Картина «Сон рыцаря». Что снится мальчику?
---
В мире живописи есть вид картин «VANITAS» (тщеславие, суета), своеобразный набор разных предметов. Особенность такого натюрморта (иногда его нельзя назвать так из-за присутствия людей, тогда это скорее жанровая картина) в том, что художник может продемонстрировать все свое умение. Такие картины представляют собой как бы визитную карточку художника.
Испанский художник Антонио Переда и Сальгадо (1611−1678) — сын художника и художницы, автор натюрмортов, религиозных и исторических картин. Одно из его произведений — «Сон рыцаря».
Сюжет картины: юноша, почти мальчик (у него только-только начали пробиваться усики), дремлет в кресле возле стола. Судя по его одежде, он только что вернулся с какого-то праздника или приема и не успел переодеться: шляпа со страусиными перьями, одежда из сверкающей золотом ткани, тончайшие кружева на воротнике и обшлагах.
Для праздника пришлось рано встать, потом принять участие в репетиции парада в честь вассала (графа, герцога, может быть, самого короля), а потом — и в самом параде. Наконец-то все позади, можно расслабиться, отдохнуть — и как-то незаметно мальчик погрузился в волшебный сон.
И явилась ему во сне фея, благословляющая его на ратные подвиги. В ее руках — лента с надписью «Лечу быстро, поражаю насмерть» (это о стреле). Там же, во сне — стол. На переднем плане — раскрытый кошелек, из которого высыпались золотые и серебряные монеты. Рядом — карты.
Надо полагать, что кольцо возле шкатулки — намек на предстоящее обручение, а украшения в шкатулке — подарок даме сердца. И дама сердца — на обрамленном в золото портрете.
Замысловатые часы с башенками — напоминание о быстротечности бытия, рядом — рыцарские доспехи, тлеющая свеча, черепа (один из черепов отражается в зеркале). Здесь же — изрядно потрепанные, зачитанные книги, мушкет, ноты.
У правого обреза картины — какая-то часть богатого рыцарского доспеха, корона, папская тиара, маршальский жезл. В глубине виден глобус и гриф скрипки. На переднем плане — распустившиеся пионы и карнавальная или театральная маска.
Все предметы говорят о том, чего рыцарь хотел бы достичь в жизни: побеждать в сражениях, быть удачливым в игре (в карты) и в любви, достичь совершенства в игре на скрипке, познать тайны бытия, завоевать дальние страны, прослыть просвещенным правителем, получить королевский престол. И жажда славы — рядом со всем этим лежит лавровая ветвь.
Очень может быть, что он вовсе не желает быстро уйти в мир иной: если получить все это — надо полностью вкусить удовольствие! И если так — лавровая ветвь будет символом мира, процветания, благоденствия.
Но над всем этим — два черепа и тлеющая свеча, символы бренности земной жизни. VANITAS, MEMENTO MORI — все суета, помни о смерти.
Юноша грезит. Что ему преподнесет жизнь после пробуждения?..
Стоит отметить, что фея — златовласка. Это, скорее всего, свидетельствует о пристрастии к светловолосым женщинам художника, не рыцаря.
Испанский художник Антонио Переда и Сальгадо (1611−1678) — сын художника и художницы, автор натюрмортов, религиозных и исторических картин. Одно из его произведений — «Сон рыцаря».
Сюжет картины: юноша, почти мальчик (у него только-только начали пробиваться усики), дремлет в кресле возле стола. Судя по его одежде, он только что вернулся с какого-то праздника или приема и не успел переодеться: шляпа со страусиными перьями, одежда из сверкающей золотом ткани, тончайшие кружева на воротнике и обшлагах.
Для праздника пришлось рано встать, потом принять участие в репетиции парада в честь вассала (графа, герцога, может быть, самого короля), а потом — и в самом параде. Наконец-то все позади, можно расслабиться, отдохнуть — и как-то незаметно мальчик погрузился в волшебный сон.
И явилась ему во сне фея, благословляющая его на ратные подвиги. В ее руках — лента с надписью «Лечу быстро, поражаю насмерть» (это о стреле). Там же, во сне — стол. На переднем плане — раскрытый кошелек, из которого высыпались золотые и серебряные монеты. Рядом — карты.
Надо полагать, что кольцо возле шкатулки — намек на предстоящее обручение, а украшения в шкатулке — подарок даме сердца. И дама сердца — на обрамленном в золото портрете.
Замысловатые часы с башенками — напоминание о быстротечности бытия, рядом — рыцарские доспехи, тлеющая свеча, черепа (один из черепов отражается в зеркале). Здесь же — изрядно потрепанные, зачитанные книги, мушкет, ноты.
У правого обреза картины — какая-то часть богатого рыцарского доспеха, корона, папская тиара, маршальский жезл. В глубине виден глобус и гриф скрипки. На переднем плане — распустившиеся пионы и карнавальная или театральная маска.
Все предметы говорят о том, чего рыцарь хотел бы достичь в жизни: побеждать в сражениях, быть удачливым в игре (в карты) и в любви, достичь совершенства в игре на скрипке, познать тайны бытия, завоевать дальние страны, прослыть просвещенным правителем, получить королевский престол. И жажда славы — рядом со всем этим лежит лавровая ветвь.
Очень может быть, что он вовсе не желает быстро уйти в мир иной: если получить все это — надо полностью вкусить удовольствие! И если так — лавровая ветвь будет символом мира, процветания, благоденствия.
Но над всем этим — два черепа и тлеющая свеча, символы бренности земной жизни. VANITAS, MEMENTO MORI — все суета, помни о смерти.
Юноша грезит. Что ему преподнесет жизнь после пробуждения?..
Стоит отметить, что фея — златовласка. Это, скорее всего, свидетельствует о пристрастии к светловолосым женщинам художника, не рыцаря.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]