Пошёл на верную смерть: Как Марат Казей отомстил немцам за повешенную мать
---
Минск. Памятник юному герою-партизану Марату Казею. Фото: Владимира Шубы
В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, сражавшихся за мирное небо. Сегодня речь пойдёт о короткой и трагической судьбе героя Советского Союза Марата Казея. Этот мальчишка прошёл через очень суровые испытания. Война не просто отняла у него самых родных людей и искалечила всю жизнь, она заставила его рано повзрослеть и встать на защиту родной земли.
Автор:
Лосева Олеся
Первая встреча с немцами
Марат родился 10 октября 1929 года в деревне Станьково Минской области. У Ивана и Анны Казей уже росла трёхлетняя дочь Ариадна. Рождение мальчика стало настоящей радостью. Сына глава семейства назвал Маратом в честь линкора, на котором проходил военную службу. Иван Казей работал на Дзержинской машинно-тракторной станции, возглавлял курсы подготовки трактористов.
В начале 1935 года его по сфабрикованному доносу арестовали прямо на рабочем месте и дали семь лет исправительно-трудовых лагерей. Жену, дочь и сына он больше никогда не видел. Анну Казей арестовали вслед за мужем, но за недостаточностью улик выпустили. Счастью детей не была предела – они так боялись остаться совсем без родителей. Ариадна и Марат даже не подозревали, какой ужас им придётся пережить совсем скоро.
Марат Казей. Фото: Репродукция ТАСС
Их родная деревня Станьково оказалась в зоне оккупации практически в первые дни войны. Немцы сразу установили повсеместно свои порядки. Зачастую зверствовали. За любую провинность грозили расстрелом. Кто успел, ушёл в партизаны в соседние леса. Мама Марата активно помогала раненым бойцам и прятала их у себя дома. Однажды в дом зашёл немец, спрятать детей Анна не успела. Фриц держал в руках автомат и фотоаппарат. Он что-то быстро говорил на своём языке. Выяснилось, что он очень хочет есть. Анна дала ему что было. Немец, видимо, в знак признательности сфотографировал сына хозяйки. Вот как об этом случае рассказывала сестра Марата Ариадна.
В школьном музее я повесила его портрет. Там он больше всего на себя похож. Потом его многие художники рисовали, но каждый – на свой манер и не всегда таким, каким он был в жизни. Лучше всех Марата сфотографировал немец. Сделал карточку добротно и на совесть. Именно это фото вошло во все советские энциклопедии и учебники и стало хрестоматийным.
Продолжил дело мамы
Анну Казей за укрывание раненых бойцов очень скоро арестовали сотрудники гестапо – донёс кто-то из сельчан. Её страшно пытали, а потом повесили. Она оказалась одной из первых, кого немцы публично казнили в Минске. Ариадна и Марат были убиты горем, они не знали, как им дальше жить без мамы. Партизаны иногда продолжали наведываться в дом семьи Казей. Брат с сестрой решили держать с ними связь. А в ноябре 1942 года они и вовсе ушли в отряд, в двухсотую партизанскую бригаду им К. К. Рокоссовского. Там и началась настоящая боевая жизнь Марата. Сперва мальчишку не воспринимали всерьёз, но, увидев его настрой и яростное желание отомстить немцам, стали иногда посылать на задания. Он под видом скитающегося ребёнка собирал важные сведения о передвижении немцев, о расположении их частей. Он обращал внимание на малейшие детали. Марат делом доказывал, что способен на многое.
Партизаны стали его брать с собой на совершение диверсий в тылу врага.
В двухсотой партизанской бригаде им. К. К. Рокоссовского началась настоящая боевая жизнь Марата. Фото: Russian Look / Globallookpress
Неоднократно он подрывал немецкие эшелоны. В январе 1943 года в одном из боёв он получил ранение, но, несмотря на это, поднял других в атаку. За смелость и отвагу 14-летнего мальчишку наградили медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Позже он получил и орден Отечественной войны I степени. По словам Ариадны Казей, её брат очень хотел отомстить за мать и доказать всем, что его отец вовсе не враг народа и воспитал достойного сына.
Марат ходил в шинели и гимнастёрке, которые ему были сшиты отрядным портным, – вспоминала его сестра Ариадна. – На поясе всегда носил две гранаты – одну справа, другую слева. Однажды я спросила его, почему бы обе не носить с одной стороны. Он ответил как бы шуткой: чтобы не перепутать – одну немцам, другую себе. Но взгляд при этом был совершенно серьёзным.
Марата вместе с сестрой Ариадной решили переправить на Большую землю, подальше от опасности. Марата сперва даже уже уговорили, сославшись на заботу о сестре. Но один случай заставил его в одночасье изменить своё решение. Ариадна сильно отморозила ноги, когда пряталась в снегу во время очередной облавы немцев в лесах. Обувь ей снимали вместе с кожей. Заключение бригадного врача прозвучало как гром: гангрена и нужна срочная ампутация.
Ноги 18-летней девушке пилили обычной ножовкой наживую. Марат в тот день был безутешен. Ариадну эвакуировали в госпиталь, Марат остался в отряде. Он ещё отчаяннее стал вести себя в боях. В один из дней он принёс из разведки важные немецкие карты и документы. В марте 1943-го он спас группу партизан, попавшую в окружение. Марат смог незаметно выбраться из тисков немцев и привести подмогу.
Подвиг Марата
Роковым днём для бесстрашного мальчишки стало 11 мая 1944 года. Марат и командир роты разведки Владимир Ларин ранним утром пришли в деревню Хоромицкие Узденского района на встречу со связным. Дом, где остановились партизаны, окружили. Марат и командир попытались бежать через окно, однако Ларина сразила автоматная очередь. Марат стал отстреливаться из-за дерева, но патроны быстро закончились, и он кинул гранту. Подпустив немцев ближе, он достал вторую – ту, что всегда держал для себя.
Немцы планировали взять его живым. Когда они практически вплотную приблизились к нему, Марат вышел с гордо поднятой головой и крикнул "Всё, теперь берите меня!".
Когда довольные гитлеровцы подошли к нему совсем близко, он в одну секунду снял с пояса свою гранату и выдернул чеку. Жители деревни, ставшие очевидцами этого подвига, долгие годы не могли сдержать слёз, вспоминая о том дне.
Долго, очень долго я не могла поверить в то, что его уже нет, – рассказывала сестра Марата Ариадна. – Партизаны очень любили молодого храброго начальника разведки Володю Ларина, но гибель Марата так всех потрясла, что Ларину, уже тоже мёртвому, не могли простить, что он взял с собой Марата. Десятки, если не сотни раз он подвергался смертельной опасности, но словно был заговорён – целый и невредимый возвращался в лагерь. Во время перезахоронения Марата в 1946 году я попросила открыть гроб – очень хотела удостовериться, что в нём лежит именно мой брат. И увидела мёртвого Маратика, у которого были оторваны кисти рук и не хватало части черепа. Я тогда срезала с его головы часть белокурых локонов, которые храню до сих пор.
Ариадна Казей прожила 82 года. Она ушла в апреле 2008-го. Она долго не могла оправиться от всего, что сделала с её семьёй война, долго училась ходить на протезах. Всю свою жизнь она посвятила памяти своего младшего брата. Она добилась реабилитации отца и сделала всё для того, чтобы о подвиге Марата не забывали.
8 мая 1965 года, накануне Дня Победы, указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]