Советские САУ против немецких танков в начальный период войны
---
В 1930-е годы в Советском Союзе предпринимались попытки создания самоходных артиллерийских установок различного назначения, ряд образцов был принят на вооружение и выпускался малой серией.
Самоходная артиллерийская установка СУ-12
Первой советской серийной самоходкой стала СУ-12, впервые продемонстрированная на военном параде в 1934 году. Машина была вооружена доработанной 76,2-мм полковой пушкой обр. 1927 г., установленной на тумбе. В качестве шасси первоначально использовался трёхосный американский грузовик Moreland TX6 с двумя ведущими мостами, а с 1935 года отечественный ГАЗ-ААА.
Установка орудия на платформе грузовика давала возможность быстро и недорого создать импровизированную САУ. Первые СУ-12 вообще не имели какой-либо бронезащиты, однако вскоре после начала серийного производства установили 4-мм стальной щит для предохранения расчёта от пуль и лёгких осколков. Боекомплект орудия составлял 36 шрапнельных и осколочных гранат, бронебойные снаряды первоначально предусмотрены не были. Скорострельность: 10-12 выстр./мин.
Расчёт СУ-12 ведёт огонь из орудия
Сектор обстрела составлял 270°, огонь из орудия мог вестись как назад, так и по борту. Теоретически можно было вести огонь на ходу, но точность стрельбы при этом резко падала, а расчёту «грузовой самоходки» было очень сложно заряжать и наводить орудие в движении. Мобильность СУ-12 при езде по шоссе была существенно выше, чем у 76,2-мм полковых орудий на конной тяге, но артиллерийская установка на грузовом шасси являлась не самым лучшим решением. Трехосный грузовик мог уверенно двигаться только по хорошим дорогам и в части проходимости по слабым грунтам серьёзно уступал конным упряжкам. С учётом высокого силуэта СУ-12 уязвимость артиллерийского расчёта, частично прикрытого броневым щитом, при ведении огня прямой наводкой была очень велика. В связи с этим было решено строить самоходки на гусеничных шасси. Последние машины были сданы заказчику в 1936 году, всего было выпущено 99 САУ СУ-12.
В 1920-1930-е годы создание САУ на базе грузовых автомобилей было общемировой тенденцией, и данный опыт в СССР оказался полезным. Эксплуатация самоходных артиллерийских установок СУ-12 продемонстрировала, что размещение орудия, предназначенного для стрельбы прямой наводкой, на шасси грузовика является тупиковым решением.
Самоходная артиллерийская установка СУ-5-2
В период с 1935 по 1936 год Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 построил 31 самоходную артиллерийскую установку СУ-5-2 на шасси лёгкого танка Т-26. САУ СУ-5-2 была вооружена 122-мм гаубицей обр. 1910/1930 гг. Углы наведения по горизонтали 30°, по вертикали — от 0 до +60°. Максимальная начальная скорость осколочного снаряда — 335 м/с, максимальная дальность стрельбы — 7680 м, скорострельность — до 5 выстр./мин. Возимый боекомплект: 4 снаряда и 6 зарядов.
СУ-5-2 на параде в Хабаровске
Расчёт орудия был прикрыт бронёй спереди и частично по бокам. Толщина лобовой брони составляла 15 мм, бортов и кормы — 10 мм. Снаряженная масса и подвижность СУ-5-2 были на уровне поздних модификаций танка Т-26.
Следует понимать, что самоходные установки СУ-12 и СУ-5-2 предназначались для оказания непосредственной огневой поддержки пехоты, а их противотанковые возможности были очень скромными. Тупоголовый бронебойный 76-мм снаряд БР-350А имел начальную скорость 370 м/с и на дальности 500 метров по нормали мог пробить 30-мм броню, что позволяло бороться только с лёгкими танками и бронеавтомобилями. В боекомплекте 122-мм гаубицы отсутствовали бронебойные снаряды, но в 1941 году осколочно-фугасный снаряд 53-ОФ-462 массой 21,76 кг, содержавший 3,67 кг тротила, в случае прямого попадания гарантированно уничтожал или надолго выводил из строя любой немецкий танк. При разрыве снаряда образовывались тяжелые осколки, способные пробить броню толщиной до 20 мм на дистанции 2-3 метра. Однако ввиду небольшой дальности прямого выстрела, относительно низкой скорострельности и скромного боекомплекта расчёт САУ СУ-5-2 мог надеяться на успех в прямом столкновении с танками противника только в случае действия из засады на дистанции до 300 м. Все самоходные артиллерийские установки СУ-12 и СУ-5-2 были потеряны в начальный период войны и в силу своей малочисленности и невысоких боевых характеристик не оказали влияния на ход боевых действий.
Тяжелый штурмовой танк КВ-2
Исходя из опыта применения танков на Карельском перешейке, в феврале 1940 года на вооружение РККА приняли тяжелый штурмовой танк КВ-2. Формально эта машина из-за наличия вращающейся башни относилась к танкам, но по многим признакам это фактически САУ.
КВ-2
Толщина лобовой и бортовой брони КВ-2 составляла 75 мм, а толщина бронемаски орудия – 110 мм. Это делало его малоуязвимым для противотанковых орудий калибра 37-50 мм. Впрочем, высокая защищённость зачастую обесценивалась низкой технической надёжностью и плохой проходимостью по бездорожью. При мощности дизельного двигателя В-2К 500 л.с. 52-тонная машина в ходе испытаний по шоссе смогла разогнаться до 34 км/ч. На марше скорость передвижения по хорошей дороге не превышала 20 км/ч. На пересеченной местности танк двигался со скоростью пешехода 5-7 км/ч. Проходимость КВ-2 по слабым грунтам была не очень хорошей, а вытащить завязший в грязи танк было непросто, поэтому приходилось весьма тщательно выбирать маршрут передвижения. Также далеко не каждый мост был способен выдержать КВ-2.
КВ-2 был вооружен 152-мм танковой гаубицей обр. 1938/40 гг. (М-10Т). Орудие имело углы вертикальной наводки: от −3 до +18°. При неподвижном положении башни гаубица могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки, что было характерно для самоходных установок. Боекомплект составлял 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Практическая скорострельность с уточнением наводки — 1-1,5 выстр./мин.
По состоянию 22 июня 1941 года в боекомплекте КВ-2 имелись только осколочно-фугасные гранаты ОФ-530 массой 40 кг, содержащие около 6 кг тротила. В ходе боевых действий ввиду невозможности комплектования штатными боеприпасами для стрельбы применяли все снаряды буксируемой гаубицы М-10. Использовались бетонобойные снаряды, чугунные осколочные гаубичные гранаты, зажигательные снаряды и даже шрапнельные, поставленные на удар. Прямое попадание 152-мм снаряда гарантированно уничтожало или выводило из строя любой немецкий танк. Близкие разрывы мощных осколочных и осколочно-фугасных снарядов также представляли серьёзную опасность для бронетехники.
Несмотря на высокую разрушительную силу снарядов, на практике КВ-2 не проявил себя в роли эффективной противотанковой САУ. Орудие М-10Т обладало целым набором недостатков, которые обесценивали его эффективность на поле боя. Если при стрельбе по стационарным огневым точкам противника и фортификационным сооружениям низкая боевая скорострельность не имела решающего значения, то для борьбы с быстро перемещающимися вражескими танками требовался более высокий темп стрельбы.
Ввиду неуравновешенности башни штатный электропривод осуществлял поворот башни в горизонтальной плоскости очень медленно. Даже при небольшом угле наклона танка башню зачастую вообще невозможно было повернуть. Из-за чрезмерной отдачи стрелять из орудия можно было только во время полной остановки танка. При ведении огня на ходу была велика вероятность выхода из строя механизма поворота башни и моторно-трансмиссионной группы, и это при том, что из танковой М-10Т категорически запрещалась стрельба на полном заряде. Естественно, что невозможность получения максимальной начальной скорости снижала дальность прямого выстрела. В силу всего этого боевая эффективность машины, созданной для наступательных боевых действий и уничтожения укреплений противника, при стрельбе прямой наводкой с дистанции нескольких сотен метров оказалась невысокой.
Судя по всему, основная часть КВ-2 была потеряна не от огневого воздействия противника, а из-за отсутствия ГСМ, поломок двигателя, трансмиссии и ходовой части. Немало застрявших в грязи машин было брошено по причине того, что под рукой не оказалось тягачей, способных буксировать их по бездорожью. Вскоре после начала войны производство КВ-2 было свёрнуто. Всего с января 1940 по июль 1941 года на ЛКЗ удалось построить 204 машины.
Импровизированные САУ на шасси легкого танка Т-26
Таким образом, можно констатировать, что 22 июня 1941 года в РККА, несмотря на достаточно многочисленный парк бронетехники, не имелось специализированных противотанковых самоходок, которые могли быть очень полезны в начальный период войны. Лёгкую ПТ САУ достаточно быстро можно было создать на шасси лёгких танков Т-26 раннего выпуска. Значительное количество таких машин, требовавших ремонта, имелось в войсках в предвоенный период. Вполне логичным представлялась переделка в противотанковые самоходки безнадёжно устаревших двухбашенных танков с чисто пулемётным вооружением или с 37-мм пушкой в одной из башен. ПТ САУ, созданную на базе Т-26, можно было вооружить 76,2-мм дивизионным или зенитным орудием, что сделало бы такую самоходку актуальной как минимум до середины 1942 года. Понятно, что ПТ САУ с противопульным бронированием не предназначалась для лобового столкновения с танками противника, но при действиях из засад она могла быть достаточно эффективной. В любом случае, броня толщиной 13-15 мм обеспечивала защиту экипажу от пуль и осколков, а мобильность самоходки была выше, чем у буксируемых противотанковых и дивизионных орудий калибра 45-76,2 мм.
Актуальность ПТ САУ на базе Т-26 подтверждается тем, что летом-осенью 1941 года некоторое количество лёгких танков, получивших повреждения башни или вооружения, в условиях танкоремонтных мастерских были оснащены 45-мм противотанковыми орудиями с броневыми щитами. По огневой мощи импровизированные САУ не превосходили танки Т-26 с 45-мм орудием, уступали по защищённости экипажа. Но плюсом подобных машин был гораздо лучший обзор поля боя, да и в условиях катастрофичных потерь первых месяцев войны любая боеспособная бронетехника была на вес золота. При грамотной тактике использования такие самоходки в 1941 году могли вполне успешно бороться с танками противника.
В период с августа 1941 по февраль 1942 года на заводе им. Кирова в Ленинграде с использованием шасси повреждённых танков Т-26 было выпущено две серии САУ общей численностью 17 единиц. Самоходки оснащались 76-мм полковой пушкой обр. 1927 г. Орудие имело круговой обстрел, расчёт спереди прикрывался бронещитом. По бокам от орудия имелись амбразуры для двух 7,62-мм пулемётов ДТ-29.
Изготовление САУ СУ-76П на Кировском заводе
В процессе переоборудования срезалась подбашенная коробка. На месте боевого отделения устанавливалась коробчатая балка, служившая опорой для платформы с тумбой вращающейся части 76-мм пушки. В настиле платформы прорезались два люка для доступа к снарядному погребу под ним. Машины, выпущенные в 1942 году, также имели бронезащиту по бокам.
В разных источниках данные самоходки обозначались по-разному: Т-26-СУ, СУ-26, но чаще всего СУ-76П. По причине низких баллистических характеристик полкового орудия противотанковый потенциал этих САУ был очень слабым. Они в основном использовались для артиллерийской поддержки танков и пехоты.
СУ-76П, построенные в 1941 году, поступили в 122-ю, 123-ю, 124-ю и 125-ю танковые бригады, а производства 1942 года — в 220-ю танковую бригаду. Обычно четыре САУ сводились в самоходную артиллерийскую батарею. Как минимум одна СУ-76П дожила до прорыва блокады.
Противотанковая САУ ЗИС-30
Первой противотанковой самоходной артиллерийской установкой, принятой на вооружение в РККА, стала ЗИС-30, вооруженная 57-мм противотанковой пушкой обр. 1941 г. По меркам 1941 года это орудие являлось очень мощным, и в начальный период войны на реальных дистанциях стрельбы пробивало лобовую броню любого немецкого танка. Очень часто 57-мм противотанковую пушку обр. 1941 г. называют ЗИС-2, но это не вполне правильно. От ПТО ЗИС-2, производство которого начали в 1943 году, 57-мм орудие обр. 1941 г. отличалась рядом деталей, хотя в целом конструкция была одинаковой.
ЗИС-30 в боевом положении
Самоходная установка ЗИС-30 представляла собой эрзац военного времени, созданный в спешке, что сказалось на боевых и служебно-эксплуатационных характеристиках. Путём минимальных конструктивных изменений в средней верхней части корпуса лёгкого тягача Т-20 «Комсомолец» была установлена качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Практическая скорострельность достигала 20 выстр./мин. Для удобства работы расчёта имелись откидные панели, увеличивавшие площадь рабочей площадки. От пуль и осколков расчет из 5 человек в бою защищал лишь орудийный щит. Огонь из орудия можно было вести только с места. Ввиду высоко расположенного центра тяжести и сильной отдачи во избежание опрокидывания необходимо было откидывать сошники, расположенные в кормовой части машины. Для самообороны в лобовой части корпуса имелся 7,62-мм пулемет ДТ-29, доставшийся по наследству от тягача «Комсомолец».
Толщина лобовой брони корпуса тягача Т-20 «Комсомолец» составляла 10 мм, бортов и кормы – 7 мм. Масса ЗИС-30 в боевом положении составляла немногим более 4 т. Карбюраторный двигатель мощностью 50 л.с. мог разогнать машину на шоссе до 50 км/ч. Скорость на марше – не более 30 км/ч.
Серийное производство ЗИС-30 началось в сентября 1941 года на Горьковском артиллерийском заводе № 92. Согласно архивным данным, было построено 101 ПТ САУ с 57-мм орудием. Этими машинами были укомплектованы противотанковые батареи в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтов (всего 16 танковых бригад). Впрочем, ЗИС-30 имелись и в других частях. Например, осенью 1941 года четыре самоходки поступили в 38 отдельный мотоциклетный полк.
Производство ЗИС-30 длилось недолго и было завершено в начале октября 1941 года. По официальной версии, это было связано с отсутствием тягачей «Комсомолец», но даже если это так, то можно было ставить весьма эффективные в противотанковом отношении 57-мм орудия на шасси лёгких танков. Наиболее вероятной причиной сворачивания строительства 57-мм ПТ САУ, скорее всего, стали трудности с производством стволов орудий. Процент брака при изготовлении стволов был чрезмерно большим, что являлось совершенно неприемлемым в военное время. Именно этим, а не «избыточной мощностью» 57-мм противотанковых орудий, объясняются их незначительные объемы производства в 1941 году и последовавший отказ от серийного строительства. Коллективу завода № 92 и самому В. Г. Грабину, основываясь на конструкции 57-мм орудия обр. 1941 г., оказалось проще наладить производство дивизионного 76-мм орудия, ставшего широко известным как ЗИС-3. 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3) на момент создания имела вполне приемлемую бронепробиваемость, обладая при этом гораздо более мощным осколочно-фугасным снарядом. Это орудие получило широкое распространение и пользовалось популярностью в войсках. ЗИС-3 состояло на вооружении не только в дивизионной артиллерии, специально доработанные орудия поступали на вооружение истребительно-противотанковых частей и устанавливались на самоходные артустановки. Производство 57-мм ПТО после внесения некоторых изменений в конструкцию под наименованием ЗИС-2 было возобновлено в 1943 году. Это стало возможно после получения из США совершенного станочного парка, что позволило решить проблему с изготовлением стволов.
Несмотря на недостатки, ЗИС-30 получила положительную оценку в войсках. Основными достоинствами самоходки были её великолепная бронепробиваемость и большая дальность прямого выстрела. В конце 1941 – начале 1942 года 57-мм снаряд БР-271 массой 3,19 кг, покинув ствол с начальной скоростью 990 м/с, мог пробить лобовую броню немецких «троек» и «четвёрок» на дальности до 2 км. При грамотном применении 57-мм самоходки неплохо себя зарекомендовали не только в обороне, но и в наступлении, сопровождая советские танки. При этом целью для них становились не только вражеская бронетехника, но и огневые точки.
Вместе с тем имелись к машине и существенные претензии. Главной проблемой 57-мм пушки были её противооткатные устройства. Что же касается гусеничной базы, то здесь вполне ожидаемо критике подвергся двигатель. В условиях заснеженного бездорожья его мощности часто не хватало. Кроме того, среди недостатков указывалось очень слабое бронирование базового шасси и высокая уязвимость расчёта при артиллерийско-миномётном обстреле. Основная часть ЗИС-30 была потеряна к середине 1942 года, но эксплуатация отдельных машин продолжалась до начала 1944 года.
Хотя наши войска в начальный период войны остро нуждались в истребителях танков, ЗИС-30 стала единственной советской ПТ САУ, доведённой до стадии серийного производства в 1941 году. В ряде конструкторских бюро велись работы по установке 76,2-мм дивизионного орудия УСВ на шасси лёгкого танка Т-60 и 85-мм зенитки 52-К на шасси тяжелого артиллерийского тягача «Ворошиловец». Весьма многообещающим выглядел проект ПТ САУ У-20 на шасси среднего танка Т-34 с 85-мм пушкой, установленной во вращающейся открытой сверху трёхместной башне. К сожалению, по ряду причин наши войска получили достаточно эффективную противотанковую самоходку СУ-85 только осенью 1943 года. Речь об этой и других советских самоходках, использовавшихся в годы ВОВ, пойдёт во второй части обзора.
Продолжение следует…
Автор:Линник Сергей
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]