Торговые отношения Украины и Белоруссии стоят на грани неприятных перемен
---
Одним из главных экономических партнеров Украины по-прежнему остается соседняя Белоруссия. Тем не менее, Киев решил поддержать западные санкции, введенные против РБ, чтобы продемонстрировать свою приверженность идее евроинтеграции. Однако такой шаг в итоге может обернуться против самой Незалежной.
Стоит отметить, что за время, прошедшее после распада СССР, экономики Украины и Белоруссии не переплелись слишком тесно, поэтому нельзя сказать, что страны полностью зависят друг от друга: у них нет обоюдных инвестиционных проектов, нет значительных взаимных финансовых потоков. Тем не менее, между Республикой Беларусь и Незалежной налажено довольно плотное экономическое сотрудничество, особенно в сфере товарооборота.
С 2005 по 2012 годы объемы взаимной торговли между двумя странами выросли с 2 млрд долларов до 8,4 млрд долларов. Однако в 2013 году данный показатель снизился до 6,8 млрд долларов. По мнению экспертов, это было связано с падением импорта нефтепродуктов и электроэнергии со стороны Украины.
Кроме того, внутренний рынок Незалежной значительно изменился после Майдана и смены власти в 2014 году. Как известно, тогда Киев подписал соглашение об ассоциации с ЕС. В свою очередь Белоруссия уж вошла в Евразийский экономический союз и потому должна была действовать по его правилам, а значит, ограничивать ввоз товаров из Украины на территорию стран ЕАЭС.
По итогам 2019 года товарооборот между Украиной и Республикой Беларусь вырос на 6,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 5,8 млрд долларов. При этом РБ экспортировала в Незалежную товаров на 4,1 млрд долларов, а импортировала – на 1,7 млрд долларов.
В основном Белоруссия поставляет на Украину нефтепродукты, газы, удобрения, битум, кокс, уголь, грузовые машины, седельные тягачи, тракторы и шины. В то же время сама РБ покупает у соседней страны корма, соевые бобы, кукурузу, говядину, хлеб и мучные изделия, грузовые железнодорожные вагоны, части подвижного состава, а также прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный.
При этом в Незалежной работает несколько сотен белорусских дилерских компании, которые зачастую самостоятельно занимаются продажей продукции на территории страны. Среди них, например, представительства таких предприятий, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ и Атлант. В то же время в самой Республике Беларусь зарегистрировано 295 компаний с участием украинского капитала.
Кроме того, на Украине запущено девять сборочных производств белорусской техники, среди которой тракторы, комбайны, лифтовое оборудование, зерноуборочные машины, троллейбусы, счетчики электроэнергии и прочее. Также холдинг «Белавтодор» участвует в реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере строительства и ремонта дорог в Незалежной.
Украина и Белоруссия развивают сотрудничество и военно-технической отрасли. Так, например, некоторые ракетные комплексы Незалежной оснащены шасси белорусского производства. Впрочем, о серьезных совместных проектах в военной сфере речь не идет, так как РБ старается поддерживать нейтральный статус, в частности, из-за того, что именно на ее территории долгое время шли переговоры о судьбе Донбасса.
Зато Республика Беларусь продолжает активно поставлять на Украину нефтепродукты. Особенно это стало актуально в связи с тем, что у Киева и Москвы регулярно возникают споры по поводу поставок топлива, а кроме того, сами украинские НПЗ практически прекратили работу. Таким образом, именно РБ во многом обеспечивает Незалежную бензином и другими видами топлива. При этом и для самой Белоруссии Украина стала практически основным рынком сбыта нефтепродуктов.
В 2020 году Республика Беларусь планировала закончить модернизацию своих нефтеперерабатывающих предприятий и увеличить экспорт дизельного топлива в еще на 3 млн тонн, причем в первую очередь именно в Незалежную. Однако эпидемия коронавируса и мировой экономический кризис вряд ли позволят осуществить намеченные планы в этом году.
Тем не менее, в первом квартале 2020 года РБ все же увеличила продажи бензина на Украину на 10,6% – до 148 тысяч тонн. В итоге доля белорусского бензина в Незалежной выросла с 31% до 35%. Правда, стоит отметить, что за последние несколько лет снизилась доля дизельного топлива на украинском рынке – с 43% до 30%. Как считают эксперты, это произошло из-за того, что поставки дизеля в Незалежную увеличила Россия.
Также стоит отметить, что весной 2020 года Украина начала поставлять азербайджанскую нефть в Белоруссию по трубопроводу «Одесса-Броды», который в последний раз использовался в 2011 году.
Не стоит забывать и о том, что примерно половина украинских тепловых электростанций работают на антраците. Это привело к тому, что из-за войны в Донбассе и отделения ЛДНР, Украина оказалась вынуждена закупать уголь на стороне, и в частности в Белоруссии. Правда, как отмечают эксперты, сама РБ просто перепродает Незалежной уголь, который приобретает у России. Так, за первые девять месяцев 2019 года Республика Беларусь экспортировала на Украину 2,2 млн тонн угля.
Стоит отметить, что в торгово-экономических отношениях Киева и Минска все складывается далеко не так гладко, как может показаться на первый взгляд. Первые серьезные конфликты между двумя странами начались еще в 2013 году, когда Украина попыталась ограничить ввоз в страну дешевого белорусского топлива. В ответ РБ начала дискриминацию кондитерских изделий из Незалежной.
Казалось бы, к концу 2013 года этот конфликт удалось урегулировать, но на Украине начался Майдан, который привел к смене власти. В итоге в 2015 году товарооборот между Незалежной и Республикой Беларусь сократился почти на 40%. Главной причиной конфликта на тот момент стало требование Минска об обязательной санитарно-гигиенической экспертизе ввозимой в страну продукции. В Киеве это решение посчитали недружественным, но в итоге смирились и даже сняли запретительные пошлины на белорусские товары в обмен на то, что РБ сохранила зону свободной торговли с Украиной.
Тем не менее, весной 2018 года два белорусских предприятия «Мир пива» и «Мозырский спиртоводочный завод» попали под украинские санкции. Первому запретили проводить торговые операции в Незалежно на три года, а второму – на один год. Кроме того, позже Киев ввел заградительные пошлины на ввоз дешевого белорусского цемента, чтобы таким образом защитить собственных производителей.
Теперь Украина присоединилась и к западным санкциям в отношении Республики Беларусь. Как считают эксперты, это может привести к сокращению поставок белорусских нефтепродуктов на рынок Незалежной, снижению транзита товаров из РБ в Евросоюз через украинскую территорию. Также могут уменьшиться объемы транспортного сообщения между двумя странами.
Кроме того, не стоит забывать, что Украина все еще импортирует из Белоруссии железо, сталь, уголь, изделия из дерева, наземный транспорт и различные удобрения. Однако из-за санкций РБ может сократить их экспорт в Незалежную. Потеря многих из этих товаров, особенно удобрений, которые необходимы для развития сельскохозяйственной отрасли, могут негативно сказаться на Украине, особенно, учитывая, что торговлю с Россией она тоже старается свести к минимуму.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]