Затерянный мир старой крепости. Часть 2
---
После продолжительной прогулки по территории старой крепости, которая за полвека заброшенности превратилась в настоящие джунгли, нам удалось найти вход в обширную систему тоннелей и проникнуть в крепостные подземелья. Так как карты подземных ходов у нас с собой не было, мы решили просто идти туда, куда приведет нас потерна и ориентироваться уже по ходу продвижения, стараясь запоминать дорогу и особые приметы, чтобы не заблудиться и в случае чего суметь вернуться назад той же дорогой.
Но возвращаться назад тем же путем нам не пришлось...
01. Пройдя более сотни метров по прямой потерне, встречаем бронедвери, состоящие из двух створок. Крепость была спроектирована таким образом, чтобы противник, прорвавшийся на территорию, должен был преодолеть как можно максимальное количество преград как на поверхности, так и под землей.
02. Через двадцать метров после первых бронедверей расположены еще одни двери на этот раз решетчатые.
03. В одном месте по пути встретился вентиляционный колодец, по которому в тоннельную систему поступал свежий воздух с поверхности.
04. Очередные бронедвери с амбразурами, за которыми расположен вход в один из объектов крепости.
05. За бронедверями подземный ход заканчивается ступеньками, ведущими наверх.
06. Поднимаемся по ступеням и достигаем входа в казарму, на входе еще одни решетчатые двери.
На этой схеме красными стрелочками я отметил весь наш маршрут до этого момента. Началась наша прогулка у главных ворот объекта, откуда мы направились по крепостной стене в восточном направлении в поиске залаза. Затем обнаружили взорванную часть стены, где проникли внутрь хода, что идет внутри стены вдоль всего периметра. По этому ходу достигли северо-восточного изгиба стены с капониром (7), там же располагался вход в тоннельную систему, мы спустились под землю и по подземному ходу достигли казармы, обозначенной на схеме цифрой 9.
07. Пол на первом этаже казармы деревянный. За сотню лет, прошедшую с тех пор, как была сооружена эта казарма, доски частично сгнили и превратились в труху, так что ступать нужно очень осторожно.
08. В самой казарме есть еще подвальный этаж, где расположены коммуникации, которые видны сквозь дырки в деревянном полу. Тут если провалиться, лететь придется пару метров, так что перемещаемся предельно внимательно и лишь по тем доскам, что внушают уверенность.
09. Переход, соединяющий казарму с сетью тоннелей, по которому мы попали сюда. Тут хорошо видно, в каком состоянии находится пол, благо, что возле стены есть бетонный выступ достаточной ширины для перемещения.
10. Первое помещение, в которое мы попадаем из тоннельной системы. Интересно, для чего сделана эта ниша в стене, что в центре кадра?
11. Вид с другого ракурса. Слева в кадре вход, из которого мы пришли. К сожалению, качество фотографий не очень, так как в то время у меня был слабый фонарь да и опыт подземной съемки был весьма скуден.
12. Лестничная клетка, ведущая на второй этаж казармы.
13. Перекрытия между первым и вторым этажами бетонные, так что можно расслабиться и спокойно исследовать казематы.
14. Жилые казематы, в которых располагались солдатские кровати, совершенно пусты. Электрика, вентиляция - все на месте, но мебель была отсюда вывезена еще тогда, когда это место покинули военные.
15. Массивный резервуар с запасом питьевой воды. Каждый блок крепости должен был обладать определенной автономией, чтобы иметь возможность продолжать бой даже в ситуации, когда остальные блоки крепости захвачены противником. Для длительной автономной обороны тут имелось все необходимое.
16. Еще один резервуар меньшего размера, вероятно, относящийся к системе отопления.
17. Коридор на втором этаже казармы.
18. Судя по кафельной плитке на стенах, тут был либо кухонный блок, либо лазарет.
19. Удивительно хорошо сохранились радиаторы отопления, которые присутствуют практически во всех помещениях казармы.
20. В одном месте казарма сильно разрушена. Судя по характеру разрушений, тут что-то взорвалось. Полагаю, что это следы штурма крепости американцами в ноябре 1944-го. Американцам тогда удалось захватить крепость лишь проникнув в подземную систему тоннелей и по ней с боем продвинуться в остальные объекты крепости.
21. Эта часть казармы сильно пострадала в результате боевых действий. После Второй мировой восстанавливать ее не стали, так как крепости окончательно утратили свое оборонное значение.
22. Еще один каземат с нехилым дестроем внутри.
23. В соседнем каземате сохранились настенные росписи. Ниша в стене, назначение которой я не смог установить, тут тоже украшена росписью, над ней остатки надписи на французском. Полагаю, что это была офицерская столовая либо клуб.
24. На стене можно различить сильно пострадавшую от времени картину с идиллическим пейзажем.
25. Крупнее.
26. Еще рисунки.
27. Надписи на французском свидетельствует о времени, когда они были нанесены на стены - предположительно 1920-е годы прошлого столетия.
28. Амбразура для винтовки.
29. Наблюдательный бронеколпак.
30. Ручной привод вентиляции.
31. Часть казармы на первом этаже оказалась недоступной для исследования по причине катастрофического состояния деревянного пола. На этом снимке можно рассмотреть проходящую под полом вентиляционную трубу, от которой ответвляются трубы, ведущие в помещения казармы.
32. Местами приходится передвигаться по перекинутым через провалы доскам.
33. Все, что было досягаемо в этой казарме, мы осмотрели и пора было двигаться дальше. Входная дверь была наглухо замурована, но в ней любопытные энтузиасты подземных исследований прорезали крохотную дырку. Я не был уверен, протиснемся ли мы через это отверстие, но проделывать обратно весь путь совершенно не хотелось, тем более, что выход был так близко.
34. Заглянув в отверстие, я убедился, что дальше проход не замурован и решил попробовать протиснуться в дыру.
35. Штатив для масштаба, чтобы вы понимали размеры отверстия. Скажу честно, это самое узкое место, через которое мне когда-либо доводилось пролазить. Оно было настолько узким, что мои плечи в него не проходили. Пришлось сначала протиснуть одно плечо, прижатое к голове, а затем тянуть другое. Больше всего я переживал, чтобы не застряло самое широкое место моей тушки - жопа. Но тогда я еще весил 75 кило, а не сегодняшние 90, так что с большим трудом, кряхтя и попердывая, мне удалось протиснуть свои булки через эту дыру. За мной последовала Света, и вскоре мы были снаружи.
36. Вот как выглядит казарма, которую мы только что осматривали изнутри. Вход в казарму был когда-то наглухо замурован, но диггеры раскурочили кирпичную кладку.
37. Дворик перед казармой завален какими-то балками, кусками бетона и рухнувшей оградой. Возможно, все это тоже результат боевых действий 1944-го.
38. Забор, который в прошлом опоясывал казарменный блок, повален на бок и сильно поврежден. Такие разрушения присутствуют только в этом месте, все остальные блоки, осмотренные нами в тот день не имели видимых повреждений. Видимо, тут проходил серьезный бой.
39. Куда идти дальше не очень понятно, никаких видимых ориентиров не заметно.
40. Решаем следовать вдоль дороги, что брала свое начало у казармы, ну а там посмотрим, куда она нас приведет.
41. Вдоль дороги встречаются воздухозаборники вентиляционной системы тоннельного комплекса.
42. Территория крепости разделена на несколько секторов, каждый из которых огражден забором. Плюс каждый из блоков крепости огражден отдельным забором. Все это должно было максимально усложнить захват крепости противником.
43. Еще один воздухозаборник, свидетельствующий о том, что где-то тут проходит подземный тоннель.
44. Вскоре дорога выводит нас на развилку, с которой мы замечаем еще один блок крепости и направляемся к нему.
Красной линией я нарисовал наш маршрут. Мы вылезли на поверхность у казарменного блока, обозначенного на схеме цифрой 9 и дошли до блока под номером 5.
45. Этот блок оказался крепостной электростанцией, о чем свидетельствует трансформаторная будка, расположенная рядом с блоком.
46. Внутри располагались дизель-генераторные установки, обеспечивавшие электроэнергией всю крепость.
47. Внешне блок похож на уже виденные нами казарменные блоки, и отличается от них лишь входным порталом с единственным входом.
48. Дверь оказалась ожидаемо заваренной. Этим путем внутрь никак не попасть.
49. К этому моменту, сверяя увиденное нами с картой, я начал понемногу понимать, что на карте означают те или иные символы и где мы сейчас находимся, соответственно, стало ясно, где искать остальные залазы внутрь.
50. В ноябре темнеет рано и было очевидно, что когда мы вылезем наружу, будет совершенно темно. Идти километр к машине по ночному лесу, наполненному самой разнообразной живностью, не хотелось. Я решил сходить за машиной и подогнать ее максимально близко к блоку, через который мы собирались залезть внутрь, чтобы когда мы вылезем в кратчайшее время оказаться в автомобиле. Я отправился к машине, а Света осталась ждать меня у главной казармы.
Мой маршрут отмеченный красной линией для наглядности. От электростанции (5) мы вернулись к главной казарме (4), откуда я направился к машине, которую оставил у крепостных ворот.
Сев в машину, я задним ходом направился в сторону главной казармы, как вдруг заметил, что Света идет навстречу машине и она чем-то обеспокоена. Когда мы поравнялись, она сказала, что там какие-то мужики с собакой. Я выглянул из машины и увидел двух мужиков с псом, стоящих на крыше главной казармы и не сводящих с нас глаз. Проверять, что это за дядьки, не хотелось, учитывая тот факт, что мы находились на запретной территории. Поэтому как только Света села в машину, я дал газу в сторону шоссе, мысленно прощаясь с этим интереснейшим объектом.
Было печально покидать это место, ведь самую интересную его часть - артиллерийский блок и электростанцию мы так и не осмотрели, но рисковать я не имел право. Эти люди наверняка были местными жителями, присматривающими за объектом, которые, вероятно, уже позвонили в полицию и с минуты на минуту сюда приедут копы. Нам надо было как можно скорей оказаться по ту сторону шлагбаума до того, как мы встретимся с полицейской машиной.
Как только мы доехали до шлагбаума, я увидел нечто, что заставило меня сделать разворот и вернуться назад в крепость.
Продолжение следует...
Но возвращаться назад тем же путем нам не пришлось...
01. Пройдя более сотни метров по прямой потерне, встречаем бронедвери, состоящие из двух створок. Крепость была спроектирована таким образом, чтобы противник, прорвавшийся на территорию, должен был преодолеть как можно максимальное количество преград как на поверхности, так и под землей.
02. Через двадцать метров после первых бронедверей расположены еще одни двери на этот раз решетчатые.
03. В одном месте по пути встретился вентиляционный колодец, по которому в тоннельную систему поступал свежий воздух с поверхности.
04. Очередные бронедвери с амбразурами, за которыми расположен вход в один из объектов крепости.
05. За бронедверями подземный ход заканчивается ступеньками, ведущими наверх.
06. Поднимаемся по ступеням и достигаем входа в казарму, на входе еще одни решетчатые двери.
На этой схеме красными стрелочками я отметил весь наш маршрут до этого момента. Началась наша прогулка у главных ворот объекта, откуда мы направились по крепостной стене в восточном направлении в поиске залаза. Затем обнаружили взорванную часть стены, где проникли внутрь хода, что идет внутри стены вдоль всего периметра. По этому ходу достигли северо-восточного изгиба стены с капониром (7), там же располагался вход в тоннельную систему, мы спустились под землю и по подземному ходу достигли казармы, обозначенной на схеме цифрой 9.
07. Пол на первом этаже казармы деревянный. За сотню лет, прошедшую с тех пор, как была сооружена эта казарма, доски частично сгнили и превратились в труху, так что ступать нужно очень осторожно.
08. В самой казарме есть еще подвальный этаж, где расположены коммуникации, которые видны сквозь дырки в деревянном полу. Тут если провалиться, лететь придется пару метров, так что перемещаемся предельно внимательно и лишь по тем доскам, что внушают уверенность.
09. Переход, соединяющий казарму с сетью тоннелей, по которому мы попали сюда. Тут хорошо видно, в каком состоянии находится пол, благо, что возле стены есть бетонный выступ достаточной ширины для перемещения.
10. Первое помещение, в которое мы попадаем из тоннельной системы. Интересно, для чего сделана эта ниша в стене, что в центре кадра?
11. Вид с другого ракурса. Слева в кадре вход, из которого мы пришли. К сожалению, качество фотографий не очень, так как в то время у меня был слабый фонарь да и опыт подземной съемки был весьма скуден.
12. Лестничная клетка, ведущая на второй этаж казармы.
13. Перекрытия между первым и вторым этажами бетонные, так что можно расслабиться и спокойно исследовать казематы.
14. Жилые казематы, в которых располагались солдатские кровати, совершенно пусты. Электрика, вентиляция - все на месте, но мебель была отсюда вывезена еще тогда, когда это место покинули военные.
15. Массивный резервуар с запасом питьевой воды. Каждый блок крепости должен был обладать определенной автономией, чтобы иметь возможность продолжать бой даже в ситуации, когда остальные блоки крепости захвачены противником. Для длительной автономной обороны тут имелось все необходимое.
16. Еще один резервуар меньшего размера, вероятно, относящийся к системе отопления.
17. Коридор на втором этаже казармы.
18. Судя по кафельной плитке на стенах, тут был либо кухонный блок, либо лазарет.
19. Удивительно хорошо сохранились радиаторы отопления, которые присутствуют практически во всех помещениях казармы.
20. В одном месте казарма сильно разрушена. Судя по характеру разрушений, тут что-то взорвалось. Полагаю, что это следы штурма крепости американцами в ноябре 1944-го. Американцам тогда удалось захватить крепость лишь проникнув в подземную систему тоннелей и по ней с боем продвинуться в остальные объекты крепости.
21. Эта часть казармы сильно пострадала в результате боевых действий. После Второй мировой восстанавливать ее не стали, так как крепости окончательно утратили свое оборонное значение.
22. Еще один каземат с нехилым дестроем внутри.
23. В соседнем каземате сохранились настенные росписи. Ниша в стене, назначение которой я не смог установить, тут тоже украшена росписью, над ней остатки надписи на французском. Полагаю, что это была офицерская столовая либо клуб.
24. На стене можно различить сильно пострадавшую от времени картину с идиллическим пейзажем.
25. Крупнее.
26. Еще рисунки.
27. Надписи на французском свидетельствует о времени, когда они были нанесены на стены - предположительно 1920-е годы прошлого столетия.
28. Амбразура для винтовки.
29. Наблюдательный бронеколпак.
30. Ручной привод вентиляции.
31. Часть казармы на первом этаже оказалась недоступной для исследования по причине катастрофического состояния деревянного пола. На этом снимке можно рассмотреть проходящую под полом вентиляционную трубу, от которой ответвляются трубы, ведущие в помещения казармы.
32. Местами приходится передвигаться по перекинутым через провалы доскам.
33. Все, что было досягаемо в этой казарме, мы осмотрели и пора было двигаться дальше. Входная дверь была наглухо замурована, но в ней любопытные энтузиасты подземных исследований прорезали крохотную дырку. Я не был уверен, протиснемся ли мы через это отверстие, но проделывать обратно весь путь совершенно не хотелось, тем более, что выход был так близко.
34. Заглянув в отверстие, я убедился, что дальше проход не замурован и решил попробовать протиснуться в дыру.
35. Штатив для масштаба, чтобы вы понимали размеры отверстия. Скажу честно, это самое узкое место, через которое мне когда-либо доводилось пролазить. Оно было настолько узким, что мои плечи в него не проходили. Пришлось сначала протиснуть одно плечо, прижатое к голове, а затем тянуть другое. Больше всего я переживал, чтобы не застряло самое широкое место моей тушки - жопа. Но тогда я еще весил 75 кило, а не сегодняшние 90, так что с большим трудом, кряхтя и попердывая, мне удалось протиснуть свои булки через эту дыру. За мной последовала Света, и вскоре мы были снаружи.
36. Вот как выглядит казарма, которую мы только что осматривали изнутри. Вход в казарму был когда-то наглухо замурован, но диггеры раскурочили кирпичную кладку.
37. Дворик перед казармой завален какими-то балками, кусками бетона и рухнувшей оградой. Возможно, все это тоже результат боевых действий 1944-го.
38. Забор, который в прошлом опоясывал казарменный блок, повален на бок и сильно поврежден. Такие разрушения присутствуют только в этом месте, все остальные блоки, осмотренные нами в тот день не имели видимых повреждений. Видимо, тут проходил серьезный бой.
39. Куда идти дальше не очень понятно, никаких видимых ориентиров не заметно.
40. Решаем следовать вдоль дороги, что брала свое начало у казармы, ну а там посмотрим, куда она нас приведет.
41. Вдоль дороги встречаются воздухозаборники вентиляционной системы тоннельного комплекса.
42. Территория крепости разделена на несколько секторов, каждый из которых огражден забором. Плюс каждый из блоков крепости огражден отдельным забором. Все это должно было максимально усложнить захват крепости противником.
43. Еще один воздухозаборник, свидетельствующий о том, что где-то тут проходит подземный тоннель.
44. Вскоре дорога выводит нас на развилку, с которой мы замечаем еще один блок крепости и направляемся к нему.
Красной линией я нарисовал наш маршрут. Мы вылезли на поверхность у казарменного блока, обозначенного на схеме цифрой 9 и дошли до блока под номером 5.
45. Этот блок оказался крепостной электростанцией, о чем свидетельствует трансформаторная будка, расположенная рядом с блоком.
46. Внутри располагались дизель-генераторные установки, обеспечивавшие электроэнергией всю крепость.
47. Внешне блок похож на уже виденные нами казарменные блоки, и отличается от них лишь входным порталом с единственным входом.
48. Дверь оказалась ожидаемо заваренной. Этим путем внутрь никак не попасть.
49. К этому моменту, сверяя увиденное нами с картой, я начал понемногу понимать, что на карте означают те или иные символы и где мы сейчас находимся, соответственно, стало ясно, где искать остальные залазы внутрь.
50. В ноябре темнеет рано и было очевидно, что когда мы вылезем наружу, будет совершенно темно. Идти километр к машине по ночному лесу, наполненному самой разнообразной живностью, не хотелось. Я решил сходить за машиной и подогнать ее максимально близко к блоку, через который мы собирались залезть внутрь, чтобы когда мы вылезем в кратчайшее время оказаться в автомобиле. Я отправился к машине, а Света осталась ждать меня у главной казармы.
Мой маршрут отмеченный красной линией для наглядности. От электростанции (5) мы вернулись к главной казарме (4), откуда я направился к машине, которую оставил у крепостных ворот.
Сев в машину, я задним ходом направился в сторону главной казармы, как вдруг заметил, что Света идет навстречу машине и она чем-то обеспокоена. Когда мы поравнялись, она сказала, что там какие-то мужики с собакой. Я выглянул из машины и увидел двух мужиков с псом, стоящих на крыше главной казармы и не сводящих с нас глаз. Проверять, что это за дядьки, не хотелось, учитывая тот факт, что мы находились на запретной территории. Поэтому как только Света села в машину, я дал газу в сторону шоссе, мысленно прощаясь с этим интереснейшим объектом.
Было печально покидать это место, ведь самую интересную его часть - артиллерийский блок и электростанцию мы так и не осмотрели, но рисковать я не имел право. Эти люди наверняка были местными жителями, присматривающими за объектом, которые, вероятно, уже позвонили в полицию и с минуты на минуту сюда приедут копы. Нам надо было как можно скорей оказаться по ту сторону шлагбаума до того, как мы встретимся с полицейской машиной.
Как только мы доехали до шлагбаума, я увидел нечто, что заставило меня сделать разворот и вернуться назад в крепость.
Продолжение следует...
Взято: technolirik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]