Русские меценаты. Кто сыграл наибольшую роль в развитии русской музыки конца XIX–начала ХХ в.?
---
Конец XIX и начало ХХ в. были очень богатым периодом для российского искусства. Именно в это время создавались шедевры композиторов П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, художников В. М. Васнецова, И. И. Левитана. Но кто же помогал этим талантам стать теми, кем они стали?
В данную эпоху произошел «взрыв» во всех областях культуры. Выпускались журналы, создавались кружки и общества. И одним из таких объединений являлся «Беляевский кружок», который в 80−90-е гг. оказался единственным музыкальным центром, где собрались наиболее активные музыканты и композиторы.
Этот кружок был создан в 80-е гг. известным лесопромышленником и огромным любителем русской музыки Митрофаном Петровичем Беляевым . В кружке объединились лучшие композиторы того времени, а Н. А. Римский-Корсаков был идейным центром этого объединения.
Имя Митрофана Беляева выделяется среди других русских меценатов прежде всего тем, что он не создал ничего материального, как, например, Павел Михайлович Третьяков, создавший Третьяковскую галерею. Беляев же направлял свои силы и немалые деньги на поддержку русских музыкантов и композиторов. Он значительно повлиял на судьбу таких композиторов, как Александр Константинович Глазунов и Александр Николаевич Скрябин.
Беляев с 9 лет учился игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, а в 14 лет, заинтересовавшись камерной музыкой, играл в квартетных вечерах на скрипке и на альте. Несмотря на это Митрофан Петрович не посвятил себя музыке, а продолжил отцовское дело. Интерес к русской музыке появился у Беляева только в начале 80-х, когда он, играя в оркестре любительского кружа А. К. Лядова, впервые услышал музыку молодой русской музыкальной школы.
Знакомство Беляева с Глазуновым сделало будущего мецената большим поклонником русской музыки. И тогда, с 1882 г., Митрофан Петрович стал организовывать музыкальные вечера, названные позднее «Беляевскими пятницами». Большое число пьес, написанных специально для этих вечеров, было потом издано в двух сборниках под заглавием «Пятницы».
В 1884 г. Беляев под влиянием своего нового увлечения оставил торговое дело и задумал два проекта: концерты исключительно из русской музыки и издание произведений русских композиторов. Поначалу сам Беляев ходил к композиторам и побуждал их к творчеству. Например, ещё до окончания работы на оперой «Князь Игорь» Митрофан Петрович предложил Бородину большой гонорар, тем самым подтолкнув композитора на ускорение работы.
Но Беляев занимался не только этими проектами. Он также был организатором «Русских симфонических концертов» и «Русских камерных вечеров», которые были направлены на привлечение российской аудитории к национальной музыке. Кроме того, Митрофан Петрович устраивал ежегодный конкурс на лучшее камерное произведение и многочисленные конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее русское произведение в любом жанре.
Митрофан Петрович Беляев перед смертью завещал большие деньги на продолжение начатого им дела. Действительно, меценат пожертвовал 1,5 млн рублей «Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов», что помогло долгие годы и дальше развивать культуру русской музыки.
Но если «Беляевский кружок» был в Петербурге, то в Москве появился меценат, который имел желание пропагандировать русскую оперу. Его звали Савва Иванович Мамонтов . Он был из купеческой семьи, но его отец и дядя вели себя не так, как представители этого класса. Искусство было важной частью жизни этой семьи.
Имя Саввы Мамонтова неразрывно связано с реализацией строительства железнодорожной магистрали Ярославль-Архангельск. Но большие заслуги Мамонтова были не только в этом. Человек щедрой души и высоких нравственных побуждений, он бесконечно преклонялся перед русской культурой.
Савва Иванович сильно повлиял на судьбу таких гениев, как В. М. Васнецов, В. А. Серов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и др. Современники называли Мамонтова «Московский Медичи», а сам меценат говорил, что его главный талант — находить таланты. Савва Иванович не столько спонсировал, сколько участвовал в становлении русского искусства.
В 1870 г. Мамонтов купил бывшее имение писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и, привлекая к себе художников, музыкантов, актёров и певцов, создал место, в котором талантливые творцы работали и отдыхали. А в 1878 г. здесь уже образовалось своеобразное объединение, получившее название «Абрамцевский художественный кружок».
Участников этого кружка объединяло стремление к развитию русского искусства. В течение 25 лет имение «Абрамцево» было очагом национальной культуры. Именно в этом месте Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Алёнушка». В столовой Абрамцевского дома Серов написал знаменитый портрет дочери Саввы Мамонтова Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками».
Было время, когда Савва Мамонтов всерьез готовил себя к оперной карьере. Он пробовал свой голос, и ему говорили, что если он будет заниматься, то все может получиться. Через несколько лет Мамонтов поехал в Милан, где занимался пением и изучал живопись. Вернувшись в Россию, он организовал Частную оперу Мамонтова, в которой ставил различные оперы русских композиторов в исполнении молодых певцов.
Большую роль в музыкальной жизни России сыграло Императорское русское музыкальное общество (ИРМО). Эта организация ставила перед собой цель сделать серьезную музыку доступной для всех слоев общества и распространить музыкальное образование в стране.
ИРМО проводило различные концерты, а особой популярностью пользовались симфонические собрания, которые проводились сначала в Колонном зале Благородного собрания, а потом в Большом зале консерватории. Большой заслугой ИРМО было проведение конкурсов, служивших поддержкой молодым русским композиторам и музыкантам.
К концу XIX-началу ХХ в. эпоха главенства русской оперы сменилась эпохой возрастания русского балета. Во многом это произошло благодаря Сергею Павловичу Дягилеву, для балетной труппы которого многие композиторы писали свои шедевры.
С. П. Дягилев был человеком, который умел распознать все новое и был предан красоте. Как никто другой, он мог воспламенять умы. У Дягилева был свой кружок. Впоследствии этот кружок вырос в творческое объединение под названием «Мир искусства». Главным идейным вдохновителем этого сообщества был живописец и сценограф Александр Бенуа.
Основную идею объединения «Мир искусства» великий меценат и знаток искусства С. П. Дягилев рассказал в своей статье «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Целью художественного объединения называлась красота в субъективном понимании каждого творца. Такое отношение к искусству давало художникам свободу в выборе тем и образов, что для России было ново.
Постепенно «Мир искусства» стал авторитетным художественным объединением, к которому примкнули художники Борис Кустодиев, Николай Рерих, Валентин Серов, Михаил Врубель. Для них слова «красота» и «искусство» были синонимами. Все члены общества считали, что современный художник должен быть толкователем вечной красоты.
В середине 1900-х гг. «Мир искусства» пришел к идее синтеза искусств. Его участники считали, что в содружестве должны равноправно взаимодействовать музыка, живопись, режиссура, танец и актерское мастерство, объединенные балетным спектаклем. Постепенно родился балет, способный выразить и философскую драму, и шарж.
С 1907 г. начинаются заграничные концерты русских артистов — «Русские сезоны», благодаря которым Дягилев стал известен. «Русские сезоны» показали Европе русскую оперу: «Борис Годунов» М. А. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и др. Но эти мероприятия стали убыточными, поэтому Дягилев решил показывать балет, к которому он относился пренебрежительно.
Хореографическими стараниями артиста Михаила Михайловича Фокина под руководством Дягилева роль мужчины в балете изменилась. Если раньше мужчины просто выполняли поддержки для балерин, то теперь они выполняли сложные элементы и блистали. Балетные «Сезоны» закончились в 1914 г.
За эти годы Сергей Павлович Дягилев вынес на публику более 70 произведений, и 50 из них были новинками.
М. П. Беляев, С. И. Мамонтов, С. П. Дягилев — это одни из тех людей, которые вложили огромное количество сил и материальных средств в развитие русской культуры. Они открыли публике множество новых имён, которые стали кумирами для следующего поколения композиторов, музыкантов и просто почитателей искусства. Не будь в истории искусства этих меценатов, возможно, мы и не знали бы про огромное количество любимых нами шедевров.
В данную эпоху произошел «взрыв» во всех областях культуры. Выпускались журналы, создавались кружки и общества. И одним из таких объединений являлся «Беляевский кружок», который в 80−90-е гг. оказался единственным музыкальным центром, где собрались наиболее активные музыканты и композиторы.
Этот кружок был создан в 80-е гг. известным лесопромышленником и огромным любителем русской музыки Митрофаном Петровичем Беляевым . В кружке объединились лучшие композиторы того времени, а Н. А. Римский-Корсаков был идейным центром этого объединения.
Имя Митрофана Беляева выделяется среди других русских меценатов прежде всего тем, что он не создал ничего материального, как, например, Павел Михайлович Третьяков, создавший Третьяковскую галерею. Беляев же направлял свои силы и немалые деньги на поддержку русских музыкантов и композиторов. Он значительно повлиял на судьбу таких композиторов, как Александр Константинович Глазунов и Александр Николаевич Скрябин.
Беляев с 9 лет учился игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, а в 14 лет, заинтересовавшись камерной музыкой, играл в квартетных вечерах на скрипке и на альте. Несмотря на это Митрофан Петрович не посвятил себя музыке, а продолжил отцовское дело. Интерес к русской музыке появился у Беляева только в начале 80-х, когда он, играя в оркестре любительского кружа А. К. Лядова, впервые услышал музыку молодой русской музыкальной школы.
Знакомство Беляева с Глазуновым сделало будущего мецената большим поклонником русской музыки. И тогда, с 1882 г., Митрофан Петрович стал организовывать музыкальные вечера, названные позднее «Беляевскими пятницами». Большое число пьес, написанных специально для этих вечеров, было потом издано в двух сборниках под заглавием «Пятницы».
В 1884 г. Беляев под влиянием своего нового увлечения оставил торговое дело и задумал два проекта: концерты исключительно из русской музыки и издание произведений русских композиторов. Поначалу сам Беляев ходил к композиторам и побуждал их к творчеству. Например, ещё до окончания работы на оперой «Князь Игорь» Митрофан Петрович предложил Бородину большой гонорар, тем самым подтолкнув композитора на ускорение работы.
Но Беляев занимался не только этими проектами. Он также был организатором «Русских симфонических концертов» и «Русских камерных вечеров», которые были направлены на привлечение российской аудитории к национальной музыке. Кроме того, Митрофан Петрович устраивал ежегодный конкурс на лучшее камерное произведение и многочисленные конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее русское произведение в любом жанре.
Митрофан Петрович Беляев перед смертью завещал большие деньги на продолжение начатого им дела. Действительно, меценат пожертвовал 1,5 млн рублей «Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов», что помогло долгие годы и дальше развивать культуру русской музыки.
Но если «Беляевский кружок» был в Петербурге, то в Москве появился меценат, который имел желание пропагандировать русскую оперу. Его звали Савва Иванович Мамонтов . Он был из купеческой семьи, но его отец и дядя вели себя не так, как представители этого класса. Искусство было важной частью жизни этой семьи.
Имя Саввы Мамонтова неразрывно связано с реализацией строительства железнодорожной магистрали Ярославль-Архангельск. Но большие заслуги Мамонтова были не только в этом. Человек щедрой души и высоких нравственных побуждений, он бесконечно преклонялся перед русской культурой.
Савва Иванович сильно повлиял на судьбу таких гениев, как В. М. Васнецов, В. А. Серов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и др. Современники называли Мамонтова «Московский Медичи», а сам меценат говорил, что его главный талант — находить таланты. Савва Иванович не столько спонсировал, сколько участвовал в становлении русского искусства.
В 1870 г. Мамонтов купил бывшее имение писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и, привлекая к себе художников, музыкантов, актёров и певцов, создал место, в котором талантливые творцы работали и отдыхали. А в 1878 г. здесь уже образовалось своеобразное объединение, получившее название «Абрамцевский художественный кружок».
Участников этого кружка объединяло стремление к развитию русского искусства. В течение 25 лет имение «Абрамцево» было очагом национальной культуры. Именно в этом месте Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Алёнушка». В столовой Абрамцевского дома Серов написал знаменитый портрет дочери Саввы Мамонтова Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками».
Было время, когда Савва Мамонтов всерьез готовил себя к оперной карьере. Он пробовал свой голос, и ему говорили, что если он будет заниматься, то все может получиться. Через несколько лет Мамонтов поехал в Милан, где занимался пением и изучал живопись. Вернувшись в Россию, он организовал Частную оперу Мамонтова, в которой ставил различные оперы русских композиторов в исполнении молодых певцов.
Большую роль в музыкальной жизни России сыграло Императорское русское музыкальное общество (ИРМО). Эта организация ставила перед собой цель сделать серьезную музыку доступной для всех слоев общества и распространить музыкальное образование в стране.
ИРМО проводило различные концерты, а особой популярностью пользовались симфонические собрания, которые проводились сначала в Колонном зале Благородного собрания, а потом в Большом зале консерватории. Большой заслугой ИРМО было проведение конкурсов, служивших поддержкой молодым русским композиторам и музыкантам.
К концу XIX-началу ХХ в. эпоха главенства русской оперы сменилась эпохой возрастания русского балета. Во многом это произошло благодаря Сергею Павловичу Дягилеву, для балетной труппы которого многие композиторы писали свои шедевры.
С. П. Дягилев был человеком, который умел распознать все новое и был предан красоте. Как никто другой, он мог воспламенять умы. У Дягилева был свой кружок. Впоследствии этот кружок вырос в творческое объединение под названием «Мир искусства». Главным идейным вдохновителем этого сообщества был живописец и сценограф Александр Бенуа.
Основную идею объединения «Мир искусства» великий меценат и знаток искусства С. П. Дягилев рассказал в своей статье «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Целью художественного объединения называлась красота в субъективном понимании каждого творца. Такое отношение к искусству давало художникам свободу в выборе тем и образов, что для России было ново.
Постепенно «Мир искусства» стал авторитетным художественным объединением, к которому примкнули художники Борис Кустодиев, Николай Рерих, Валентин Серов, Михаил Врубель. Для них слова «красота» и «искусство» были синонимами. Все члены общества считали, что современный художник должен быть толкователем вечной красоты.
В середине 1900-х гг. «Мир искусства» пришел к идее синтеза искусств. Его участники считали, что в содружестве должны равноправно взаимодействовать музыка, живопись, режиссура, танец и актерское мастерство, объединенные балетным спектаклем. Постепенно родился балет, способный выразить и философскую драму, и шарж.
С 1907 г. начинаются заграничные концерты русских артистов — «Русские сезоны», благодаря которым Дягилев стал известен. «Русские сезоны» показали Европе русскую оперу: «Борис Годунов» М. А. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и др. Но эти мероприятия стали убыточными, поэтому Дягилев решил показывать балет, к которому он относился пренебрежительно.
Хореографическими стараниями артиста Михаила Михайловича Фокина под руководством Дягилева роль мужчины в балете изменилась. Если раньше мужчины просто выполняли поддержки для балерин, то теперь они выполняли сложные элементы и блистали. Балетные «Сезоны» закончились в 1914 г.
За эти годы Сергей Павлович Дягилев вынес на публику более 70 произведений, и 50 из них были новинками.
М. П. Беляев, С. И. Мамонтов, С. П. Дягилев — это одни из тех людей, которые вложили огромное количество сил и материальных средств в развитие русской культуры. Они открыли публике множество новых имён, которые стали кумирами для следующего поколения композиторов, музыкантов и просто почитателей искусства. Не будь в истории искусства этих меценатов, возможно, мы и не знали бы про огромное количество любимых нами шедевров.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]