Как носили очки в старину?
---
Вряд ли нашелся бы безумец, который обозвал бы монарха, генерала или вельможу четырехглазым. Однако с определенного момента обличенные властью лица прошлого не стремились появляться на публике в очках. Религиозные и политические конфликты порождали дикие предрассудки и мешали развитию оптики.
Перейти к первой части статьи
Сменить очки на контактные линзы многих заставляет не практичный аспект, а желание избавиться от неприятных воспоминаний из детства. В школе «очкарик» непременно становится объектом недоброжелательного внимания со стороны сверстников. В результате прибор, помогающий исправить зрение, превращается в аналог позорного клейма или орудия пыток.
О том, как уговорить ребенка носить очки, только ленивый психолог не рассказывал. Призвать на помощь героев минувших веков почему-то никто не догадался. Узнав, кто и когда преследовал «четырехглазых», многие пересмотрят свое отношение к полезному аксессуару.
Очки как показатель статуса
В силу того, что первые линзы в оправах, которые помогали лучше видеть, производили в пизанском монастыре, автором изобретения был монах, а первыми обладателями — духовенство, в ереси их не замечали. Ходили слухи о том, что автор очков не Алессандро Спина, а алхимик Роджер Бэкон. Правда, грешник соорудил очки во время тюремного заключения и преподнес первый экземпляр Папе Римскому в качестве покаяния.
Счастливцы, вернувшие себе остроту зрения, с радостью позировали для портретов с прототипом пенсне в руках. Первым изображением прототипа очков является предмет на носу кардинала Уго ди Прованса на фреске 1352 г. в церкви итальянского города Тревизо.
Впрочем, это могла быть и не дань моде, а плевок в душу протестантам, которые невзлюбили этот аксессуар.
Очки с плохой репутацией
Испортили имидж очкам живописцы. Неизвестно, кто первым додумался изобразить в руках у фарисея, ведущего спор с Христом, очки, но вскоре такой образ стал очень популярен. Очки в данном случае символизировали слепоту персонажа в отношении божественных истин. Позже они стали неотъемлемым атрибутом аллегории иных вероучений, не сумевших разглядеть сына Божьего в Иисусе.
Народная молва начала приписывать стеклам для глаз магические свойства скверного характера. В Северной Европе крестьяне, описывая ведьм и чертей, непременно упоминали о том, что те были в очках. Сами сказители боялись примерять на себя дьявольское устройство, утверждая, что оно высосет через глаза их душу.
Очки возвращаются
В России ничего про европейскую борьбу с очками не слышали, а у молодого царя Михаила Романова было плохое зрение. В 1614 г. за счет государственной казны ему приобрели очки в серебряной оправе. Позже он заказал аналогичный аппарат для своего сына, любившего чтение.
Очки и революция
Во время Французской революции любимец аристократии лорнет из моды вышел. В России же его начали воспринимать как символ верности монархии. Очки, напротив, стали олицетворением якобинства. Екатерина Великая к политизации оптики относилась скептически, зато ее сын после восшествия на престол начал яростную войну с очками.
Соратник Павла I, военный губернатор Москвы генерал Иван Гудович, ненавидел три вещи: поляков, тройки и очки. Последние он мог сорвать с совершенно незнакомого человека как у себя дома, так и на улице или в гостях. Генерала считали сумасшедшим. В 1800 г. наш герой поссорился с императором и потерял должность, однако реабилитировать очки никто не собирался.
Вплоть до середины XIX века появиться на публике в очках могли только ветхие старцы и люди, имевшие, помимо проблем со зрением, особые заслуги перед Отечеством. Всех прочих очкариков ждало осуждение света и правительственные санкции.
Корректировать зрение и оставаться в рамках приличия помогали не только лорнеты. Французские модные журналы привлекли внимание к отверженному ранее моноклю. Те, кого больше интересовала практическая сторона линз, предпочитали пенсне. Название этого варианта очков происходит от французского «сдавливать нос», что этот прибор делал очень старательно.
В течение XIX века прогресс оптики касался только линз, так для измерения их мощности было введено понятие диоптрия.
В XX веке очки вернули себе доброе имя. Подражать дикарскому поведению религиозных фанатиков и чокнутых государей позволяют себе только невежды, в число которых входят и школьные хулиганы. Брать пример следует с людей, которые прославили свое имя в веках и не стеснялись носить очки вопреки предрассудкам.
Перейти к первой части статьи
Сменить очки на контактные линзы многих заставляет не практичный аспект, а желание избавиться от неприятных воспоминаний из детства. В школе «очкарик» непременно становится объектом недоброжелательного внимания со стороны сверстников. В результате прибор, помогающий исправить зрение, превращается в аналог позорного клейма или орудия пыток.
О том, как уговорить ребенка носить очки, только ленивый психолог не рассказывал. Призвать на помощь героев минувших веков почему-то никто не догадался. Узнав, кто и когда преследовал «четырехглазых», многие пересмотрят свое отношение к полезному аксессуару.
Очки как показатель статуса
В силу того, что первые линзы в оправах, которые помогали лучше видеть, производили в пизанском монастыре, автором изобретения был монах, а первыми обладателями — духовенство, в ереси их не замечали. Ходили слухи о том, что автор очков не Алессандро Спина, а алхимик Роджер Бэкон. Правда, грешник соорудил очки во время тюремного заключения и преподнес первый экземпляр Папе Римскому в качестве покаяния.
Счастливцы, вернувшие себе остроту зрения, с радостью позировали для портретов с прототипом пенсне в руках. Первым изображением прототипа очков является предмет на носу кардинала Уго ди Прованса на фреске 1352 г. в церкви итальянского города Тревизо.
- В XIV веке очки придавали человеку имидж книголюба и знатока.
Впрочем, это могла быть и не дань моде, а плевок в душу протестантам, которые невзлюбили этот аксессуар.
Очки с плохой репутацией
Испортили имидж очкам живописцы. Неизвестно, кто первым додумался изобразить в руках у фарисея, ведущего спор с Христом, очки, но вскоре такой образ стал очень популярен. Очки в данном случае символизировали слепоту персонажа в отношении божественных истин. Позже они стали неотъемлемым атрибутом аллегории иных вероучений, не сумевших разглядеть сына Божьего в Иисусе.
- Окончательно убедить народ в том, что очки — плохая штука, удалось в ходе религиозных войн XVI века.
Народная молва начала приписывать стеклам для глаз магические свойства скверного характера. В Северной Европе крестьяне, описывая ведьм и чертей, непременно упоминали о том, что те были в очках. Сами сказители боялись примерять на себя дьявольское устройство, утверждая, что оно высосет через глаза их душу.
Очки возвращаются
В России ничего про европейскую борьбу с очками не слышали, а у молодого царя Михаила Романова было плохое зрение. В 1614 г. за счет государственной казны ему приобрели очки в серебряной оправе. Позже он заказал аналогичный аппарат для своего сына, любившего чтение.
- Подмоченная репутация очков заставляла оптиков Западной Европы искать новые способы подачи линз.
Очки и революция
Во время Французской революции любимец аристократии лорнет из моды вышел. В России же его начали воспринимать как символ верности монархии. Очки, напротив, стали олицетворением якобинства. Екатерина Великая к политизации оптики относилась скептически, зато ее сын после восшествия на престол начал яростную войну с очками.
Соратник Павла I, военный губернатор Москвы генерал Иван Гудович, ненавидел три вещи: поляков, тройки и очки. Последние он мог сорвать с совершенно незнакомого человека как у себя дома, так и на улице или в гостях. Генерала считали сумасшедшим. В 1800 г. наш герой поссорился с императором и потерял должность, однако реабилитировать очки никто не собирался.
Вплоть до середины XIX века появиться на публике в очках могли только ветхие старцы и люди, имевшие, помимо проблем со зрением, особые заслуги перед Отечеством. Всех прочих очкариков ждало осуждение света и правительственные санкции.
Корректировать зрение и оставаться в рамках приличия помогали не только лорнеты. Французские модные журналы привлекли внимание к отверженному ранее моноклю. Те, кого больше интересовала практическая сторона линз, предпочитали пенсне. Название этого варианта очков происходит от французского «сдавливать нос», что этот прибор делал очень старательно.
В течение XIX века прогресс оптики касался только линз, так для измерения их мощности было введено понятие диоптрия.
В XX веке очки вернули себе доброе имя. Подражать дикарскому поведению религиозных фанатиков и чокнутых государей позволяют себе только невежды, в число которых входят и школьные хулиганы. Брать пример следует с людей, которые прославили свое имя в веках и не стеснялись носить очки вопреки предрассудкам.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]