«Я не трус, но я боюсь». Истинная храбрость и сомнительные поступки в жизни актера Александра Бениаминова
---
Прекрасный комедийный артист Александр Бениаминов сменил множество масок удивительных героев, вдохновляя и отвращая своей виртуозной игрой. Но не менее пестрой и неоднозначной чем галерея исполненных персонажей была реальная жизнь лицедея.
Происходил актер из малочисленного народа горских евреев и детство его прошло на Кавказе. Он родился в 1903 году. Мальчик с детства был смышленым, и родные решили пристроить его в гимназию. Исповедовавшие иудаизм евреи, до революции испытывали тяжкие ущемления в правах. В частности им было запрещено поступать в гимназии и университеты. Мальчика привезли в Армавир и попытались определить в гимназию, но безуспешно. Некоторое образование он получил в еврейской школе в Грозном, но до конца не доучился, уйдя из-за конфликта с учителем.
годовалый Александр в кругу семьи
Мальчишка рано потерял родителей, отец погиб на первой мировой войне, следом ушла и мать. Он с детства отличался артистизмом и к семнадцати годам зарабатывал на жизнь, разыгрывая театральные сцены. В годы гражданской войны новая власть открыла в Кисловодске, где тогда жил талантливый паренек, детскую студию. Заведовал студией крупный в будущем деятель культуры Григорий Рошаль. Григорий Львович заметил этот юный самородок и забрал с собой в Москву, куда был переведен на ответственную работу.
В столице Бениаминов поступил в ГИТИС, оказавшись в столичной театральной среде, он как будто попал в другой мир, наполненный большим и светлым искусством. Некоторое время студент разрывался между драматургией и сатирой, его юношескими кумирами были Михаил Чехов и Всеволод Мейерхольд. К окончательному выбору амплуа его подтолкнуло приглашение в Ленинградский театр сатиры.
Руководитель театра Давид Гутман создал в коллективе дружелюбную и почти домашнюю атмосферу, и у молодого артиста были все условия, для профессионального роста выступая на одной сцене с мастерами первой величины.
Снискав популярность, как исполнитель характерных ролей в сатирических постановках, актер решил попробовать себя в образе героев мировой классики. Некоторое время он провел в исканиях, которые очень удачно привели в Театр комедии. Руководил театром человек необычайных одарённости, остроумия и фантазии Николай Павлович Акимов.
Николай Павлович Акимов
Под рукой этого неординарного творца театр расцвел всеми цветами, от экспериментальных новаторских опытов до монументальных постановок мировой классики. Бениаминов моментально оказался в своей стихии, а Акимов стал для него не только коллегой, но и близким другом.
В годы Великой Отечественной Войны, Александр Давидович создал небольшой театр и гастролировал в прямом смысле слова по линии фронта, артисты делили с бойцами фронтовой быт и участвовали в боях. Комедиант имеет фронтовые награды высокого достоинства.
Яркий талант часто сопровождается тяжелым характером, экспрессия из артиста била фонтаном не только на сцене, но и за ее пределами. Бениаминов был весьма пылким человеком, а также обладал склочным характером. Артист сумел разругаться со многими знаменитыми творцами, в какой-то момент черная кошка пробежала между ним и Акимовым. Когда коллеги изобличали попавшего в немилость Акимова, Бениаминов не был на его стороне. Хотя до конца жизни почитал Акимова как великого режиссёра и педагога.
В кино этого до мозга костей театрального артиста заманил его близкий друг писатель сатирик Владимир Поляков, по сценарию которого снимался фильм «Мы с вами где-то встречались». Бениаминов и до этого мельком снимался, но первой заметной стала роль в этом фильме. Дальше последовали другие интересные роли.
Давайте вспомним некоторые из них:
робкий пастух - Дон Кихот (1957)
пафосный укротитель - Полосатый рейс (1961)
изобретатель взрывающихся комаров - Каин XVIII (1963)
начхоз - Сотрудник ЧК (1963)
инкассатор Анисов - Семь стариков и одна девушка (1968)
волшебник Мопс - Царевич Проша (1974)
слуга волшебника - Как Иванушка–дурачок за чудом ходил (1977)
Играть в кино актер начал поздно, но это может быть и к лучшему. Бениаминов к тому моменту уже имел богатый жизненный опыт, много общался с бывалыми людьми, проникаясь их судьбой, а также изучал повадки животных, которые использовал для конструирования образа . Все это обогатило его актерский бэкграунд.
Бениаминов был человеком неуемной энергии, он успевал совмещать игру в театре не только со съемками в кино, а также постоянно катался с концертами по всей огромной стране. Еще артист являлся скульптором любителем, и, прорабатывая большую роль, лепил скульптуру своего героя.
Несмотря на то, что именно советская власть открыла для него путь в большое искусство, Бениаминов был скрытым антисоветчиком. Устав от диссидентского бытия он эмигрировал в США. В Америке артист пытался самореализоваться в кино и театре, но без видимых успехов.
Выдающийся комедиант и непростой человек ушёл 22 марта 1991, в возрасте 87 лет. Послание свои годы Александр Давидович занимался скульптурой, рисованием, писал мемуары и мечтал сыграть короля Лира.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]