Установлен возраст и первоначальный облик античной терракоты
---
Институт археологии РАН сообщает, что определить возраст и первоначальный облик античной терракоты – изображения мужской головы – позволили естественнонаучные методы. Учёные из данного института и НИЦ «Курчатовский институт» изучили скульптуру при помощи методов оптической и растровой электронной микроскопии, энергодисперсионного рентгеновского микроанализа, рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии. Благодаря этому удалось узнать, что античная терракотовая голова, найденная во время подводных археологических раскопок перед строительством Крымского моста в 2017 году, изначально была раскрашена. Реконструирование первоначальной раскраски терракоты дало возможность установить, что борода и волосы скульптуры были покрыты составом на основе древесной смолы. Исследования проводились в лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных науках Курчатовского института при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
«Контекст этой находки во многом неясен: мы не знаем, как она использовалась, и только применение высокотехнологичных и нестандартных приёмов естественнонаучного анализа могут прояснить датировку, её изначальный облик и происхождение. Уже получены данные, позволяющие понять, как она была раскрашена. Совершенно неожиданно удалось получить органические материалы для датирования радиоуглеродным методом – это редкий случай использования радиоуглеродного датирования для определения времени создания предметов античного искусства»,
– заявил член Президиума Российского исторического общества,
вице-президент РАН,
директор Института археологии Российской академии наук академик Николай Макаров.
Как сообщает пресс-служба ИА РАН, в 2017 году Подводный отряд Института археологии под руководством Сергея Ольховского исследовал крупное скопление древней керамики на дне Керченской бухты, которое представляет собой культурный слой, отложившийся в гавани древнегреческого города Пантикапей в период с VI века до н. э. по VIII век н. э. и перемещенный к мысу Ак-Бурун в результате дноуглубительных работ 1970-х годов.
Одной из находок стало полое терракотовое изображение мужской головы в пропорциях взрослого человека. Как показали первичные исследования, голова (возможно, античного божества) была сделана из пористой глины методом оттиска с матрицы. Античный мастер гравировкой по сырой глине обозначил волосы и бороду, затем изделие прошло обжиг: такая технология широко применялась уже в VI веке до н. э., но обычно для изготовления небольших тонкостенных статуэток. Любопытно, что скульптура соединила в себе художественные приёмы двух или трёх изобразительных школ: верхняя часть лица выполнена в архаической традиции (резкие переходы, крупные глаза), а изображение носа, губ и бороды – в восточных канонах. Это позволило предположить, что скульптура была изготовлена в небольшой мастерской одного из греческих городов Малой Азии, подражавшей известным центрам и передававшей портретное сходство с исторической личностью. Первоначально скульптура датировалась V веком до н. э. – эпохой греко-персидских войн и периодом расцвета классической греческой культуры.
Во время первичной очистки от донных отложений специалисты ИА РАН отобрали образцы с разных участков поверхности скульптуры: с внутренней части изделия, из области усов, ноздрей, верхней губы и из углубления линии волос, обозначающих бороду. Все эти фрагменты были очень маленького размера (диаметром не более одногомиллиметра) и не причинили никакого ущерба скульптуре. Образцы были переданы для исследований в НИЦ «Курчатовский институт». «Проведенные исследования позволили воссоздать первоначальный облик античной терракоты, определить точный состав использованных пигментов и установить способ изготовления скульптуры», – рассказала Екатерина Яцишина, возглавляющая лабораторию естественнонаучных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт».
Учёные изучили все образцы с помощью методов оптической и растровой электронной микроскопии (РЭМ) и обнаружили в пробах, взятых с лицевой части, наличие органических соединений. Один из образов из внутренней части скульптуры состоял из свинца: вероятно, это был остаток крепления, находящегося внутри статуи.
Образцы, содержащие органику, исследовали методом ИК-спектроскопии. В итоге были получены спектры, характерные для материалов, содержащих древесную смолу хвойных деревьев.
Исследование с помощью ИК-спектроскопии также выявило наличие в пробах минералов, предположительно якобсита и браунита: эти минералы содержат соединения марганца и традиционно использовались для создания темного пигмента. Минералы практически отсутствовали в средней части образцов, но интегральные данные рентгенофазового анализа свидетельствуют о том, что эти минералы были в смоляных образцах до взятия микропроб из толщи. Это позволило сделать вывод, что смола использовалась как подстилающая основа, на которую был нанесён краситель.
Тщательный осмотр и проведённая в Керченском музее фотограмметрическая съёмка скульптуры показали, что в углублениях, имитирующих бороду и волосы, а также в межгубной щели находятся фрагменты темно-коричневого материала. Слабые пятна сохранились также на некоторых участках ровной поверхности посреди линий волос. После графической реконструкции окраски скульптуры методом усиления цветового контраста эти пятна проявились в виде сплошного покрытия, но при этом на поверхности лица, щеках, лбу и в ушных раковинах тёмный материал и пигментные пятна отсутствовали.
Это позволило предположить, что зона «волосяного покрова» терракоты была залита смолой хвойного дерева – сандараком. Использование смолы в качестве защитного покрытия было широко распространено во времена античности, что зафиксировано античными историкам. Так, Павсаний писал о покрытых смолой медных щитах лакедемонян, взятых в плен афинянами в битве у острова Сфрактери, а Плиний упоминал о традиции покрывать статуи жидкой смолой, как для защиты, так и в качестве подстилающего слоя для наклеивания золотой фольги. Вероятно, автор скульптуры также использовал смолу как адгезивную основу для нанесения темно-коричневого минерального красителя.
В пробе, взятой из уголка левой губы терракоты, учёные обнаружили высокое содержание гипса – именно этот слой выглядит как беловатый оттенок на губах. Также образец показал наличие железа. Это сочетание позволило предположить, что губы статуи были окрашены в красный цвет: поверх гипсового слоя, который использовался как выравнивающее покрытие, был наложен краситель из красной охры.
Радиоуглеродное AMS-датирование образца смоляного покрытия, проведенное в Центре изотопных исследований Университета Джорджии (США), позволило определить дату создания статуи – V век до н. э.
С помощью методов нейтронной и рентгеновской томографии на основе анализа выявленных технологических швов исследователи установили, что скульптура была создана методом лепки с последовательным добавлением профильных деталей к глиняной основе. Вероятно, она крепилась нижней частью к утраченной опоре или основанию с помощью свинцовой стяжки. Все томографические исследования проводились неразрушающими методами, позволившими провести мониторинг скрытых полостей и трещин, которые могут представлять в дальнейшем угрозу сохранности ценной находки.
Как полагают исследователи, скульптура предназначалась для установки на корабле: она была прикреплена с помощью свинцовых креплений, а смола, покрывающая терракоту, препятствовала разрушающему действию морской воды.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]