Прощай, Chevrolet Impala: шесть десятилетий истории «Золотой антилопы» закончились
---
Этот автомобиль любили все — полицейские, менеджеры среднего звена, дрэг-рейсеры, рэперы… За 62 года своей жизни он успел побывать по обе стороны закона и стать таким же привычным символом Америки, как орёл или статуя Свободы. А в этом году его история подошла к концу.
Импала, как гласит Википедия — «африканская антилопа средней величины». Американским же этот термин стал благодаря любви концерна General Motors делать самому себе подарки на знаменательные даты. В 1958 году появился очередной повод открыть шампанское — компании исполнилось ровно полвека. Впрочем, в GM захотели отметить праздник с большим размахом, чем пара корпоративных вечеринок, и велели дочерним маркам подготовить по одной особенной версии их полноразмерных купе. Pontiac показала Bonneville Catalina, Cadillac — шикарный Eldorado Seville, а Chevrolet взяла знаменитую Bel Air и назвала новую комплектацию в честь той самой антилопы. На самом деле это имя появилось ещё раньше — первым бейдж примерил шоу-кар Corvette Impala XP-101, подготовленный в 1956 для автосалона в Чикаго.
Первая Bel Air Impala 1958 года: панорамные лобовое и заднее стёкла вместе с шестёркой задних фонарей запали в душу почти двум сотням тысяч американцев
В конце пятидесятых сытая Америка сходила с ума по большим автомобилям с прожорливыми моторами. Бензин был дешёвым, автопромышленность на подъёме, и производители могли позволить себе хоть каждый год выпускать новые модели. В начале жизни Impala меняла дизайн кузова чаще, чем её хозяева брились. И спрос на неё оказался сумасшедшим! Bel Air Impala 1958 модельного года разлетелась в количестве 180 тысяч штук. Она довольно сильно отличалась от обычной Bel Air: салон щеголял яркими цветами и вставками из алюминия, а под капотом мог располагаться 5,7-литровый V8 Turbo-Thrust мощностью до 315 лошадиных сил. В этом поколении модель получила одну из своих главных визитных карточек: шесть фонарей на корме.
Impala 1959 года. От имени Bel Air отказались, как и от классических круглых фонарей. Которые, правда, всё равно вернутся
В 1959 году Impala стала самостоятельной моделью и доказала, что её успех неслучаен. К купе и кабриолету прибавился седан, а в первый год производства американцы купили 473 тысячи таких машин. Impala 1959 года отличает «хвост русалки» с огромными плавниками и двумя каплевидными фонарями, но в следующем году задняя часть приобрела более традиционный вид.
Impala SS 409 1961 года. И ведь это ещё не самый «злой» вариант…
Третье поколение, вышедшее в 1961 году, получило два обновления: кузов универсал и спортивную версию Impala SS. Последнюю многие называют первым маслкаром в истории. С этой модели началась «гонка вооружений» между GM, Chrysler и Ford. В арсенале Impala SS был 6,7-литровый V8 мощностью 360 сил и 542 Нм крутящего момента, который разгонял 5,3-метровое купе до первой сотни за 7,8 секунды. А два года спустя, в 1963, она стала ещё мощнее, получив пакет Z11. В него входили расточённый до семи литров мотор (430 л.с. и 780 Нм!), облегчённые кузовные детали из алюминия и капот с воздухозаборником. Это был один из первых случаев, когда уже с завода можно было получить серьёзный, готовый к соревнованиям дрэгстер. В 1962 году построили всего 18 Chevrolet Impala SS 409 Lightweight Coupe, и в руки непосвящённых такие автомобили не продавали. А сейчас эти «Импалы» — завсегдатаи аукционов, на которых стоимость лота спокойно переваливает за несколько сотен тысяч долларов.
Impala Hardtop Coupe четвёртого поколения
Если бы можно было описать раннюю историю Impala двумя словами, это было бы выражение «превосходная степень». Бывшая самой дорогой моделью Chevrolet при рождении, в 1961 году она стала первым маслкаром в истории, спустя два года — одним из первых заводских дрэгстеров, а ещё через пару лет примерила звание самого популярного «Шеви» в мире. В 1965 году было продано больше миллиона Импал четвёртого поколения! И даже сейчас трудно найти более известную у молодёжи Импалу, чем Hardtop Sedan 1967 года — верного спутника братьев Винчестеров из сериала «Сверхъестественное». Impala и мировой кинематограф давно идут рука об руку, но об этом чуть позже.
Пока обычные купе, кабриолеты, седаны и универсалы доминировали на рынке полноразмерных автомобилей, Impala SS чувствовала себя уже не так хорошо. Покупатели поняли, что тяжеловесные крейсеры для них великоваты, и перешли на более компактные и манёвренные Nova SS и Chevelle SS. Угасающие продажи флагмана пытались оживить 7,4-литровым V8 и передними дисковыми тормозами «в базе», но уже в 1969 году Impala SS указали на дверь. «Простая» Impala же лишилась звания самого дорогого автомобиля Chevrolet. Виновницей стала Impala Caprice с отдельными сидениями, богатой отделкой и вставками под дерево в салоне, которая из топ-версии впоследствии стала отдельной моделью уровнем выше. Кстати, именно она позднее вернёт «Импалу» из небытия.
Начало семидесятых нанесло модели ещё один удар. Впрочем, в ту пору всем американским автопроизводителям пришлось нелегко — нефтяной кризис 1973 года не щадил никого. А Chevrolet угораздило дать пятому поколению Impala 1971 года самый большой кузов в истории модели… Неудачнее решения не придумать. Последствия не заставили себя ждать. С миллиона ежегодно продаваемых машин в 60-х цифра упала до 176 тысяч в середине 70-х: даже самая первая Bel Air Impala продавалась лучше.
Линейка Impala 1976 года наглядно показывает, как поредело число кузовов. Ни кабриолет, ни версия SS нефтяной кризис не пережили
General Motors бросилась исправлять ошибки. Сперва было решено убрать кабриолет и двухдверный хардтоп — покупателям явно было не до прогулок под солнцем вчетвером на такой прожорливой машине. Линейку моторов V8 сократили с восьми до трёх вариантов. Затем взялись решать проблемы с качеством и оснащением: за незначительную доплату можно было приобрести спидометр с двойной разметкой, передний диван с дополнительными регулировками и ещё целую россыпь опций. К тому же, интерес к Impala старались подстегнуть ограниченными сериями, такими, как Landau и Spirit of America.
Седан и универсал — вот и всё «разнообразие» Impala конца семидесятых. Двухдверка тоже была, но жить ей оставалось очень недолго
В таком виде автомобиль дожил до шестого поколения, вышедшего в 1977 году. Impala стала меньше, легче и комфортнее. От былой роскоши не осталось ни следа: некогда люксовое купе превратилось в линейку седанов и универсалов, которая ещё и обзавелась моторами V6. О 7,4-литровом V8 пришлось забыть, но рынок оценил этот жест: в том же году Impala стала Автомобилем Года по версии издания Motor Trend. Пережив один рестайлинг, модель ушла с рынка в 1985 году, оставив после себя соплатформенный Caprice. Первая глава истории Impala закрылась.
На видео выше Ice Cube и Chevrolet Impala — настолько устоявшийся дуэт, что с ним печатают постеры и выпускают фигурки. Первые четыре поколения «Импалы» оказались горячо любимы гангста-рэперами Восточного побережья. Она упоминалась в десятках треков, на ней разъезжали в клипах Eazy-E и Ice Cube. Роскошное купе было соучастником преступлений: к примеру, из проезжающей мимо Impala был застрелен Notorious B.I.G, один из лидеров «войны побережий». И именно этот автомобиль стоял у истоков культуры лоурайдеров. А пятое и шестое поколения дали «Импале» оправдать своё имя — она стала рабочей лошадкой для такси и полиции, перейдя на сторону закона и правосудия.
Impala SS девяностых годов была настоящим волком в овечьей шкуре
В 1992 году, после семилетнего перерыва, Impala вернулась. И с каким размахом! Виновником торжества стал дизайнер General Motors, которому в голову пришла идея вернуть исторический шильдик Impala SS. Для этого он взял агрегаты полицейского Chevrolet Caprice 9C1 и внедрил туда 8,2-литровый (!) восьмицилиндровый мотор. Представили концепт на SEMA Show, после чего решение пустить его в серию оказалось делом времени. Правда, в Chevrolet поскромничали, установив в серийную Impala SS 5,7-литровый двигатель LT1 от Corvette с отдачей в 260 сил и 447 Нм. Такой «слипер» мог похвастать более жёсткой подвеской, дисковыми тормозами по кругу, самоблокирующимся дифференциалом и сдвоенным выхлопом — ну чем не достойный наследник старой доброй «Импалы» первых поколений? А для тех, кому 260 сил было недостаточно, тюнинг-ателье Callaway предложило пакет увеличения мощности до более чем 400 л.с. и разгоном до «сотни» за 5,9 секунд. Главной изюминкой были увеличенные тормоза, которые изначально разрабатывали для Ferrari F40!
Увы, лебединая песня заднеприводных Impala с большими моторами была недолгой. Уже в 1996 году платформа GM B-body отправилась на покой, захватив с собой как Caprice/Impala SS, так и Buick Roadmaster с Cadillac Fleetwood. Внедорожники в конце девяностых были популярнее седанов, а из всей линейки B-body только Caprice достигла сколь-нибудь значимых успехов.
Impala начала двухтысячных. По уровню необычности и привлекательности она расположилась где-то между офисным принтером и зубочисткой
Двухтысячный год стал революцией, хоть и очень сомнительной. «Импала» стала переднеприводной! Восьмое поколение, пришедшее на смену Chevrolet Lumina, не запомнилось фанатам практически ничем. Это был такой же обычный неприхотливый седан, как и в восьмидесятых, главной задачей которого было с комфортом перемещать пассажиров (или офицеров полиции) из точки А в точку Б. Продажи можно было назвать удовлетворительными, но не более того — несколько сотен тысяч были далеки от миллиона машин в шестидесятых, при этом добрая часть заказов шла от полиции и пожарных. Внимания не заслуживала даже Impala SS, впервые променявшая восемь цилиндров на V6 от Buick, развивавший смехотворные 240 лошадиных сил.
Impala девятого поколения в лучшие свои времена продавалась по 300 тысяч штук в год
Девятое поколение, вышедшее в 2006 году, попыталось укрепить позиции на рынке. Сохранив платформу W-body, Impala окончательно растеряла драйверские амбиции, но вместо этого стала качественней, комфортнее и безопаснее. И это был последний раз, когда Impala носила шильдик «SS». Последний «горячий» седан оснащался 5,3-литровым V8 серии LS4 мощностью в 303 лошадиные силы. Оснащение было очень недурным: кожаный салон, 18-дюймовые диски, старая добрая «механика»… А с нуля до сотни Impala SS разгонялась за 5,6 секунды. На таком же седане Райан Гослинг уходил от погони в фильме «Драйв». К тому же, Impala девятого поколения впервые за 40 лет вышла в NASCAR… К несчастью, на серийных машинах это не отразилось. В 2010 году модель лишилась двигателей V8. Навсегда.
В 2014 году вышло десятое, последнее поколение «Импалы». Оно было построено на платформе Epsilon II, за которой вереницей шла волна несчастий. Saab 9-5, Cadillac XTS, Holden Insignia — все они ушли с рынка, будучи соплатформенниками Impala. А злосчастный седан Chevrolet обрушился в продажах: с 311 тысяч в 2007 году до 44 тысяч экземпляров в 2019-м. И не совсем понятно, что с ним было не так — у него были два рядных четырёхцилиндровых мотора (182 и 195 л.с.), флагманский V6 мощностью 305 лошадиных сил, просторный салон с вентилируемыми сиденьями, аудиосистема Bose… Однако факт остаётся фактом: 27 февраля 2020 года производство Chevrolet Impala закончилось. Что иронично, General Motors убила одну легендарную модель ради возрождения другой, уничтоженной концерном ранее: на освободившихся мощностях завода в Детройте будут собирать электрический пикап GMC Hummer.
Хотя создатели Chevrolet Impala никогда не грезили мечтами о мировом господстве, вклад этой модели в культуру США просто огромен. Согласно данным сайта Internet Movie Cars Database, Impala более 2500 раз появлялась в фильмах, сериалах и музыкальных клипах! В её честь писали песни, с ней снимали фильмы, она помогала нарушать закон и этот же закон защищать. Она успела побывать на верхушке иерархии Chevrolet и совершить печальный путь к самому её низу.
Об африканских импалах известно, что они способны совершать прыжки до трёх метров в высоту и до десяти — в длину. Сегодня история одноимённой модели Chevrolet окончена, но хочется надеяться, что не навсегда. Может, она готовится к новому прыжку? Ведь с её уходом Chevrolet лишается не только известного имени, но и своего флагманского седана. Кто знает, может в светлом будущем, полном зарядок и аккумуляторов, такая роскошная «антилопа» окажется как нельзя кстати.
До свидания, Impala. И — надеемся — до встречи.
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]