К Белому морю. Часть I. Питер - Каргополь
09.02.2017 582 0 0 petr-kosyh

К Белому морю. Часть I. Питер - Каргополь

---
0
В закладки
Совсем недавно я публиковал репортажи о поездке в Кенозерский Национальный парк.

После первого посещения парка в 2014 году я был поражен красотой природы Архангельской области, а также наличием большого количества архитектурных памятников прошлых столетий.



Решил изучить материал поподробнее... Так у меня появилась идея доехать на автомобиле до Белого моря вдоль реки Онега.



Когда-то по этим местам проходил крупный сухопутный тракт, который связывал прибрежные беломорские районы с центром Руси. Насыщенный судоходный трафик был и на реке Онега, она соединяла Волгу с морем. Жизнь здесь била ключом: на берегах располагались города и села, строились храмы и шла торговля. С тех пор с точки зрения быта и жизни людей там мало что поменялось...

Дорога к южному побережью Белого моря из Петербурга интересна, местами (мягко говоря) не очень качественна и богата на достопримечательности. Мой маршрут выглядел примерно следующим образом:



Небольшие отворотки и заезды не показаны, а оранжевым выделены грунтовые дороги

На всем его протяжении в Ленинградской, Вологодской, Архангельской областях и республике Карелия в живописных и уединенных местах находятся красивые деревни и уникальные памятники старины.

Стартую по мурманской трассе и в районе Лодейного поля поворачиваю на Вытегру. Около г. Подпорожье находится ряд уникальных объектов, которые объединены в так называемое "Деревянное кольцо".



В этих местах я часто бывал и опубликовал несколько фоторепортажей: деревня Согиницы, Сидозеро, первая и вторая часть "деревянного кольца". В этот раз тут остановку не делаю.



На границе Ленинградской и Вологодской областей дорога становиться грунтовой. В сухую погоду ездить по ней (если не пугает тряска) вполне возможно. В дождливую же погоду она превращается в настоящий ад, а точнее в болото. Грязь плотным слоем покрывает все машины, на подъемах "складываются" фуры, обгон в принципе разрешен, но практически невозможен или экстремален, скорость 20-40 кмч. Грязное месиво поглощает "жигули" почти на треть, а в лужах прячутся ямы "величиной с Камаз". Двумя словами - увлекательный аттракцион!



Перед Вытегрой проезжаю деревню Палтога. Тут прямо у дороги находятся две церкви. Деревянная - Богоявления Господня (1733г.) и каменная - иконы Божией Матери "Знамение" (1810г.). Вместе они образуют недействующий храмовый комплекс Палтогского погоста.



Можно сделать остановку, прогуляться по руинам и посмотреть как восстанавливают (пока только) памятник деревянного зодчества.



На въезде в г. Вытегра убитая обочина лучше основной дороги. Интересно мэр этого небольшого города вологодчины (если он существует) часто там ездит? Проезжаю шлюз, а за городом уже заветная "федералка". Разгоняйся насколько хватит совести... и денег:)

Где-то по левую руку остается геологический памятник природы - гора Андома, возвышающаяся над Онежским озером на 85 метров. Но у меня по времени заехать туда не получается. Не доезжая до Пудожи сворачиваю к реке Самина.



На ее берегах находится деревня Саминский Погост, самым высоким зданием которой является Церковь Илии Пророка (прим. 1700г.).



Совсем недавно рядом стояла Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Теперь же она в виде отдельных фрагментов лежит рядышком - печальное зрелище. К сожалению, ничто не вечно... с каждым годом таких уникальных памятников становится все меньше.



Время идет к закату, начинается вечерняя рыбалка на деревянном мосту.



Собаки, учуяв чужака, пытаются меня прогнать с Вологодской земли, а деревенские детишки, стоя остолбенело у дороги, провожают меня взглядом.





Впереди еще не один десяток километров грунтовки. Несмотря на белые ночи, ездить по таким дорогам в сумерках не очень комфортно.



Взяв в Пудоже курс на Каргополь, и сделав остановку на реке Водла,



я оказался в карельских деревнях Усть-Река и Погост.



Находятся они на озере Колодозере. На мысу виднеется церковь Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Даже будучи деревянной, она кажется какой-то современной. И это впечатление не обманчиво. Время постройки 21 век.



Солнце зашло за горизонт. Неполная луна периодически выглядывает из-за облаков. В озере звучно плещется рыба.



Баньки и сараи постепенно растворяются в тумане, а деревенская молодежь на мотоциклах, по всей видимости, покатила на "дискач".



Остальные жители готовятся ко сну. Но у меня в планах доехать до Архангельской области - осталось каких-то 15 километров. На границе регионов асфальт сменяет змеевидная грунтовка - хорошо, что дорога мне уже известна.



Проезжая поворот на Морщихинскую, в голове всплывают впечатления от посещения Каргопольского сектора Кенозерского Национального парка. С того момента прошел уже год, а кажется что это было вчера. На противоположном берегу Лекшмозера просматривается уже знакомый силуэт церкви апостолов Петра и Павла



Спустя какое-то время сворачиваю на заросшую лесную дорогу, в темноте несколько раз сверяюсь с картой. Еще 5 километров через покрытые туманом поля и дремучие леса и над верхушками деревьев показался деревянный исполин.



На многие километры никого вокруг... В ночных сумерках в окружении тумана стоит призрак Сретено-Михайловской церкви. Впечатляющее и мистическое зрелище, от которого захватывает дух.



Когда-то тут была деревня, а ныне это урочище Красная Ляга, рядом с которым находится еще добрый десяток заброшенных деревень. Интересно долго ли этот великолепный памятник простоит в таком окружении?

Спустя пару часов я уже встречаю рассвет под Каргополем в селе Саунино. Солнце едва пробивается сквозь облака надвигающегося с юга циклона.



Единственная тропинка вдоль пруда окружена высокой травой, покрытой росой. Пробираюсь по ней, чтобы найти удачную точку для съемки, ведь на противоположном берегу стоит визитка Саунино - церковь Иоанна Златоуста (1665г.).



В планах у меня еще село Ошевенское, поэтому долго задерживаться тут не буду, а лучше посоревнуюсь в скорости на грунтовой дороге с атмосферным фронтом.



Но об этом в следующей части...уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]