Ан-20: характеристики самолета, история создания и описание конструкции
---
Ан-20 – проект десантно-транспортного самолета, разрабатываемого советскими конструкторами из ОКБ имени Антонова в конце 1950 годов. Предполагалось, что он будет подготовлен в течение нескольких лет. Самолет должен был справляться с перевозкой тяжелой боевой техники, включая танки, с полным боезапасом и иметь возможность воздушного сброса отдельных видов груза. Разработка Ан-20 была отменена государственным постановлением, а проект остался нереализованным.
История создания самолета
После завершения Второй мировой войны в СССР ощущалась нехватка современной авиации. Больше всего это касалось транспортных самолетов, которые могли бы применяться в военных целях. К середине 1950 годов в ОКБ имени Антонова начали разработку новых Ан-8 и Ан-12, которые должны были стать основой советских военно-воздушных сил. Параллельно с этим конструкторы задумались о другом проекте, имеющем большие перспективы.
Самолет Ан-12
Предприятие планировало разработать более тяжелый самолет, который будет применяться для выполнения важных стратегических задач. При подготовке проекта они использовали весь опыт, полученный при создании транспортной авиации. Предполагалось, что новая машина сможет перебрасывать практически любое вооружение, включая основные боевые танки, на тысячи километров от точки базирования. Такие возможности могли решить проблему с нехваткой войск в отдельных областях и сократить время их передислокации.
Еще в 1940 годах создание самолета, способного выполнять подобные задачи, не представлялось возможным. Все изменилось с выпуском продвинутого турбовинтового двигателя НК-12, предназначенного для межконтинентальных бомбардировщиков Ту-95. Он обладал мощностью 15000 л. с., чего было вполне достаточно для выполнения переброски тяжелых грузов. Представили его в 1952 году.
Самолет Ту-95
Конструкторы прорабатывали проект в течение нескольких лет, а основной этап работ пришелся на 1958 год. К июню они представили готовый эскизный проект и дали самолету название Ан-20. В последующие годы планировалось доработать некоторые детали и заняться постройкой опытного образца для проведения заводских испытаний.
Но этого не произошло, так как в августе 1960 года авиационный комитет издал официальный указ об отмене реализации этого проекта. Причиной послужило желание создать более продвинутый самолет, имеющий улучшенные характеристики.
Описание конструкции
Ан-20 предполагалось выполнить по схеме моноплана с цельнометаллической конструкцией. Он должен был получить высокорасположенное трапециевидное крыло, имеющее однокилевое оперение и относящееся к кессонному типу. Оно оборудовалось бы двухщелевыми закрылками с функцией выдвижения и убирания, осуществляющимися с помощью элементов гидросистемы через дистанционное управление. Самолет должен был работать на двух турбовинтовых двигателях НК-12 или НК-12М, имеющих свои реверсивные винты диаметром 640 см и четыре лопасти.
Двигатель НК-12
Шасси относилось к трехопорному типу. Передняя стойка под кабиной пилота должна была получить два колеса размером 110×40 см. Основные опоры располагались бы под фюзеляжем в области крыла. Каждая состояла из четырех колес размером 145×52 см. Передняя стойка после взлета убиралась внутрь фюзеляжа. Основные – складывались в переднюю сторону в обтекатели шасси. Выбранный уровень давления в пневматике колес делал возможными взлет и посадку даже при грунтовом составе взлетно-посадочной полосы.
В носовой части самолета располагалась бы кабина пилота, рассчитанная на экипаж из пяти человек. После нее была выделена зона для сопровождающих военных в числе 27 солдат. Хвостовая часть должна была обустраиваться таким образом, чтобы обеспечить наибольшее удобство при погрузке и разгрузке. По проекту, она слегка приподнята вверх, а внизу установлен специальный люк больших габаритов. Закрывается он двумя створками. Первая представляет собой проход размером 2,8×2,4 м, вторая выполняет роль трапа. В случае проведения десантирования солдат нижняя створка фиксируется в горизонтальном положении, чтобы продлить напольную часть фюзеляжа.
Самолет Ан-20
Грузовую кабину предполагалось использовать для перебрасывания до 170 солдат или нескольких боевых бронемашин. Десантирование должно было осуществляться четырьмя потоками. Два из них производились бы через специальные малые люки в нижней части фюзеляжа в начале кабины. Еще два – через основной грузовой. Вдоль стенок могли быть установлены складывающиеся сидения для десантников. На полу предусматривалась установка системы крепежей для груза или боевой техники. Рассматривался вариант выпуска дополнительной модификации самолета для использования в медицинских целях. Отличалась машина наличием стандартизированных военных носилок для транспортировки 144 человек.
Решение остановить разработку проекта Ан-20 было правильным?ДаНет
Летно-технические характеристики Ан-20
Точные габариты самолета неизвестны. Предполагалось лишь, что крыло получит размах длиной 58 м, а его площадь составит 278,8 м². Грузовая кабина должна была иметь достаточные габариты для переброски техники, поэтому она получила бы длину 21 м, а ее ширина и высота могли составить 3,6 и 3,5 м соответственно. Люк для погрузки и разгрузки предполагалось сделать с габаритами 10,1×3,8 м. Предельная взлетная масса должна была достигать 108,3 тонн, вес пустого самолета никогда не указывался.
Летно-технические характеристики Ан-20
Работал бы Ан-20 на двух двигателях НК-12М, имеющих мощность 15000 л. с. каждый. С помощью таких установок самолет мог бы разгоняться при полной нагрузке до 690 км/ч. Его дальность полета варьировалась бы от 2700 до 5000 км, в зависимости от степени загруженности. Практический потолок должен был достигать 12000 м. При взлете требовался бы разбег порядка 1000 м, при посадке – пробег до 1200 м.
Вооружение на транспортные самолеты устанавливали исключительно для ведения оборонительных боевых действий. На Ан-12 была бы размещена только одна установка в корме. Предполагалось использовать модель, состоящую из двух пушек АО-9, которые стреляют снарядами калибра 23 мм. Она могла вести огонь в автоматическом режиме с помощью радиолокационного оборудования либо управляться на удалении бортовым инженером из кабины пилотов.
Дальнейшее развитие проекта и ВТ-22
Вскоре после приказа о закрытии разработки Ан-20 конструкторское бюро занялось другим проектом. Новый самолет получил название ВТ-22 и стал следующим шагом в развитии предыдущей работы. Он частично повторял ранее разрабатывавшийся Ан-20 и должен был превзойти его по нескольким критериям.
Самолет ВТ-22
ВТ-22 представлял собой нестандартный моноплан. Он оборудовался высокорасположенным крылом, установленным по типу «обратная чайка». Отличительной чертой стало наличие излома возле фюзеляжа, дающего ему сходство с крыльями птицы. Шасси самолета включало 4 основных четырехколесных опоры, а также дополнительную двухколесную носовую. Работал транспортник на четырех модифицированных двигателях НК-12МВ.
Габариты грузовой кабины позволили бы транспортировать практически любую боевую технику средних размеров. Длина составляла 30 м, а ширина и высота были равны 4,4 м. Самолет мог перевозить груз весом до 50 т, при десантировании масса ограничивалась 15 т. Скорость должна была составить 650 км/ч, а предельное расстояние полета достигало 4000 км при умеренной нагрузке. Несмотря на перспективные характеристики, разработка ВТ-22 была отменена, но он послужил базой для самолета Ан-22, ставшего серийным в 1969 году.
Ан-20 мог стать хорошим представителем своего класса и успешно выполнять задачи в ВВС СССР, обеспечив армию возможностью быстрой переброски боевой техники. Однако желание правительства получить более продвинутую машину не позволило ОКБ имени Антонова реализовать свой проект. Поэтому самолет стал базой для ВТ-22, который позднее был отменен, но послужил основой для успешно выпущенного Ан-22.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]