность влажной жесткой губкой без нажима.
Помимо красок и оксидов, при работе с техникой фроттаж мастера используют эмали. В данном случае текстуры должны быть достаточно глубокими, чтобы в них помещался плотный эмалевый слой — фото 6 (источник фото: сайт Академии керамики).

Удачи вам в вашем творчестве. Пробуйте и у вас все получится!
На следующей недели мы продолжим наш разговор, а пока вы можете освежить в памяти все предыдущие статьи серии «Как начать лепить из глины самостоятельно», заглянув в раздел «Лепка из глины. Керамика«.

Пастилаж — это техника рисования ангобами рельефных узоров. Для неё необходимо иметь калячницу как на фото 2 (пипетку, шприц без иглы), ангоб или шликер густоты жидкой сметаны и, собственно, изделие в кожетвердом состоянии, которое мы хотим расписать.

Вроде бы понятно и не сложно, но как только берешься за дело — получается совсем не так как представлял.
Первое — керамическое изделие (готовое и зачищенное) должно быть обязательно в кожетвердом состоянии, если изделие пересушить, рельефный рисунок может просто отвалиться с поверхности. Впрочем, высохшее изделие можно попробовать опрыскать сиропом — растворенным в воде медом пополам с сахаром. Этим приемом обычно пользуются пообожженому черепку, но возможно и для не обожженого тоже пойдет.
Второе — ангоб или шликер. Определиться с густотой рисовального состава довольно сложно. Если состав будет слишком густой — он будет застывать в носике калячницы, если слишком жидкий — будет растекаться. Только методом проб и ошибок можно подобрать нужную густоту шликера для вашей калячницы и для вашего рельефа. Если ставить точки, то шликер должен быть погуще, если рисовать линии — более жидкий.
В первый раз я развела шликер достаточно густо, поэтому рисовать завитки и полоски было сложно, а вот точки выходили красивые и объемные. Кроме того, металлические носики калячниц царапают изделие и забиваются глиной, поэтому их нужно вести практически не касаясь поверхности. Пластиковые носики хороши, но в основном толстые и ими сложно делать изящный узор. Но, как оказалось самая большая проблема — рассчитать силу нажатия. Нажмешь чуть посильнее и вместо аккуратной точки, появилась огромная лужа. Совет: если так случилось не торопитесь стирать ангоб, дайте ему немного подсохнуть и снимите стеком, петлей или ножом.
Но все ваши усилия вознаградятся! Изделия, декорированные в технике пастилаж прекрасны. Можно разрисовывать цветными ангобами, а можно просто сделать выпуклый рисунок или орнамент, а затем покрыть глазурью — посмотрите на фото 3, 4 как красиво получается у мастеров.


Кроме объемного ривования с помощью ангобов можно подчеркнуть фактуру изделия. Сделали вы тиснение или это рельеф от подложки на которой вы раскатывали глину, а может у вас налепы — контрасный ангоб подчеркнет их.
Для этого сущестуют две техники мулитаж и фроттаж. В первом случае ангоб наносится по влажной поверхности, он хорошо затекает в самые глубокие рельефы и трещинки, после подсыхания излишки ангоба снимаются циклей или шкуркой. Такой метод особенно хорошо применять, если нужно оттенить тонкий глубокий рельеф фото 5.

Название второй техники «фроттаж» происходит от французского «frotter» — «тереть, натирать», это затирка жидкого ангоба, оксида или пигмента в трещины, рельефы, углубления рисунка по сухой поверхности. Особенно популярен фроттаж у тех, кто увлекается декорирование с помощью листьев, цветов и трав. Жидкая краска наноситься мягкой кистью, а после подсыхания стирается сухой жесткой губкой, для чистоты изделия можно протереть поверхность влажной жесткой губкой без нажима.
Помимо красок и оксидов, при работе с техникой фроттаж мастера используют эмали. В данном случае текстуры должны быть достаточно глубокими, чтобы в них помещался плотный эмалевый слой — фото 6 (источник фото: сайт Академии керамики).

Удачи вам в вашем творчестве. Пробуйте и у вас все получится!
На следующей недели мы продолжим наш разговор, а пока вы можете освежить в памяти все предыдущие статьи серии «Как начать лепить из глины самостоятельно», заглянув в раздел «Лепка из глины. Керамика«.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]