У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете
29.05.2020 3 299 0 +97 alex

У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете

---
+97
В закладки
У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете Роман, Свистунов, после, самолёта, 70501, Готланда, самолёт, Романа, авиации, Когда, сторож, работать, чтобы, запас, угона, когда, Швеции, понимал, поэтому, двигатель

33 года назад, 27 мая 1987 года молодой, 24-летний парень Роман Свистунов угнал сельскохозяйственный самолет Ан-2Р и улетел на нем из советского рая в Швецию. Полет был непростым, но он справился. Об этом мало кто знает, несмотря на то, что в СССР наступило время перестройки и гласности.

Роман С. Свистунов в прошлом служил лейтенантом, но был уволен в запас, после чего пришёл в гражданскую авиацию, где работал пилотом сельскохозяйственных самолётов; за пару лет до угона уволился из "Аэрофлота", чтобы работать в колхозе.

Будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому примерно в 1984 году Роману пришла идея бежать за "железный занавес".

За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. Свистунов, притворяясь механиком, сумел сдружиться и с работниками аэродрома.

В ночь с 26 на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом - сторожем лётного поля колхоза «Друва» (Салдусский район) - распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолёта, пробрался на аэродром, где залез в пустующий сельскохозяйственный Ан-2Р борт 70501 и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружьё, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий, так как понимал, что сторож не станет стрелять в друга. В 05:10 борт 70501 поднялся в воздух и направился в сторону моря.

Это была не первая подобная попытка угона и чтобы предупредить дальнейшие попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолётов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило.

Полёт над Балтийским морем длился более двух часов, за которые "кукурузник" преодолел около 350 км. В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель борта 70501 стал работать с перебоями, а затем и вовсе остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду.

Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолёт, следующий к Швеции; на его перехват с аэродрома в Роннебю были отправлены два реактивных самолёта, но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд в районе поселения Остергарн и вскоре затонул на глубине 4,0 м.

Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал Ларс Флемстрём — пилот вертолёта, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолёта близ берега. На вертолёте Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища.

Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинён в угоне самолёта, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолёт.
В это же время советская пропаганда стала очернять образ Свистунова, утверждая, что после ухода из авиации он жил на нетрудовые доходы, а также был связан с «чёрным рынком». Однако когда из Швеции поступил запрос о причине увольнения Романа из авиации, ответа на него не последовало.

Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно; 4 сентября он получил вид на жительство.

Роман два года проработал в пиццерии-ресторане Söderports, после чего ещё год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром.
В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию, но уже не один, а со своей семьёй из Николаева (жена и двое детей)

28 мая 2016 года, к 29-летию побега, в музее обороны Готланда была открыта выставка, посвящённая советской тематике, где одним из главных экспонатов стал борт 70501.

У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете Роман, Свистунов, после, самолёта, 70501, Готланда, самолёт, Романа, авиации, Когда, сторож, работать, чтобы, запас, угона, когда, Швеции, понимал, поэтому, двигатель
Угнанный Ан-2Р борт СССР-70501 в музее обороны Готланда (Висбю, Готланд)

Одним из гостей на церемонии открытия неожиданно для всех стал сам Роман Свистунов, который, выйдя из толпы вперёд, обнял Стенстрёма — одного из тех, кто восстановил угнанный самолёт. Когда же бывшего угонщика спросили, задумывался ли он, когда летел на маленьком самолётике над морем, что это обернётся такой выставкой, Роман ответил: "Я ни о чём не думал. Я просто хотел выжить".
(По материалам из Википелии)

bor_odin
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]