Штурмовик Ил-44: История проекта и описание самолета
---
Ил-44 – малоизвестный проект конструкторского бюро имени Ильюшина, который разрабатывался в 1950 годах. Он должен был стать продолжением неудачного Ил-20, работы по которому были завершены в 1949 году по приказу Совмина СССР. Разработке самолета Ил-44 выделили немало времени и сил, но проект оказался опоздавшим и неактуальным, из-за чего был закрыт правительством.
История
В марте 1947 года Совмин СССР издал официальное постановление, которое предписывало конструкторскому бюро имени Ильюшина приступить к разработке нового штурмовика с возможностью сброса бомб и наличием усиленной брони. Через несколько месяцев группа конструкторов подготовила эскизный проект, в котором был проработан первый экземпляр будущей машины. Результат работы удовлетворял правительство, поэтому сразу получил одобрение на дальнейшую реализацию.
Самолет Ил-20
Ил-20 был двухместным однокилевым низкопланом. Он работал на одном двигателе М-47, над которым устанавливалась кабина летчика. Такое решение позволяло значительно расширить обзор. Важные элементы надежно защищались бронированными панелями. В задней части корпуса находилась дополнительная кабина для стрелка.
Первый опытный образец подготовили к концу осени 1948 года. В начале декабря он впервые поднялся в воздух. Испытания были пройдены успешно, но летчики отмечали чрезмерную степень вибрации, создаваемую двигателем. При этом самолет к моменту выпуска тестовой версии уже был морально устаревшим по ряду параметров и имел значительные недостатки, которые могли бы негативно сказаться на дальнейшей эксплуатации. Работы по реализации Ил-20 были прекращены после получения конструкторским бюро соответствующего постановления от Совмина.
Самолет ИЛ-20
Подобные неудачи терпели и другие авиастроительные предприятия. Несмотря на проблемы, все они продолжали пытаться создавать улучшенные версии самолетов с усиленной броней. В большинстве случаев критичные недостатки у разрабатываемых проектов были схожими. Поэтому в ОКБ им. Ильюшина решили пойти другим путем и сконцентрироваться на их устранении. Примерно того же мнения придерживались в бюро Сухого. Предполагалось, что оба предприятия выпустят по два разных штурмовика.
ОКБ Ильюшина планировало создать машину с новым двигателем ВД-3ТК, который стал развитием предыдущей модели под названием М-250. Он имел комбинированный наддув и оборудовался водяной системой охлаждения. Выпуск двигателя произошел в начале 1949 года, всего было собрано 34 установки. Его мощность составляла 3500 л. с., чего должно было хватать для самолета такого типа. Второй вариант штурмовика планировалось создать с турбовинтовым двигателем, но изначально бюро сосредоточилось только на первом проекте.
Первостепенной задачей для группы конструкторов поставили устранение недостатков, от которых страдал Ил-20. К ним относились: не сильно продвинутые летные характеристики, малая боевая эффективность, слабый уровень защиты и ненадежность двигателя. Имелись и другие проблемы, но им уделялось второстепенное внимание.
Чертеж конструкции Ил-20
Несмотря на планы выпустить тестовый образец самолета уже в ближайшие пару лет, проект внезапно был закрыт. Такое решение было связано с неактуальностью штурмовика и общими проблемами в авиастроительной сфере – все самолеты переводились на реактивные двигатели, а конструкторские бюро испытывали финансовые сложности.
Решение свернуть проект Ил-44 было правильным?ДаНет
Уже к 1953 году предприятие представило новый проект. Согласно разработке, они планировали выпустить реактивный штурмовик с улучшенными характеристиками. Однако он тоже был завершен, не успев продемонстрировать себя в виде готового самолета.
Конструкция
Подробных сведений о конструкции Ил-44 не зафиксировано ни в одном открытом источнике. Тем не менее известно, что штурмовик должен был стать низкопланом. Его крыло имело прямую переднюю кромку, задняя же получала отрицательную стреловидность. Габариты корпуса могли быть схожими с боевой моделью Ил-20. Кабина должна была разделяться на две части, выделяя отдельные места для пилота и стрелка.
Конструкция ИЛ-44
По проекту, двигатель располагался в носовой части и оборудовался двумя винтами. Между ним и кабиной могли устанавливаться топливные баки. Шасси самолета было двухопорным с одной дополнительной стойкой. Основные опоры должны были расположиться под крылом на специальных крепежах и состояли из одиночных колес. Дополнительная стойка монтировалась в хвостовой части. Она представляла собой маленькое колесико. Предполагается, что во время полета все стойки, кроме дополнительной, складывались бы внутрь корпуса или прижимались к крылу.
Инновационных систем или продвинутого оборудования самолет бы не получил. На борту должны были устанавливаться базовые средства для связи и навигации. Управление бы осуществлялось с помощью классического штурвала.
Технические характеристики Ил-44
О технических характеристиках Ила-44 не сообщалось в документах. Поэтому можно лишь предполагать, какими они могли быть. Вероятнее всего, штурмовик стал бы похож по большинству критериев на Ил-20. Длина последнего составляла 13,58 м, крыло было вытянуто на 15,43 м, а его площадь была равна 44 м². По весу Ил-44 должен был уступать Ил-20, так как его фюзеляж был не таким высоким. Масса составляла бы около 6 тонн.
Технические характеристики Ил-20
Скоростные показатели могли варьироваться. Скорость Ил-20 ограничивалась 515 км/ч – примерно так же разгонялся бы Ил-44. Практический потолок должен был превышать 7000 м, а дальность могла достигать 1700 км при перегоне. Радиус боевого вылета – не более 750 км.
Вопросы, касающиеся вооружения штурмовика, официально не рассматривались. Любой самолет такого типа имел на борту пушечное и бомбовое оружие. Поэтому предполагается, что Ил-44 получил бы две пушечные установки НС-23 калибра 23 мм. Масса загружаемых бомб зависит от многих неизвестных летных характеристик, из-за чего определить ее сложно. Она не должна была превышать 600 кг. При этом бомбы обычно можно заменить ракетными снарядами на дополнительных подвесках.
Ил-44 был одним из самых непримечательных и неизвестных проектов ОКБ имени Ильюшина. О нем осталось мало информации, но все говорит о том, что никакого успеха получить он бы не смог. Причина в его позднем появлении и массовом переходе авиации на реактивные двигатели, дающие новым самолетам серьезное преимущество.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]