Как выглядела в молодости красавица актриса сыгравшая тетю Костика в «Покровских воротах»
---
Ироническая комедия «Покровские ворота» открыла широкому зрителю сразу нескольких великих, но, к сожалению малоизвестных за пределами театральной среды, театральных актеров. Инну Ульянову, Виктора Борцова и, конечно же, легенду МХАТа Софью Пилявскую, исполнившую роль тети Костика Алисы Витальевны.
Урожденная дворянка из польской семьи родилась 17 мая 1911 года в Красноярске, куда ее отца Станислава Станиславовича Пилявского навечно сослали за коммунистические взгляды. Жена с малолетним сыном последовала за супругом. Мать актрисы Софья Иосифовна была женщиной утонченной и не чуждой искусству, в ссылке она давала для местных детей уроки музыки, и дочь приобщила к высокой культуре.
Родители и старший брат актрисы
Находясь в ссылке Станислав Станиславович поддерживал связь с революционным подпольем, в 1917 он нелегально выехал в Петербург, а после февральской революции перевез в столицу семью. Однако отца девочка стала видеть гораздо реже, и дело было не только в занятости, в новую эру революционер вошел с новой женой. Правда родители сохранили хорошие отношения, и Софья узнала об их расставании уже став взрослой.
1 из 2
Софья Иосифовна как и до революции занималась культурным просвещением, преподавала в творческих кружках, и была вхожа в московскую культурную среду. Школьницей, будущая актриса приходила в студию МХАТа, где Станиславский репетировал с актерами. Константин Сергеевич разрешал девочкам присутствовать, при условии полной тишины с их стороны. А уж спектакли этого легендарного театра юная Софья старалась не пропускать.
Шли годы, и околдованная театром девочка выросла в статную красавицу с аристократическими чертами. Ни о какой иной судьбе кроме театра, она не помышляла. Обучалась актерскому мастерству Софья школе-кружке, который Станиславский создал при театре.
Театр стал для нее семьей не только в переносном смысле, актриса вышла замуж за своего коллегу по МХАТу актера Николая Дорохина. Первые свои большие роли Пилявская сыграла во второй половине тридцатых годов и имела успех. Только творческий триумф ее был омрачен арестом и расстрелом отца.
Семья была известна и уважаема среди московской интеллигенции, но после ареста от них резко отвернулись. Брата, талантливого математика уволили с работы, саму актрису заставили написать заявление об уходе из театра. При встрече старые знакомые перестали здороваться. Но даже в числе интеллигенции нашлись достойные люди, как например Станиславский, мэтр своим волюнтаристским решением оставил Пилявскую в театре.
В страшные времена Великой Отечественной Войны, театральные интриги, дрязги и недомолвки были забыты. Став крепким и сплоченным коллективом МХАТовцы проявили себя с лучшей стороны, кто то блистательно и искренне играл в духоподъемные кинолентах, а кто то, как Софья Пилявская и ее муж Николай Дорохин гастролировали под вражескими бомбежками во фронтовых бригадах. В недрах войны без вести пропали брат и сестра актрисы.
В кино Пилявская пришла в послевоенные годы, она исполнила в военной драме «Сталинградская битва » (1949), короткую, но значимую эмоционально роль матери с ребенком на руках. Затем была интересная роль женщины лидера партии националистов в нашумевшей социально-шпионской драме «Заговор обречённых» (1950). Так звезда театра стала и актрисой кино.
В голодные и холодные военные годы было подорвано здоровье многих советских тружеников, в том числе и из сферы культуры, близкие актрисы уходили один за другим. После тяжёлой болезни ушла мать. Испытывавшего серьезнейшие проблемы со здоровьем мужа, не стало после нелепейшего, и от того еще более трагического, несчастного случая. Одному из ведущих советских актеров Николаю Ивановичу Дорохину было всего 48 лет.
Тяжелые переживания непростой судьбы отразились на актрисе, она стала выглядеть старше, но не утратила ни своей величественной красоты, ни аристократической стати. Обладавшая женственным шармом и харизмой героини с сильным характером , Пилявская была востребована в советском кино.
Давайте вспомним некоторые из ролей актрисы:
Дорис Стил - Серебристая пыль (1953)
Служащая по розыску пропавших без вести во время войны - Свет далёкой звезды (1964)
Старуха - Герой нашего времени (1965)
Графиня Вронская - Анна Каренина (1967)
Тетя Костика - Покровские ворота (1982)
Достигнув в профессии тех же высот что и ее педагоги, Софья Станиславовна и сама занялась преподавательской деятельностью. Она внесла много труда и души в возвышение легендарной Школы-студии МХАТ, выпустившей не одну плеяду блистательных артистов.
Тем временем великие МХАТовские старики уходили, некоторые старые актеры не вписались в «осовремененный» новым руководителем Олегом Ефремовым репертуар театра. Пилявская долгие десятилетия оставалась одной из немногих, кто вопреки бурным переменам нес в себе и сохранял в театре заложенные Станиславским и Немировичем-Данченко основы.
Познав искусство в высшем его проявление, Софья Станиславовна не восприняла нового коммерческого кино. За то на сцену родного театра она выходила почти до самого своего ухода в январе 2000 года.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]