Масстранзископ: мультик в метро Нью Йорка
---
Вот представьте: вы житель города Нью Йорка. Едете утром в метро на работу. Разумеется в Манхэттен. Разумеется из Бруклина. И вдруг за окном вашего вагона из чёрной мглы туннеля выпрыгивают какие-то странные разноцветные фигурки. Пляшут абстрактные узоры. Странные человечки улетают в космос на ракете. В чём дело?
Ничего страшного тут нет. Просто вы проезжаете инсталляцию, которая была создана в нашем метро более 35 лет назад. Эта штуковина называется Масстранзископ. И в жизни выглядит вот так:
На самом деле цвета немного ярче, но думаю общая суть понятна. Как вышло, что этот странный проект появился в самой крупной системе метро в мире?
Дело в том, что в Нью Йорке не только более 400 действующих станций, но есть ещё несколько заброшенных. Одна из них находится прямо на подъезде к Манхэттенскому мосту с Бруклинской стороны, там сегодня ходят линии B и Q. Остановка Мёртл Авеню работала с 1915 по 1956 год. Она была довольно странной, потому, что платформа была только в одном направлении, и в середине XX века её решили закрыть.
Двадцать пять лет поезда просто проезжали мимо. Но в 1980 году у молодого художника по имени Билл Бранд была идея, как можно эту мёртвую станцию оживить. Нью Йорк тогда переживал не лучшие времена - преступность была на рекордно высоких уровнях, в городе (а особенно в метро) было небезопасно находиться в тёмное время суток. И вот в такой атмосфере Билл предложил свой проект городским властям.
Его задумка была предельно проста. Он хотел воссоздать на заброшенной платформе нечто вроде самых примитивных приборов для просмотра движущихся картинок: Зоотроп. Эти штуковины были изобретены ещё в XIX веке и были популярны до появления нормального кино.
Принцип прост - движущиеся узкие щели показывают зрителю быстро сменяющиеся кадры. Глаз и мозг видят движение.
Билл Бранд придумал название своей инсталляции - "Masstransiscope" - совместив слова "mass transit" (общественный транспорт), и scope - от греческого слова "смотреть".
Только вместо цилиндра, он разместил свои картинки вдоль всей длинны платформы заброшенной станции (около ста метров):
По краю перрона поставили стенку с 228 узкими (чуть больше сантиметра в ширину) прорезями, а на её внутренней стороне установлены лампы, подсвечивающие рисунки Бранда.
Поезда, проезжая мимо создают движение, которое замещает вращение цилиндра, и пассажиры метро видят яркую движущуюся картинку.
С годами эта инсталляция несколько раз переставала работать - ломались лампочки, забивались щели, хулиганы, проникшие в станцию, покрывали работу неумелым граффити. Работа была затеряна и забыта много лет. Но в XXI веке управление метро сообща с художником проводило реставрационные работы, и картинки снова начинали радовать пассажиров.
Вот Билл во время одной из таких реставраций Масстранзископа:
За что я так люблю НЙ - это за возможность насладиться искусством не заходя в музей. Два других примера: Треугольная уличная галерея под носом дома-утюга, и Выставка причудливых тварей Тайваньского художника возле Таймс Сквера.
Ничего страшного тут нет. Просто вы проезжаете инсталляцию, которая была создана в нашем метро более 35 лет назад. Эта штуковина называется Масстранзископ. И в жизни выглядит вот так:
На самом деле цвета немного ярче, но думаю общая суть понятна. Как вышло, что этот странный проект появился в самой крупной системе метро в мире?
Дело в том, что в Нью Йорке не только более 400 действующих станций, но есть ещё несколько заброшенных. Одна из них находится прямо на подъезде к Манхэттенскому мосту с Бруклинской стороны, там сегодня ходят линии B и Q. Остановка Мёртл Авеню работала с 1915 по 1956 год. Она была довольно странной, потому, что платформа была только в одном направлении, и в середине XX века её решили закрыть.
Двадцать пять лет поезда просто проезжали мимо. Но в 1980 году у молодого художника по имени Билл Бранд была идея, как можно эту мёртвую станцию оживить. Нью Йорк тогда переживал не лучшие времена - преступность была на рекордно высоких уровнях, в городе (а особенно в метро) было небезопасно находиться в тёмное время суток. И вот в такой атмосфере Билл предложил свой проект городским властям.
Его задумка была предельно проста. Он хотел воссоздать на заброшенной платформе нечто вроде самых примитивных приборов для просмотра движущихся картинок: Зоотроп. Эти штуковины были изобретены ещё в XIX веке и были популярны до появления нормального кино.
Принцип прост - движущиеся узкие щели показывают зрителю быстро сменяющиеся кадры. Глаз и мозг видят движение.
Билл Бранд придумал название своей инсталляции - "Masstransiscope" - совместив слова "mass transit" (общественный транспорт), и scope - от греческого слова "смотреть".
Только вместо цилиндра, он разместил свои картинки вдоль всей длинны платформы заброшенной станции (около ста метров):
По краю перрона поставили стенку с 228 узкими (чуть больше сантиметра в ширину) прорезями, а на её внутренней стороне установлены лампы, подсвечивающие рисунки Бранда.
Поезда, проезжая мимо создают движение, которое замещает вращение цилиндра, и пассажиры метро видят яркую движущуюся картинку.
С годами эта инсталляция несколько раз переставала работать - ломались лампочки, забивались щели, хулиганы, проникшие в станцию, покрывали работу неумелым граффити. Работа была затеряна и забыта много лет. Но в XXI веке управление метро сообща с художником проводило реставрационные работы, и картинки снова начинали радовать пассажиров.
Вот Билл во время одной из таких реставраций Масстранзископа:
За что я так люблю НЙ - это за возможность насладиться искусством не заходя в музей. Два других примера: Треугольная уличная галерея под носом дома-утюга, и Выставка причудливых тварей Тайваньского художника возле Таймс Сквера.
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]