Пропавшие «Туристы»
26.05.2020 3 998 0 +97 Anabolik8686

Пропавшие «Туристы»

---
+97
В закладки
Они появились и исчезли в одно время, и никто из них так и не увидел свет. Эта короткая история о двух машинах, которые так и не стали конкурентами, но остались одними из самых красивых автомобилей, которые могли появиться у Советского Союза.

Говоря откровенно, непосредственно в СССР была лишь одна из них — опытный Москвич-408 «Турист», появившийся в 1964-м году. Вторая машина — это кабриолет на базе Fiat 124, который называется Fiat 124 C4. Он был построен миланским кузовным ателье Carrozzeria Touring по заказу Fiat к Туринскому автосалону 1966 года. Изучив спрос, итальянцы поняли, что на автомобиль можно собрать около 1000 заказов, что, по меркам тех лет, было неплохо. Но к моменту, когда речь должна была зайти о серийном выпуске, ателье Carrozzerria Touring исчезло, а базовая модель Fiat 124, изначально разработанная и предложенная «Фиату» ателье Pininfarina (что отчасти послужило причиной банкротства «Карроцерии»), начала устаревать и переехала в СССР, переродившись в ВАЗ-2101.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Взять успешный европейский автомобиль, адаптировать его к российским условиям и построить под него завод — отличная идея. Да и продавать такую машину на экспорт будет проще: не придется вкладывать деньги в рекламу на зарубежных рынках, ведь ее и так все знают. Но если бы выбор автомобиля для СССР делали не политики, крепко дружившие с итальянской компартией, а испытатели, то нашей «Копейкой», скорее всего, стал бы прекрасный переднеприводный Renault 16.

Кабриолет 124 С4 технически не сильно отличался от Fiat 124. Carrozzeria Touring просто взяло 124-й и внесло несколько штрихов. Двери сделали длиннее и другой формы, кузов усилили поперечинами за задним диваном. Ну и, конечно, вместо металлической крыши стояла мягкая, складная, которая размещалась в традиционном отсеке позади салона.

На туринском автосалоне С4 блистал. Но сильнее блистал другой кабриолет, построенный из 124-го «Фиата» — Fiat 124 Sport Spider, разработанный ателье Pininfarina и выбранный в итоге «Фиатом» для серийного производства. Шансов выжить у маленького проекта C4 в таких условиях не было.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Fiat 124 Sport Spider

А в СССР тем временем развивалась не менее трагическая история другой красивейшей машины — «Москвича», рожденного с названием «Гранд-Туризм», и ставшего впоследствии просто «Туристом». Музой его создаталей принято считать Renault Caravelle, который похож на него примерно так же, как кот похож на собаку. Однако с этой машины «срисовали» схему съемной цельной крыши и способ установки на ее место тентового верха.

Построить такую машину стало возможным отчасти из-за просьбы бельгийской компании Scaldia-Volga, которая продавала в Европе «Волги» и «Москвичи». По мнению ее владельцев, открытая машина могла сгодиться для европейского владельца и нашла бы применение в советском автоспорте. Ведь регламент тех лет не допускал ко многим гонкам кузов «седан», поэтому любители гонок строили купе как самостоятельно, так и в заводских условиях. Помните, мы писали об интереснейшей истории спортивной Победы?

Кроме того, купе могло стать хорошей базой для обкатки 412-го мотора, внедрение которого главному конструктору Андронову было очень тяжело отстоять в битве с авторитетными конструкторами МЗМА и министерством, которые возражали против «дорогого» Москвича.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Первый «Турист» был черного цвета и носил номера «00-62 проба». Вторая машина изначально была синей, с номерами «00-44 проба». Впоследствии обе машины перекрашивались и переделывались такое количество раз, что даже сотрудники МЗМА, работавшие в то время, не могут вспомнить всех деталей. Обе машины со временем оказались утеряны.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Впрыск топлива в 60-х не был новым трендом: Mercedes 300 SL уже  10 лет как ездил с механическим впрыском. А вот электронный впрыск в СССР стали осваивать почти одновременно с Западом. Правда, мы осваивали, а они – внедряли. В 1963-м ГАЗ обкатывал мотор ГАЗ-327, который так и не увидел свет. А Volkswagen в те же годы запустил электронный впрыск в серию.

«Туристов» в начале 1960-х было сделано два. Первый — это, говоря грубо, Москвич-408, которому отпилили крышу. В качестве съемного верха использовали красивый пластиковый колпак, который никуда не складывался и не убирался, а был выполнен зацело и должен был храниться в гараже. Днище усилили Х-образным подрамником, добавив жесткости кузову.

Вторая машина была более совершенной. Двери сделали длиннее (на первой машине двери оставались стандартными — с них просто сняли рамку), и это делало посадку на задний диван удобнее. Кстати, двери, крылья, капот и багажник выполнили из алюминия, снизив массу машины.

В большинстве источников можно найти информацию о том, что под капот второй машины поставили экспериментальный двигатель с электронным впрыском топлива, разработанным ЦНИТА (Центральном научно-исследовательском институтом топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей). Циклы подачи топлива управлялись электроникой, которая подавала одну порцию смеси на все цилиндры сразу раз за один цикл (то есть, один раз за два оборота коленвала), а также меняла состав смеси в зависимости от условий движения. Дозировала количество топлива электромагнитная форсунка.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Но эксперименты со впрыском начались на МЗМА только к концу 60-х, поэтому «экспериментальность» двигателя второго «Туриста», скорее всего, заключалась в отдельных опытных узлах: бензонасосе и карбюраторе. А впрыск, если и был установлен, то позже. Вообще, обе эти машины стали настоящим полигоном для испытаний.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Первый «Турист» имел всю ту же технику, что и обычный 408-й: 50-сильный нижневальный мотор, барабанные тормоза и максималку в 120 км/ч. Второй был чуть мощнее и быстрее — 63 силы и 130 км/ч. Масса обеих машин — до тонны. Fiat 124 C4 тоже весил меньше тонны, а под капотом у него стоял верхневальный мотор 1,2 мощностью 60 сил.

Сотрудники МЗМА вспоминают, что для собственных нужд они иногда переделывали некоторые седаны в пикапы и универсалы — чтобы перевозить по территории грузы. И слухи о такой машине иногда превращались в новости «МЗМА разработал новый пикап Москвич!». Иногда было и наоборот: опытный образец за ненадобностью становился развозным фургоном. Всей правды найти сейчас уже не получится.

Судьба русских «туристов» — тоже русская. Они просто сгинули и никто их больше не видел, кроме комментаторов с форумов, утверждающих, что один из них стоит у соседа по гаражу. Спортивный регламент разрешил участие в гонках седанов, что поставило спортивную карьеру «Туриста» под вопрос.

Но самое главное — МЗМА был невероятно загружен текущей работой. Он, наконец-то, получил добро на разработку 412-го взамен безнадежно устаревающего 408-го Москвича, и приступил к созданию дублирующей документации на всю свою продукцию для нового завода в Ижевске.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

На проект «Турист», тираж которого планировали довести до 150 штук в год, махнули рукой. Выбор между созданием массовой машины, приносившей прибыль, и несколькими красивыми игрушками был очевиден. Да и желать такую машину публично в те годы было неприлично и даже опасно: новость о том, что кто-то предпочел экспортный кабриолет автомобилю советского человека, быстро дошла бы куда следует.

С итальянским 124 С4 все случилось еще банальнее — он так и остался в единственном экземпляре. Эта машина жива до сих пор и хранится в одной из европейских коллекций. Мы не увидели его в серийном производстве, но мы имеем шанс увидеть его живьем. В отличие от Москвича.

Пропавшие «Туристы» машины, «Турист», которая, топлива, машина, ателье, просто, который, машину, кабриолет, мотор, стали, которые, иногда, Touring, такую, Sport, впрыск, электронный, впрыском

Человеку свойственно грустить о гипотетических возможностях. За век автомобильной промышленности сгинули не только эти два автомобиля. Под грузом обстоятельств покоятся сотни, тысячи отвергнутых вариантов. Уродливые и прекрасные, устаревшие и опередившие время — они колесят по дорогам какой-то параллельной Вселенной, которая иногда нравится нам больше чем та, где мы живем. Вместе с моделями исчезали целые заводы, как это произошло с АЗЛК. Философы с нами не согласятся, но мы, петролхеды, имеем лишь одну реальность. И в ней, к сожалению, не существует таких прекрасных автомобилей, как Москвич «Турист» и Fiat 124 C4.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]