Как газотурбинные двигатели покоряли автопром
11.06.2020 12 534 0 +279 Anabolik8686

Как газотурбинные двигатели покоряли автопром

---
+279
В закладки
Как газотурбинные двигатели покоряли автопром компании, момент, этого, Rover, только, минуту, турбины, агрегата, тысяч, оборотов, менее, выдавал, сразу, следом, однако, грелся, сторону, первого, двигатель, Харли

Казалось бы, легкий, с меньшим количеством подвижных деталей, невероятно мощный и компактный газотурбинный двигатель просто обязан был разжиться собственной нишей в автопроме, но нет. Перспективный мотор разжился только исторической сводкой, да парой-тройкой оставшихся в живых музейными экспонатами.

Что пошло не так у этого по всем статьям крутого движка?

Как газотурбинные двигатели покоряли автопром компании, момент, этого, Rover, только, минуту, турбины, агрегата, тысяч, оборотов, менее, выдавал, сразу, следом, однако, грелся, сторону, первого, двигатель, Харли

Говорят, чем проще, тем гениальнее, стало быть, газотурбинный двигатель (ГТД) натуральный вундеркинд. Его принцип до безобразия прост: в камеру сгорания подается сжатый воздух и воспламеняется, а образовавшийся в результате горячий газ раскручивает лопатки турбины — вот вам и вся механика. Авиапромышленность сразу распробовала все достоинства ГТД, следом присоединилась энергетика. А что же автопром? Ведь если честно, то пра-пра-прародитель современного ГТД появился еще в 1672 году именно на колесной технике, когда Фердинанд Вербист показал свою необычную телегу. В движение ее приводил механизм с лопатками, раскручиваемый струей горячего пара. Это был самый первый ГТД.

Как газотурбинные двигатели покоряли автопром компании, момент, этого, Rover, только, минуту, турбины, агрегата, тысяч, оборотов, менее, выдавал, сразу, следом, однако, грелся, сторону, первого, двигатель, Харли
Дизайн первого автомобиля с ГТД был на большого любителя. Но тут куда важнее не форма, а содержание

Первые же осмысленные потуги в этом направлении были совершены в послевоенные годы, причем, сразу несколькими компаниями по обе стороны Атлантики. В Европе это был Rover. Компания три года трудилась над созданием экспериментального родстера с задним расположением мотора, которым в 1950 году стал 100-сильный красавец ГТД под капотом далеко не самого красивого Rover Jet-1. Нагнетающий компрессор этого агрегата крутился аж до 40 тысяч оборотов в минуту, а сам вал турбины выдавал 26 тысяч оборотов в минуту. Весь этот дикий крутящий момент подавался прямиком на колеса через понижающую передачу. Классической коробки передач на Jet-1 не было. Все с движком было хорошо, вот только грелся он нещадно (до 1 200 градусов Цельсия!), да и расход горючки в полсотни литров на 100 километров был неприличным.

Как газотурбинные двигатели покоряли автопром компании, момент, этого, Rover, только, минуту, турбины, агрегата, тысяч, оборотов, менее, выдавал, сразу, следом, однако, грелся, сторону, первого, двигатель, Харли
Дизайнер Харли Эрл на фоне своих сногсшибательных тачек с ГТД: «Файерберды» от GM внешне были чертовски хороши, в отличие от Rover Jet-1

Практически в это же время в Штатах начинают строить свои тачки с ГТД. General Motors выдавал чисто дизайнерские концепты пера легендарного Харли Эрла с бутафорскими крыльями, Ford пытался «раскрутить» Thunderbird первого поколения, а Chrysler пошел дальше всех. Мало того, что компания выпустила 50 ходовых прототипов, так еще и пригласила простых американцев для проведения тест-драйва и составления списка доработок. Мотор по тем временам оказался чертовски привлекательным, ему прочили светлое будущее. Причем, не только на массовом рынке, но и в автоспорте.

Собственно, автоспорт был своего рода лакмусовой бумажкой: перед поступлением на гражданку в нем тестировали все агрегаты на предмет надежности и эффективности. Например, ГТД все еще очень сильно грелся, в силу конструктивных особенностей не позволял тормозить двигателем и шумел так, будто это не автомобиль, а Boeing в предполетном режиме. Параллельно с британцами исключительно из спортивного интереса свои автомобили с ГТД построили Renault и Fiat. Получилось неплохо, но компании быстро потеряли к агрегатам интерес. Однако же это нисколько не помешало другим оттачивать и упрощать технологию, избавляя ГТД от «болячек».

Как газотурбинные двигатели покоряли автопром компании, момент, этого, Rover, только, минуту, турбины, агрегата, тысяч, оборотов, менее, выдавал, сразу, следом, однако, грелся, сторону, первого, двигатель, Харли

Потом были участие в 24-часовой гонке на выносливость в Ле-Мане, следом не менее престижный «Инди-500» по другую сторону океана. Но, как говорится, не в коня корм. Технология ГТД на тот момент уже лишилась большинства недостатков, в пору было переводить спортивные рельсы перспективного двигателя в сторону гражданки, но увы. Автомобильные компании потратили немало усилий на доводку технологии ГТД до товарного вида, однако вскоре после этого энтузиазм закончился: в один момент все компании Америки и Европы свернули проекты без вразумительного объяснения причин. У ГТД были и остаются свои нюансы управления, однако едва ли это можно считать непреодолимым препятствием на пути к массовому использованию агрегата. Тем не менее, «доктор сказал в морг, значит в морг».

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]