УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли
17.06.2020 12 495 0 +392 reeder

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли

---
+392
В закладки
УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972..

Модернизации монополиста

Завод в Ульяновске в годы советской власти жил очень хорошо. Машины были востребованы и в армии, и в народном хозяйстве, а при отсутствии конкуренции стимулов к расширению модельного ряда и модернизации у предприятия не было. Так и получилось, что до сих пор даже гражданская линейка машин базируется на решениях более чем полувековой давности. Кто из читателей вспомнит, что лучшее — враг хорошего? Уазовская классика своей неприхотливостью и проходимостью давно вписала себя в сонм таких легенд, как Land Rover Defender, Mercedes-Benz G-klasse и Jeep Rangler. С этим сложно спорить, но все конкуренты уже давным-давно сменили поколения, переехали на новые платформы и стали наконец соответствовать современным нормам безопасности и комфорта. А на УАЗе уже который год анонсируют появление «убийцы Prado», разработанного совместно с иностранцами… Появление машины пока перенесено на конец 2021 года. Потребителям до этого времени придется мириться с наследием советской технической школы и соответствующим качеством изготовления.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972 на «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина». Фото Юрия Пашолока..

В беспросветной череде мелких доработок, косметических улучшений типа серии Patriot тридцать лет назад забрезжила надежда на глобальную модернизацию всей техники УАЗа. Первые вызовы пришли, естественно, от главного заказчика — Министерства обороны СССР.

В августе 1989 года Ульяновскому автозаводу выдвинули требование на постройку легкой машины, способной перевозить 9-10 человек. Для размещения отделения мотострелков предлагалось удлинить капотный УАЗ-3151 и переоборудовать бортовой грузовичок УАЗ-3303. Автозаводчане выполнили заказ в двухмесячный срок, а к февралю 1990 года на базе фургона создали дополнительно еще и УАЗ-37411. Макет последней машины представлял из себя «буханку» со срезанной крышей, кормой и части боковых панелей. Получившуюся грузовую платформу накрыли тентом. В любом другом случае тесный закрытый фургон не смог бы вместить восемь бойцов в снаряжении. Министерство обороны, очевидно, еще выдвинуло требование к возможности быстро покинуть машину в случае обстрела противником, и здесь тентованный кузов подошел как нельзя кстати. Но вот на испытаниях идея с переоборудованием фургона в открытый грузовик показала себя не с самой удачной стороны. Бойцам через борта высотой в 1,2 метра было неудобно садиться в машину, много места занимали колесные арки, а тент располагался слишком низко. На опытной машине в кузове был установлен даже отопитель, который показал себя неэффективным: продуваемый всеми ветрами тент отказывался держать тепло.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

Удлиненный УАЗ-3151. В конце 80-х — начале 90-х в него пытались посадить до 10 солдат. Хорошо, что не получилось..

Хуже всего было солдатам в растянутом исполнении капотного «уазика» с наращенной длиной рамы на 200 мм. Внутри было ожидаемо тесно, а сам УАЗ-3151 страдал от перегруза: вместо положенных 800 кг ему теперь прописывали сразу тонну. Из-за специфичности компоновки баланс нагрузки сместился на заднюю ось, при этом передняя оказалась в сравнении с оригиналом недогружена на 35 кг. Все это крайне негативно сказалось на проходимости и динамики машины, а ресурс мотора в подобных условиях перегруза серьезно сократился. Гораздо позже, в 2004 году, во многом сходную машину под индексом УАЗ-2966 вместимостью 9 человек приняли на вооружение российской армии.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

Опытные УАЗы, предназначенные для перевозки отделения бойцов..

Самым удачным вариантом оказался бортовой УАЗ-33031. Здесь и высадка/посадка была гораздо удобнее, и колесные арки ногам не особо мешали, и сама платформа оказалась просторнее. В итоге именно этот вариант исполнения показался военным наиболее оптимальным. Несмотря на мелкие недочеты, машину отправили на предсерийную доработку. Смириться пришлось с укачиванием личного состава на грунтовых дорогах, а также с не самой удобной посадкой личного состава через боковые борта.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

Опытный УАЗ-33034, который чуть было не пошел в серию. Все испортило отвратительное поведение машины во время торможения. Один раз грузовичок даже перевернулся, замедляясь с безобидных 80 км/ч..

Новый образец перевозчика мотострелкового отделения получил имя УАЗ-33034. Появился он в апреле 1990 года. Конструкторы установили на грузовичке колесные редукторы, чем еще больше подняли погрузочную высоту до 870 мм. Кузов изготовили из стального проката, а тент с окошками ему сшили цельным, обеспечив посадку/высадку только через задний откидывающийся клапан. Во время испытаний неожиданно выявились проблемы с управляемостью: при торможении с больших скоростей колеса самопроизвольно поворачивались, грозя переворотом. Поначалу решили, что это следствие использования мостов с редукторами, но даже с прежними агрегатами УАЗ-33034 вел себя на дороге очень опасно. Решено было судьбу не испытывать и отказаться от пассажирского исполнения бортового ульяновского грузовика. Для перевозки грузов такая строптивость «уазика» показалась приемлемой.

«Вагон» и «ГАК»

Все вышеописанные попытки модернизации или перепрофилирования техники из Ульяновск шли под шифром опытно-конструкторской работы «ГАК». В рамках этого же направления в 1989 году стартовала работа по разработке нового автомобиля вагонной компоновки УАЗ-3972. Несколько позже, когда все проекты «ГАК» закрыли, направление по преемнику «буханки» переименовал в ОКР «Вагон». В общей сложности к концу 1990 годы было построено три экземпляра военных санитарных машин с редукторными мостами и один грузопассажирский фургон для народного хозяйства. Небольшая выборка из сухих тактико-технических характеристик нового «уазика»: снаряженная масса – 2,25 тонны, запас хода – 800 км, максимальная скорость – 100 км/ч, масса буксируемого прицепа без тормозов – 750 кг, с тормозами – 1200 кг, мощность мотора – 77 л/с и расход топлива – 12 л/100 км. Рама для машины практически без изменений была взята от предшественника. Дорожный просвет в 325 мм, достигнутый за счет редукторных мостов, обеспечивал опытным санитарным фургонам превосходную проходимость. В гражданском варианте без колесных редукторов внешнего зацепления дорожный просвет (или, по-военному, клиренс) составлял 220 мм. Для сохранности состояния раненых рессорную подвеску заменили на пружинную, хотя она так и осталась зависимой. На переднем мосту появился гаситель колебаний колес, улучшающий управляемость машины.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972 в деталях на «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина». Фото: Юрий Пашолок..

Внешний вид фургона серьезно отличался от предшественника и был продиктован требованиями военной приемки. Унифицированная светотехника, небольшой задний свес, плоские панели кузова и ветровое стекло создавали специфический облик машины, за что заводчане и прозвали фургон «Кинг-конгом». На «уазике» появился перед ветровым стеклом небольшой капот для доступа к радиатору охлаждения и вентилятору обдува стекла. Это, кстати, дает повод отнести УАЗ-3972 уже к классу полукапотных машин. Внешний вид нового «уазика» очень напоминал австрийский Steyer-Daimler-Puch Pinzgauer 710, только в уменьшенном масштабе. Машина НАТО серьезно отличалась от отечественной по начинке: в основе была «татровская» хребтовая рама, независимая подвеска и дорожный просвет (опять же за счет редукторов) в 335 мм.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

Steyer-Daimler-Puch Pinzgauer 710 внешне напоминает УАЗ-3971..

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

В конце 70-х — начале 80-х годов на УАЗе работали над целым семейством фургонов под индексом 3770 и именем «Симбир», но они так и остались в виде макетов. Этот проект можно считать идейным предшественником ОКР «Вагон»..

Силовой установкой на УАЗ-3972 служил классический УМЗ-4178 мощностью 92 л. с., но в перспективе планировали смонтировать УМЗ-421, развивающий уже 105 л. с. Интересна история с компоновкой двигателя. Дело в том, что изначально планировали разместить мотор строго по центру, но это, как и в случае с обычной «буханкой», смещало место водителя к двери влево. Получалось и сидеть неудобно, и обзор с водительского места был неудовлетворительным. Поэтому УМЗ-4178 перенесли на 3 см вправо (изначально была идея сдвинуть сразу на 7 см) и водителю вроде бы стало удобнее. Но вот проблему обзорности такой микроскопической перепланировкой решить не удалось: она еще и усугубилась из-за плоского ветрового стекла.

УАЗ-3972. «Вагон», который мы потеряли Источник, машины, УАЗ3972, «уазика», машину, УАЗ3151, фургон, «Вагон», который, нового, фургона, УАЗ33034, машин, случае, через, колесные, просвет, очень, отделения, серьезно

Салон не самом свежем виде, но дает представление об изначальной задумке конструкторов..

Самым важным в перспективном фургоне стало улучшение условий работы водителя, что особенно наглядно в сравнении с серией УАЗ-452. В кабине осталось не так много крашеного металла, а торпедо, рулевое колесо и комбинация приборов и по дизайну, и по исполнению вполне соответствовали требованиям времени.

Военная автомобильная промышленность застала распад Советского Союза в период масштабного перевооружения. Из-за безденежья и отсутствия заказов не увидели свет множество перспективных разработок. Часть из них нашла своё воплощение в технических проектах современной России, а часть так и сгинула в безвестности. Малоизвестный проект «Вагон» оказался в числе последних: ни армия, ни гражданский сектор так и не получили замену заслуженному семейству УАЗ-452. Судя по всему, впереди у машины и 65-летний, и даже 70-летний конвейерные юбилеи.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]