Глава УкрКосмоса - Украина может выбить российские компании из американских космических проектов
02.06.2020 5 330 0 +180 vagenleitner

Глава УкрКосмоса - Украина может выбить российские компании из американских космических проектов

---
+180
В закладки

25 мая в украинском издании «Левый Берег» вышло большое , я бы сказал,  программное интервью Владимира Усова , который в феврале 2020 года был назначен Главой УкрКосмоса  (можно сказать визави нашего Дмитрия Рогозина). Владимир родом из города Одессы (а я знаком с некоторыми одесситами – и мои знакомые умнейшие люди с отличным чувством юмора),  кроме того,  в детстве я с увлечением читал  пару книг  о другом знаменитом уроженце славного города Черноморска.  Возможно по прочтении его интервью, у Вас то же, как и у меня,   возникнут определенные ассоциации.

В России доступ к этому сайту  запрещен РосКомнадзором, поэтому я и хотел бы ознакомить с ним всех интересующихся космонавтикой.

Далее идет текст интервью БЕЗ МАЛЕЙШИХ ИЗМЕНЕНИЙ с моей стороны (я удалил только несколько фотографий Главного Героя, ибо, считаю, что  одного его фото для моих читателей  вполне достаточно.  Правда,  кое где я все таки не удержался и вставил  свои комменты , естественно,  выделив их. Итак, энжой ..

Владимир Усов – в прошлом успешный бизнесмен. Он – создатель одесского стартапа Kwambio, специализирующегося на 3D-печати керамических и металлических изделий. Услугами его компании пользуются Coca-Cola, General Electric, Cristian Dior и отдельно – NASA. В феврале текущего года он возглавил Государственное космическое агентство Украины, пройдя не только конкурс, но и собеседование у президента Зеленского. Как отмечает сам Усов, подобная заинтересованность главы государства засвидетельствовала: космос становится национальным приоритетом.

Впрочем, в первый же день работы он столкнулся с жёсткими украинскими реалиями. Ему досталась сеть из, в большинстве своём, предприятий банкротов, задолженность по зарплатам и один аудитор на 16 тыс. рабочих мест. У Украины три года не было космической программы, поэтому всё, чем занималось агентство, – погашало долги, платило аренду и закупало туалетную бумагу.

Тем временем в мире стартовала гонка за обладание ресурсами космоса. Сейчас США, Китай, Россия, да и страны поменьше, думают: как же заселить Луну и покорить Марс. Каждый норовит до 2030 года освоить Земной спутник. Украина же намеревается достичь Луны к 2062 году. О Марсе вообще пока речи не идёт.

В эксклюзивном интервью LB.ua Усов рассказал, как мы будем менять эту ситуацию и сокращать отрыв от других стран. Мы поговорили о возможности создания собственного ракетоносителя, запуска в космос национальной спутниковой группировки, переговорах по использованию заграничного космодрома для запуска украинских ракет. Но самое главное – не железо, а люди. И, как утверждает сам Усов, его стратегическая задача – сохранить и даже приумножить количество отечественных отраслевых специалистов; сделать так, чтобы они остались в Украине и реализовали себя здесь, у себя дома.

Соня Кошкина: Космическое агентство – не самая медийная тема. Многие, к сожалению, вообще не знают о его существовании. Немалая часть людей в Украине полагает, что наша космическая отрасль исчезла после развала Советского Союза. Собственно, нашим разговором хотелось бы это поправить.

Эта отрасль всегда была очень закрытой. Многие считают, что украинское космическое агентство «по наследству перешло» к России, а у нас вообще ничего своего не осталось. Однако это не так: огромный пласт советской космической системы остался в Украине. Да, можно было утилизировать ракетное топливо, сдать ядерное вооружение, но нельзя было перевезти предприятия и людей, которые на них работали.  Сейчас же утечка кадров происходит: медленно, но системно. Люди перетекают за границу, в другие частные компании. Вот почему сегодняшняя задача космического агентства – остановить подобный процесс, создать все возможные условия для того, чтобы специалисты остались в Украине.

Такая непростая ситуация формировалась в последние 20 лет. И главная причина – отсутствие стратегии развития отрасли. Как раньше было? Время от времени выделяли бюджет на «поддержание штанов»: когда становилось сильно плохо, принимали какое-то политическое решение и выдавали задолженности по зарплатам. В общем, происходило такое же латание дыр, как на украинских дорогах.

Сегодня у нас есть несколько заводов, которые ещё генерируют и производят продукцию в космической отрасли: ракетную технику, космические аппараты. Из 18 предприятий, которые сегодня официально находится в сфере управления космического агентства, 5 – 7 являются конкурентоспособными и могут производить продукцию на мировой рынок. Все остальные пребывают или в плачевном состоянии, состоянии ликвидации, или же превратились в компании, которые занимаются управлением недвижимости – выживают за счёт аренды своих промышленных площадей.

С.К.: Можете назвать рабочие предприятия?

Да, они расположены в Днепре, Харькове и частично в Киеве. Днепр – это завод «Южмаш», КБ «Южное». В Харькове стоит ПАО «Хартрон», акционированный в 1990-х годах, плюс завод «Коммунар». В Киеве же размещаются ПО "Киевприбор", «Киевский радиозавод», КБ «Арсенал».

В советские времена было чёткое распределение: в Днепре всегда преобладало ракетостроение, двигателестроение, создание космических аппаратов. В Харькове – разработка систем управления. В Киеве – электроники и компонентов для космических аппаратов.

Подобное разделение сохранилось, ведь никто производственные цепочки не перераспределял, заново не структурировал. Но даже в рамках этих цепочек понятно, что 90% мощности и потенциала было утеряно. К примеру, ранее в «Южмаш» работало 100 тыс. людей, сейчас же – всего 5 тыс.

Однако не слушайте тех, кто говорит, что нам надо вернуть те утерянные 95 тыс. Всё это – популизм и утопия. В советские времена тот же «Южмаш» производил 50-60% от мирового рынка межконтинентальных баллистических ракет.

//Скажу честно , впервые читаю тут о мировом рынке «баллистических ракет». Мне кажется у наших украинских соседей слишком широкое понимание о «рынке», и мне как то боязно , если они реально создадут  «мировой рынок» такого «товара» прим. vsatman888

Цель предприятия заключалась в возможности уничтожения Соединенных Штатов.

//все таки при всем огромном уважении к ЮжМашу и КБ Южное и их отличным ракетам, БЧ к этим изделиям делали не на этих предприятиях Прим. vsatman888

Украина, к счастью, не ставит перед собой таких задач, поэтому нам не нужны такие огромные человеческие ресурсы.

С.К.: В чём мы ещё можем составить конкуренцию глобальным игрокам?

Если стран, которые могут создавать свою ракетную технику – ракетоносители, космические аппараты – где-то 10-12 сегодня, то государств, которые обладают полным циклом производства ракетных двигателей, всего пять. Это такой своеобразный элитный клуб, где Украина сохраняет свою субъектность.

Однако не только в нашей отрасли, но и также в США сохраняется зависимость от России и от российских двигателей. Речь идёт о двигателях первой ступени, которые Украина не производит. Но мы можем их производить, так как в советские времена подобные двигатели были созданы силами наших конструкторских бюро. Если мы это сделаем, у нас появится не номинальный, а реальный полный производственный цикл, и мы перестанем зависеть от РФ. Поэтому подобная политика импортозамещения уже давно должна быть реализована. Здесь речь идёт о сумме в $30-40 млн.

Александр Демченко: Если мне не изменяет память, российские двигатели первой ступени используют американские ракетоносители.

Да, такие аппараты, как одноразовый ракетоноситель ATLAS ULA или ракета среднего класса Antares. Все они используют российские двигатели. Но сейчас предприятия – производители РФ находятся под санкциями, все контракты, соответственно, проблемные. И США ищут альтернативу. А единственно возможной альтернативой в краткосрочной перспективе может быть Украина. Если украинским руководством будет принято соответствующее политическое решение, мы смогли бы выбить российские компании из проекта Antares, как минимум. Мы уже дали альтернативное предложение, которое на 30% дешевле того, что предлагают россияне американцам.

Запуск американо-украинской ракеты-носителя среднего класса «Антарес», которая вывела на орбиту автоматический грузовой корабль Cygnus с полезным грузом массой 3750 кг для МКС по заказу NASA, аэродром NASA в Вирджинии,15 февраля 2020.

//Антарес согласно вики это действительно Американо-Украинская ракета Antares , known during early development as Taurus II, is an expendable launch system developed by Orbital Sciences Corporation (now part of Northrop Grumman) and the Yuzhnoye Design Bureau to launch the Cygnus spacecraft to the International Space Station/ Прим vsatman888

И если мы это сделаем, то произведём значительный рывок, когда Украина сможет стать мощным космическим игроком на международной арене. А американская авиакосмическая отрасль станет нашим надежным партнёром.

«Последние три года космическое агентство погашало задолженности по зарплатам, аренде, закупало туалетную бумагу. Больше возможностей для развития у него не было»

А. Д.: Давайте поговорим об этом национальном рывке. Сейчас страны думают о добыче редких ресурсов в космосе, милитаризуют его, намереваются создавать лунные базы и транспортные врата к Марсу. США планируют к 2028 году заселить международную обитаемую окололунную станцию, а к 2030-му достичь красной планеты. Китай – поставить базу на Луне к 2030-му, а Россия – к 2035 году. Страны поменьше становятся младшими партнёрами тройки. А Украина же рассчитывает возвести собственную лунную базу к 2062 году. Вам не кажется, что к тому времени уже не только Луна, но и половина Солнечной системы будет занята?

Нам нет смысла тягаться с США, Китаем или с крупными частными корпорациями – такими, как «Blue Origin» или SpaceX – по освоению Марса. Украина обладает классным потенциалом, набором отработанных технологий, экспертизой. Это даёт ей возможность взять на себя какую-то часть большого проекта по освоению космического пространства.

Да, мы слышим о том, что на Марс отправится жить миллион людей. Всё это звучит интересно, но пока подобное реализовать технически невозможно. Поэтому следующий шаг человечества – это не покорение Марса, а создание возможностей для поддержания стабильной жизнедеятельности в условиях космоса. Если мы это научимся делать на уровне орбитальных станций на Луне, то мы это сможем осуществить и на Марсе, и на спутниках Юпитера, да где угодно.

Вот почему в рамках программы NASA по пилотируемым космическим полётам «ARTEMIS» США ставят целью не покорить Луну или Марс, а полететь на земной спутник, чтобы в последующем там остаться. То есть, речь идёт о том, чтобы научиться жить в космосе. И здесь Украина может сделать свой вклад.

А.Д.: В чём он может заключаться?

У нас есть много ещё советских наработок, например, лунно-посадочные модули. Из совсем свежего – проект индустриальной промышленной лунной базы, созданный в КБ «Южное». В прошлом году он был презентован в Токио в рамках новой организации «Moon Village» («Лунная деревня»). В эту ассоциацию входят как отдельные страны, так и частные компании, которые собираются заняться освоением Луны.

У Украины есть несколько технических решений, которые могут быть уже использованы в рамках этой программы. Это связано и с технологией разделения льда и воды на кислород и водород для создания ракетного топлива прямо на луне, и с генерированием тепла, и с энергетическими установками, которые работают на разнице температур на лунной поверхности.

А.Д.: Украина собирается становится частью американской программы по созданию окололунной станции Lunar Gateway?

Это будет орбитальная станция, которая сможет расширяться. У некоторых стран там появятся свои модули по логике Международной космической станции (МКС). Однако это – дорогостоящее удовольствие. Скорее всего, в ближайшей перспективе Украина там иметь свой модуль не сможет. Это вопрос нескольких сотен миллионов долларов. И будет странно, если мы их сюда потратим.

Тем не менее участвовать в проекте «Gateway» со своим набором технологий, которые могут помочь в развитии инфраструктуры станции, летных посадочных модулей, многоразовых космических или спутниковых орбитальных систем, мы сможем. Поэтому мы, с одной стороны, должны адекватно оценивать свои возможности, потенциал, рентабельность инвестиций, с другой же, – ставить амбициозные цели, а не говорить, что всё это выходит за рамки национальных приоритетов.

Стать частью планетарного проекта освоения Луны и окололунного пространства – это большая, амбициозная задача, которая Украине дополнительно даст импульс к развитию смежных отраслей. Ведь космос сегодня – это больше, чем ракеты. Это и открытия в энергетике, и в здравоохранении, и в медицине. Мы используем очень много технологий, которые были созданы для космоса, и даже не знаем об этом. Надо помнить, что кто сильный в космосе, тот сильный и на земле.

С.К.: Украинское руководство понимает приоритетность этих задач?

Начну с того, что космическая отрасль три года живет без программы развития. А это – базовый документ, стратегия, где заложен бюджет, который определяет становление профильных предприятий и самого агентства на пять лет. Соответственно, три года космическое агентство только то и делало, что частично погашало задолженности по зарплатам, аренде, закупало туалетную бумагу. Больше возможностей для развития у него не было.

В то же время модель управления госпредприятиями и самим агентством выстроена в логике советских министерств. Следовательно, из-за этого у нас ограничена возможность по привлечению инвестиций.

А.Д.: Так зачем нам тогда всё это нужно?

Если изменения сейчас не будут произведены, через два года окно возможностей для нас окончательно закроется.

С.К.: А почему через два года?

Если взглянуть на темп того, как развиваются космические технологии, на другие страны и иностранные частные компании, которые могут очень быстро скопировать то, что у нас есть сегодня, то мы получим неутешительный прогноз в два – три года. После у нас не останется преимуществ в двигателестроении, в создании космических аппаратов.

С.К.: В чём причина такого застоя? Почему три года мы ничего не делаем и ставим целую отрасль под удар? Нынешняя власть вообще собирается что-то предпринимать?

Я изначально почувствовал, что статус космического агентства при президенте Зеленском сильно возрос. Ранее собеседование кандидата на должность главы космического агентства проводил профильный министр, сегодня это – министр экономики. Со мной же до назначения разговаривали и президент Зеленский, и бывший премьер-министр Гончарук. Если глава государства лично проводит собеседование с новым директором агентства, то это, вероятно, означает, что развитие украинской космической отрасли для него – приоритетное направление. И он это подтвердил при нашей встрече.

Я жду нашей следующей встречи, чтобы презентовать ему концепцию новой космической программы, которую мы разработали, рассказать о тех шагах, которые необходимо уже сегодня сделать.

С.К.: В Украине планируют создать украинский аэрокосмический концерн, который объединит компании из сферы космоса и авиации. Это своего рода аналог американского NASA. Расскажите подробнее об этом.

Космическая отрасль находится в сфере управления нашего профильного агентства, она не управляется оборонным концерном и, следовательно, здесь больше возможностей по привлечению инвестиций. В то же время украинская авиационная промышленность, то же ГП «Антонов», к примеру, является частью государственного «Укроборонпрома». Но ведь государства не вкладывают деньги и мозги в оборонную промышленность других стран. Ну кто кормит чужую оборонку?

А.Д.: Мы.

(Улыбается) вот поэтому и логично, если будет создано аэрокосмическое агентство, которое объединит потенциал двух важных отраслей, откроет окно для инвестиций. Это будет корпоратизированная отрасль, благодаря чему мы сможем получать финансирование и развивать технологии, создавать совместные проекты с международными партнерами.

Банальный пример: есть проект воздушного старта, который подразумевает использование авиации в качестве первой ступени. Это нам дает возможность отказаться от постройки космодрома. Кроме того, здесь есть точка роста, когда, с одной стороны, космическая отрасль занимается разработкой ракетоносителя, двигательных установок, а, с другой, – авиационная промышленность создаёт самолет, оборудованный под воздушный старт.

А.Д.: Украинский самолёт «Мрія» как раз и создавался для того самого воздушного старта. Сейчас же он перевозит маски, а когда-то предполагалось, что он будет не просто транспортировать ракеты, но и запускать их в космос. Почему об этом проекте забыли и больше не вспоминают?

Воздушный старт – это подход, а не конкретный самолет. У Украины имеются здесь уже разработанные и отработанные технологии гораздо более высокого уровня, чем воздушный старт у той же американской системы Pegasus или тех систем, которые создаёт американский предприниматель Ричард Брэнсон c компанией Virgin Orbit под легкую ракету.

Украинская «Мрія» – это единственный самолет, который строился под систему воздушного старта. Однако тут есть нюанс: для такого целевого использования необходимо, чтобы в системе стабильно работали не один, а сразу два самолёта. Второй является страховочным на тот случай, если с первым случится неполадка.

А.Д.: Но ведь неоконченная «Мрія – 2» уже 35 лет стоит на земле.

Да, стоит, и чтобы она была построена, понадобится по самым скромным подсчётам около миллиарда долларов. Более того, ракета, которая должна быть под «Мрію», – это тяжелая машина, под которую у нас не отработан запуск.

Однако я как человек, который хочет, чтобы у Украины был независимый доступ к космосу при нашей жизни, намереваюсь сфокусироваться на воздушном старте не «Мрії», а других воздушных суден «Антонова». Или же других самолётов: у нас есть в распоряжении Ил-76-е. Здесь речь идёт о фюзеляжном пуске – самый безопасный вариант, когда ракета отстреливает из люка самолёта.

Если мы сможем развить эту платформу, то сможем запускать и многоразовые космические аппараты в следующих итерациях. Но давайте начнём с того, что мы уже сегодня сможем реализовать.

В Украине уже была выпущена конструкторская документация по нескольким проектам воздушного старта. И вот один из них мы хотим внести в космическую программу. Однако мы сделаем это на конкурсной основе. Мы скажем, что стране нужны такие-то характеристики ракеты и самолёта. И какая госкомпания или частное предприятие предложит нам лучшее решение, такое мы и закажем. Всё это создаст здоровую конкуренцию, рынок заработает.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]