«Правила игры» бомбы GBU-53/B StormBreaker
---
Сброс GBU-53/B с истребителя F-15E
В настоящее время компания Raytheon Missiles & Defense и структуры Пентагона ведут работы по интеграции перспективной управляемой бомбы GBU-53/B StormBreaker в комплексы вооружений самолетов разных типов. Уже в этом году новое оружие достигнет стадии начальной оперативной (IOC) готовности на одном из носителей. Затем ожидается ввод в эксплуатацию с другими самолетами.
На стадии испытаний
Разработка будущей бомбы GBU-53/B StormBreaker (до 2018 г. использовалось название Small Diameter Bomb II – SDB II) стартовала еще в 2006 г. и продолжалась до начала следующего десятилетия. После этого начался этап испытаний с полетами и сбросом с разных носителей. Часть таких работ уже завершена, но прочие продолжаются.
Первый тестовый сброс SDB II по учебной цели состоялся 17 июля 2012 г. над полигоном White Sands. Самолет-носитель F-15E Strike Eagle обнаружил цель, передал необходимые данные бомбе и выполнил сброс. Изделие использовало все свои средства наведения и поразило цель прямым попаданием.
К концу 2012 г. начались работы по введению GBU-53/B в боекомплект истребителей F-35 Lightning II всех модификаций. В ходе первых тестов было установлено, что бомба помещается во внутренний грузоотсек такого самолета и способна покидать его без каких-либо проблем. Однако летные испытания со сбросом не проводили ввиду неготовности систем управления оружием.
испытания на самолете F-16
В 2013-15 гг. при помощи самолетов F-15E и F-16 проводились испытания с поражением различных целей, с известными и неизвестными координатами, стационарных и движущихся и т. д. Не все сбросы были удачными, но испытания в целом были признаны успешными. По результатам этого этапа работ появился первый заказ на малосерийное производство.
Начальная оперативная готовность
К настоящему времени опытно-конструкторские работы по GBU-53/B StormBreaker завершены, выполняются последние этапы подготовки к эксплуатации бомбы в войсках. При этом имеют место определенные проблемы и задержки, из-за чего сроки достижения начальной оперативной готовности вновь смещены вправо.
В середине 2018 г. компания-разработчик сообщила о начале опытно-войсковой эксплуатации новой бомбы на самолетах F-15E. Эту стадию собирались пройти к осени 2019 г. и тогда же достичь IOC. Однако в прошлом году были выявлены непредвиденные проблемы с отдельными элементами бомбы и сопутствующей аппаратуры, для исправления которых понадобилось время. Затем график пришлось пересмотреть из-за пандемии и связанных с нею ограничений.
Согласно последним сообщениям, GBU-53/B в составе вооружений F-15E выйдет на стадию IOC во второй половине текущего года. Более точные даты пока не называются. Сроки завершения работ по F-16 тоже не уточняются. Вероятно, это произойдет вскоре после выполнения нынешних мероприятий по Strike Eagle.
Подвеска бомб на держателе BRU-61/A
F-15E может использовать бомбы нового типа при помощи держателей BRU-61/A, на каждом из которых подвешивается четыре изделия. Максимальный боекомплект – 28 бомб, однако это может негативно сказаться на составе прочего оружия и соответствующих боевых возможностях.
В интересах флота
15 июня 2020 г. состоялось новое тестовое мероприятие, направленное на внедрение перспективной бомбы в палубной авиации ВМС. На неназванном полигоне состоялся первый сброс изделия с истребителя F/A-18E/F Super Hornet с последующим управляемым полетом и наведением на учебную цель.
Сообщается, что самолет-носитель выполнил сброс бомбы и после этого передал ей данные о цели. По ним изделие осуществляло предварительное наведение, затем засекло и поразило указанный объект. Возможность эффективного взаимодействия носителя и бомбы были успешно подтверждены.
В ближайшее время пройдут прочие необходимые мероприятия по внедрению GBU-53/B в боекомплект палубных истребителей. Согласно текущим планам, F/A-18E/F станет вторым строевым носителем перспективной бомбы в вооруженных силах США – и пока единственным в составе ВМС.
Пятое поколение
Первые тесты изделия GBU-53/B с самолетом F-35 прошли еще в 2012 г., но до полноценных испытаний или внедрения в войсках такой ударный комплекс еще не добрался. Более того, подобные работы пока откладываются, и IOC на истребителях F-35 ожидается только к середине двадцатых годов.
Для применения бомб StormBreaker самолеты F-35 нуждаются в обновлении программного обеспечения систем управления вооружением. Необходимое ПО появится в рамках ожидаемой модернизации Block 4, которую собираются запустить в ближайшее время. Только после этого удастся начать полноценные испытания. На следующих этапах комплекс в виде F-35 и GBU-53/B освоят ВВС, ВМС и КМП.
Бомбу GBU-53/B смогут нести истребители F-35 всех трех модификаций. Обеспечена возможность перевозки таких изделий во внутренних отсеках и на внешней подвеске. В грузоотсеках можно разместить до восьми бомб, в т.ч. вместе с другим оружием. При помощи балочных держателей под крылом устанавливается до 16 бомб.
Бомбы для экспорта
В рамках пятого поколения истребителей планируются экспортные поставки. Первым заказчиком могла стать Великобритания. В 2016 г. Королевский ВМФ выбирал оружие для своих будущих F-35B. Аналогичный конкурс проводили КВВС, собиравшиеся перевооружить самолеты Eurofighter Typhoon. В обоих случаях бомба GBU-53/B проиграла ракете MBDA SPEAR 3 по причине менее высоких летных характеристик.
В том же 2016 г. появились сведения о скором подписании американо-южнокорейского контракта. ВВС Республики Корея намерены при помощи изделий StormBraker усилить ударные возможности самолетов F-15K.
В 2017-м стартовали переговоры с Австралией. Эта страна планирует приобрести 3900 бомб для вооружения истребителей F-35A. По всей видимости, выполнение двух экспортных контрактов начнется в ближайшем будущем, но не ранее старта поставок вооруженным силам США.
Технические особенности
GBU-53/B StormBreaker представляет собой компактную управляемую авиабомбу малого калибра, предназначенную для поражения малоразмерных неподвижных и движущихся целей с заранее известными координатами или с обнаружением на подлете. При разработке этого оружия были приняты особые меры, направленные на повышение вероятности успешного решения боевой задачи.
Бомба выполнена в корпусе большого удлинения с переменным поперечным сечением. Максимальный диаметр – менее 180 мм, длина – 1,76 м, масса – 93 кг. Имеются раскладываемые в полете крылья и стабилизатор. Головная часть корпуса отдана под головку самонаведения, хвостовой отсек вмещает рулевые машинки. Между ними находится осколочно-фугасная боевая часть массой 48 кг.
Заявлено, что StormBreaker «изменит правила игры»: в одном из своих боевых режимов авиабомба сможет планировать до целевого района на расстояние до 45 миль (более 72 километров), а затем находить и атаковать цели без участия человека. Она сможет поражать движущиеся цели, например, танки, даже в плохую погоду, при сильном задымлении или в полной темноте.
Пишет Forbes
StormBreaker оснащается оригинальной трехкомпонентной головкой самонаведения, повышающей вероятность успешного захвата и поражения цели. ГСН включает активный радиолокационный компонент миллиметрового диапазона, инфракрасную систему и полуактивный лазерный блок. Используя все эти средства, бомба способна самостоятельно или при помощи наводчика находить наземные объекты в любых метеоусловиях и в любое время суток.
Последовательное или одновременное применение трех систем наведения повышает вероятность поражения цели и, как следствие, сказывается на общей эффективности боевого применения тактической авиации. Сообщалось, что в ходе испытаний 90% бомб GBU-53/B успешно справились с поставленными задачами.
Бомба не имеет собственного двигателя, но отличается весьма высокими показателями дальности. Атака неподвижной цели может осуществляться с дальности до 110 км. Поражение подвижного объекта требует маневрирования, что приводит к тратам кинетической энергии и сокращению максимальной дальности до 72 км. В обоих случаях самолет-носитель может оставаться за пределами зоны поражения ПВО противника.
Новые возможности
Вместе с перспективной авиабомбой GBU-53/B StormBreaker ВВС и ВМС США желают получить ряд новых возможностей. За счет удачной совокупности компонентов и характеристик такое оружие сможет решать широкий круг задач и станет хорошим дополнением к другим авиационным средствам поражения.
Успешное завершение проекта сулит компании Raytheon очевидные финансовые выгоды. Так, контракт 2015 г. на малосерийное производство предусматривал поставку 144 бомб стоимостью 31 млн долл. В крупной серии стоимость изделия планируют сократить до 110-120 тыс. долл., однако это компенсируется объемами контракта. Также ведутся переговоры по экспортным соглашениям.
Однако все выгоды в полной мере удастся получить лишь после запуска полномасштабной серии и достижения полной оперативной готовности. Первый шаг в этом направлении будет сделан в этом году – стадии IOC достигнут истребители F-15E и, возможно, F/A-18E/F.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]