Учебно-боевой самолёт AIDC XT-5 «Отважный орел» дошёл до этапа летных испытаний
---
Макет самолета XAT-5, 2017 г. Фото Hccapa.com
ВВС Китайской Республики совместно с научными и проектными организациями продолжают работы по перспективному учебно-боевому самолету XT-5. Проектирование завершено, построен первый летный прототип, и 10 июня он совершил свой первый полет. Ожидается, что через несколько лет новый УБС пойдет в серию и сможет заменить устаревшую технику.
Проект для конкурса
Работы по будущему XT-5 Yongying («Юнъин» – «Отважный орел») начались в 2013 г. в рамках новой программы министерства национальной обороны. ВВС требовался перспективный УБС для замены устаревающих образцов, и они были готовы рассмотреть отечественные или зарубежные предложения.
Местная авиастроительная организация Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC) в сотрудничестве с институтом Chung-Shan Institute of Science and Technology (CSIST) предложила два варианта УБС. Первый под названием AT-3 MAX Advanced Trainer предусматривал глубокую модернизацию имеющегося учебного AT-3. Второй проект XAT-5 выполнили на основе истребителя F-СК-1D Ching-kuo. Также рассматривалась возможность закупки импортной техники.
В 2016 г. работы по модернизации AT-3 остановили в пользу XAT-5, переименованного в XT-5. Вскоре ВВС сделали свой выбор, и в феврале 2017 г. появился контракт с AIDC и CSIST на завершение проектирования, строительство и испытания опытного образца. Также были определены планы на дальнейшее серийное производство.
Презентация первого опытного X-5, сентябрь 2019 г. Фото Минобороны Тайваня / air.mnd.gov.tw
В 2017 г. сообщалось, что летные испытания перспективного УБС начнутся в 2020-м. В начале двадцатых планировали начать серийное производство и к 2026 г. передать в части 66 самолетов. Общая стоимость программы – 68,6 млрд тайваньских долл. (ок. 2,2 долл. США).
Современная конструкция
Учебно-боевой самолет XT-5 «Юнъин» разработан на базе истребителя F-CK-1D, строившегося до конца девяностых годов. В порядке оптимизации для решения новых задач базовый самолет изменили, упростили и переоснастили. По результатам этого истребитель потерял часть своих боевых качеств, но получил расширенные возможности по подготовке пилотов.
XT-5 представляет собой двухдвигательный высокоплан со стреловидным крылом и высокими летными характеристиками. Планер сохраняет основные особенности базовой конструкции, но отличается широким применением композиционных материалов, что положительно сказалось на массе. Имеющиеся и высвобожденные объемы отданы под дополнительные топливные баки. Шасси переработано для увеличения прочности.
Значительным переработкам подвергся радиоэлектронный комплекс. УБС не имеет носовой радиолокационной станции, но получает развитые системы, обеспечивающие подготовку летчиков. Аппаратура позволяет отрабатывать ведение воздушного боя, применение вооружений и т.д. Управление самолетом ведется из двух кабин с полным оснащением.
Вид с другого ракурса. Фото Минобороны Тайваня / air.mnd.gov.tw
Силовая установка XT-5 соответствует предыдущему проекту и включает два турбореактивных двигателя Honeywell / ITEC F125 с форсажной тягой по 4310 кгс. За счет облегчения конструкции и сохранения двигателей самолет может выполнять сверхзвуковой полет.
Истребитель F-CK-1D оснащен 20-мм автоматической пушкой M61A1. Предусматриваются точки для подвески вооружений на законцовках крыла, под крылом и под фюзеляжем. Учебно-боевой самолет на его базе не оснащается пушкой. Первый прототип, недавно вышедший на испытания, не имеет пилонов под крылом. Возможно, их установят позже для проведения соответствующих тестов.
Тактико-технические характеристики перспективного XT-5 пока полностью не публиковались, однако в целом они должны соответствовать параметрам базового F-CK-1D. Таким образом, ВВС Тайваня смогут получить сверхзвуковой учебно-боевой самолет с достаточно высокими летными характеристиками, широкими возможностями по обучению и сокращенным боевым потенциалом.
Первый полет
Строительство первого опытного XT-5 началось весной 2018 г. и заняло достаточно много времени. Его удалось завершить только в начале сентября 2019 г. Через несколько недель, 24 сентября корпорация AIDC в торжественной обстановке провела презентацию опытной машины. Ввиду высокой важности проекта на мероприятии присутствовало руководство страны. В ближайшее время самолет обещали передать на испытания, по результатам которых должны решаться все прочие вопросы.
XT-5 в первом полете, 10 июня 2020 г. Фото Bmpd.livejournal.com
К началу нынешнего лета тайваньские авиастроители завершили основную часть наземных испытаний. 1 июня на авиабазе Цинцюаньган провели первые пробежки. Затем выполнили последнюю подготовку к летным испытаниям.
Первый полет XT-5 состоялся 10 июня. Учебно-боевой самолет осуществил взлет, провел в воздухе ок. 20 минут и после выполнения несложной полетной программы успешно сел. Было объявлено, что новые полеты состоятся 11 и 12 июня.
Целью первых трех дней летных испытаний является определение общих параметров и возможностей самолета. Кроме того, они осуществляются в рамках подготовки к новому официальному мероприятию. 22 июня состоится церемония, в ходе которой полет XT-5 покажут военному и политическому руководству страны.
По условиям имеющегося контракта, в летных испытаниях будет задействовано четыре опытных УБС. Один уже готов, другие находятся на разных стадиях строительства. По всей видимости, их передадут на испытания не позднее 2020-21 гг. Несколько опытных образцов позволят ускорить проведение испытаний, благодаря чему уже в ближайшие годы начнется серийное производство. Его планируется завершить в 2026 г. поставкой 66 самолетов.
Нетрудно подсчитать, что для выполнения имеющегося заказа корпорации AIDC предстоит наладить достаточно быстрое производство техники. Если испытания опытных XT-5 удастся завершить в следующем году, а серия начнется с 2022-го, то ежегодно придется выпускать 13-14 самолетов. Старт производства в 2023 г. увеличивает необходимые темпы до 16-17 машин ежегодно.
Опытный самолет получил эффектную окраску. Фото Bmpd.livejournal.com
Место в войсках
На данный момент ВВС Китайской Республики используют трехэтапную систему подготовки летчиков, для чего используются самолеты нескольких типов. Первоначальная подготовка осуществляется на турбовинтовых Beechcraft T-34 Mentor, затем курсанты переходят на реактивный AIDC AT-3. Последующие этапы обучения осуществляются при помощи учебных модификаций боевых самолетов F-5, F-16 и т.д.
При помощи нового XT-5 планируют перестроить эту систему. Она останется трехэтапной, но базовое и повышенное обучение будет осуществляться при помощи одного УБС новой модели. Ожидается, что это упростит и ускорит процесс подготовки летного состава, а также сократит зависимость ВВС от устаревшей техники, в т.ч. иностранного производства.
В первую очередь, при помощи XT-5 заменят устаревшие AT-3 и F-5, выработавшие большую часть ресурса. Самолеты первоначального обучения T-34 такая модернизация не затронет. Кроме того, в строю пока останутся несколько десятков учебных модификаций импортных самолетов. Планы по их замене остаются неизвестными.
Собственные возможности
Перспективный учебно-боевой самолет AIDC XT-5 «Юнъин» только несколько дней назад вышел на летные испытания. Ему еще предстоит пройти полный комплекс проверок и подтвердить расчетные характеристики, после чего он сможет пойти в серию и попасть в учебные подразделения.
Служба новых самолетов начнется только через несколько лет, но Тайвань уже сейчас имеет повод для оптимизма. Его авиационная промышленность вновь показала свою способность разрабатывать и строить перспективную авиационную технику разных классов, необходимую национальным ВВС.
Однако гордиться успехами пока рано – до 2026 г. предстоит завершить испытания и построить 66 серийных самолетов. Такие планы не оставляют большого запаса времени и требуют мобилизации сил. Смогут ли AIDC и смежники справиться с заказом в заданные сроки, покажет время.
Автор:Рябов Кирилл
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]