История ЮАР. Часть девятая. Первая и вторая мировые войны.
03.02.2017 609 0 0 foto-history

История ЮАР. Часть девятая. Первая и вторая мировые войны.

---
0
В закладки


Ну что же, пришло время рассказать о ЮАР с начала прошлого века по наши дни. А времена эти были полны событий. Итак начнем. Много для развития и понимания в мире новой системы социального устройства новорожденного государства дал Якоб дю Тойт (Тотиус), опиравшийся на учение Пауля Крюгера. Кто он?
Теолог, поэт и пастор Реформаторской церкви Южной Африки Якоб дю Тойт. Тотиус утверждал, что Бог преднамеренно обрек бурский народ на страдания и лишения, поскольку только через испытания он мог получить свое национальное самосознание. Вместе с Тойтом свою версию кальвинизма  разрабатывал также его зять В. Постма. В своей работе "Допперы" он описал идеального африканера. "Бурский народ - богоизбранный народ, он пришел на эту землю с предназначением установить и расширить влияние Царства Божия; ему предстояло уничтожить царство тьмы и открыть правду язычникам", - писал Постма. В области политики он уделил основное внимание критике капитализма и социализма, считая, что поскольку второй вытекает из первого и обязательно ведет к нигилизму и безверию, следует отвергнуть обе системы как неприемлемые. Выдвинутая Постмой теория "христианского национализма" впоследствии легла в основу общественного развития Южной Африки в рамках апартеида.
Наиболее непримиримым лидером африканеров стал Д. Герцог провозгласивший курс на изоляционизм своей нации. У Герцога были веские причины ненавидеть англичан, ведь во время войны в концлагере погиб его 8-летний сын .
На конгрессе Национальной южноафриканской партии  создан был триумвират, в который вошли Герцог, Штейн (бывший президент Оранжевой республики) и де Вет, требуя  исключить из организации Боту и Смэтса, но  в результате голосования партию покинули они сами и подавляющее большинство их сторонников из Оранжевой провинции.
В 1913 году Герцог создал собственную Национальную партию, и провозгласил свою программу. Жизнь африканеров, по мысли Герцога, должна развиваться на основании христианского национализма, что означало господство белого населения над цветными и черными в духе "христианской опеки", и строжайшее запрещение всяких попыток расового смешения. Кроме этого, Герцог выступал за официальное признание языка африкаанс и за введение в ЮАС собственного национального флага.
Напомню что в 1913 году был принят закон "О землях туземцев", по которому ограничивалось их перемещение по стране территорией  полунезависимых бантустанов и закреплялось раздельное проживание белых и черных. Кроме того негры не имели права занимать некоторые посты, владеть землей за пределами бантустанов.
В стране вскоре произошел вновь раскол, но  отнюдь не на расовой почве. Вся проблема в том, что началась Первая мировая война.
Многие буры имели немецкие корни, а рядом лежали немецкие африканские колонии, которые Британия пожелала аннексировать.
Бота, объявил о том, что буры выступят на стороне англичан. Это привело к восстанию несогласных. Бурское население охватили широкие антивоенные настроения, всюду проходили митинги протеста. К восстанию присоединилась большая группа бывших бурских генералов, 7 тысяч буров из Оранжевой провинции и 3 тысячи из Трансвааля. Главнокомандующий вооруженными силами ЮАС генерал Кристиан Байере в знак протеста против непопулярного решения правительства подал в отставку, заявив при этом: "Говорят, что война ведется против "варварства" немцев. Мы простили, но еще не забыли все те варварства, какие были совершены в нашей собственной стране во время южно-африканской войны. Между тем, немцы не сделали нам ничего плохого".
В состав временного правительства вошли генералы Байере, де Вет, Кемп, Мариц и Безюйденхут. Мариц выпустил декларацию, в которой говорилось: "Известно, что во многих случаях враг вооружал для войны с нами туземцев, и поскольку это делалось с целью возбудить в черных народах презрение к белому человеку, мы поэтому строжайше предупреждаем, что все цветные и туземцы, которые будут захвачены нами в плен с оружием в руках, так же как и их офицеры, поплатятся за это жизнью". Надвигалась угроза очередной Англо-Бурской войны.
14 октября  в стране было объявлено  военное положение. Начались бои как между бурами, так и между бурами и английскими войсками. На первом этапе борьба шла с переменным успехом, но в решающем сражении, когда  войсками Союза командовал Бота, а повстанцами - де Вет, повстанцы были разгромлены. Де Вет пленен, сотни буров брошены за решетку.Как вы помните до начала востания был убит  знаменитый генерал Де ля Рей. Погиб при отступлении из Трансвааля генерал Байере... К январю 1915 все было кончено.
5 января 1915 года войска ЮАС под командованием Боты начали вторжение в Германскую Африку. Это было воспринято немцами как предательство, ведь Германия всегда поддерживала буров в борьбе против Англии, которая регулярно вооружала туземцев, поощряла вырезание белых фермеров и натравливала дикарей на немцев... За те 30 лет, как были основаны немецкие колонии они добились больших успехов . К 1913 году число белых поселенцев составляло  почти 15 тысяч человек, а в районе Виндхука проживало также около 3000 цветных - потомков смешанных браков, переселившихся из Капской колонии. Основным занятием немецких  колонистов и местных буров было фермерство Здесь находилось до тысячи фермерских хозяйств, которые выращивали : пшеницу, кукурузу, картофель, табак, хлопок.
И вот все их начинания уничтожали те, кого они считали своими братьями...



К 9 июля остатки партизанивших немецких колонистов и немецких войск капитулировали.
После окончания войны Лига наций вручила Южно-Африканскому Союзу мандат на управление этой территорией.
В трех других  немецких колониях сопротивление было подавлено англичанами и французами в разное время, но полностью  лишь  к 1918, после поражения Германии в Европе.
Постепенно поддержка Герцога со стороны буров все более возрастала.
5 июня 1918 года при участии Национальной партии и церкви была создана радикальная националистическая тайная организация, названая вначале "Молодая Южная Африка", а затем переименованная в "Африканер Брудербонд" (Союз братьев). Целью "Брудербонда" стало утверждение африканерского национализма во всех отраслях и любыми способами. Со временем "Брудербонд" превратился в весьма влиятельную силу в стране, содействующую продвижению своих членов на ключевые посты в стране для содействия процветания нации. Постепенно партия Боты теряла популярность пока в1919 году возвращаясь из Парижа он умер. Приемник Ян Смэтс с переменным успехом старался объединить всех белых .
Он заявлял: "Есть одна вещь, относительно которой единодушны все южноафриканцы, не считая сумасшедших: это факт существования политики, которую не следует менять никогда. Суть ее заключается в сохранении главенствующего положения белых в Южной Африке". Именно Смэтс впервые употребил слово "апартеид" в своей речи в парламенте в 1917 году. К сожалению Смэтс  не смог справиться с жадностью и ненасытностью владельцев золотодобывающих шахт. ( Здесь торчат уши наследников Родса-Ротшильдов.) Так как хозяева выбрасывали на улицу белых и нанимали негров - им платить можно меньше. А когда в 1922 белые горняки объявили забастовку, дал команду расстреливать бастующих. Итог больше десяти убитых... Африкаанерские газеты объявили его предателем и в 1924 он ушел в отставку. В течение следующих пятнадцати лет премьер-министром ЮАС был Джеймс Герцог.
Первым делом он амнистировал и освободил из заключения всех участников восстания 1914 года. В 1925 году африкаанс, наконец, был признан одним из официальных языков Южной Африки, наряду с английским и голландским. А в 1927 году исполнилась другая мечта Герцога - у ЮАС появился собственный национальный флаг. Флаг Южной Африки символически олицетворял всю историю африканерской нации. Во-первых, он восходил к событиям освободительной революции XVI века в Голландии. На флаге восставших против испанского ига дворян и нищих появились родовые цвета их вождя Вильгельма Оранского -оранжевый, белый и синий. Хотя в самой Голландии в 1630 году верхняя, оранжевая, полоса была заменена красной, флаг Ост-Индской компании и ее южноафриканского владения долго не менялся.
Во-вторых, флаг ЮАС включил в себя расположенные в центре полотнища небольшие изображения флагов Оранжевою свободного государства, республики Трансвааль и Великобритании. Флаг Оранжевой республики, учрежденный в 1856 году, представлял собой белое полотнище с тремя горизонтальными оранжевыми полосами в честь Вильгельма Оранского и с флагом Нидерландов 1630 года в верхнем углу у древка. Флаг Трансвааля "фирклёр" по статуту 1857 года был сходен с нидерландским 1630 года, за исключением широкой вертикальной зеленой полосы вдоль древка, символизирующей "молодую Голландию"...



Вскоре для борьбы с безработицей был установлен "цветной барьер" на рудниках - некоторые категории квалифицированного и полуквалифицированного труда отныне резервировались только для белых. "Закон о примирении в промышленности" и вовсе исключил африканцев из категории рабочих и служащих. В 1927 году был принят закон, запрещавший "безнравственные отношения" между европейцами и африканцами.  В 1929 году вышел закон о туземных городских округах. Африканцы теряли право беспрепятственного передвижения и нахождения в "белой черте" городов. Правительство получило еще больше полномочий контролировать приток африканцев в города. В этих целях использовалась сохранившаяся еще с колониальных времен система пропусков. Работающим в городе африканцам предписывалось жить в специальных поселениях за чертой города.
В том же году Национальная партия под лозунгом "Защитим нашу страну от черной опасности!" вновь выиграла выборы.
Тотиус заявлял, что расовая сегрегация служит отражением не только бурской традиции, но и Божественной воли. В качестве доказательства он приводил следующие цитаты из Библии: "Сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле…" {Бытие, 11:7,8); "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов израилевых" (Второзаконие, 32:8). Книга "Деяний святых Апостолов", по мнению Тотиуса, не оставляла никаких сомнений относительно намерений Господних: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (17:26).
В 1931 году Южно-Африканский Союз стал равноправным членом Британского содружества наций. В связи с этим расширился круг государств, поддерживавших с ЮАС дипломатические и иные двусторонние отношения.
Это снизило напряженность между бурами и англичанами. Благодаря политике Герцога наладились взаимоотношения между белыми в стране.
В декабре 1932 все-таки пришлось отказаться от золотого стандарта, вслед за Великобританией совершившей этот акт в 1931 году. Последовавший за этим быстрый рост добычи золота позволил перестроить Йоханнесбург и существенно повысить жизненный уровень белого населения. Африканеры сохранили свою культурную самобытность, членство Южно-Африканского Союза в Британском Содружестве наций ни в коей степени не ограничивало его суверенитет, уровень жизни всего белого населения был поднят, а подавляющее число мест в парламенте и правительстве занимали члены Национальной партии. Но фактическую независимость страна обрела только в 1948 году, а формальную - в 1961. Дело в том, что окончательного примирения нации Герцогу достичь так и не удалось. О полной независимости от Британии речь также идти пока не могла, что и показали последующие события.
Интересно что "Брудербонд", будучи с 1921 года секретной организацией, строился по принципу "домино", и многие его рядовые члены не имели понятия, кто является национальным или даже районным лидером. Этот принцип был, по сути, скопирован руководством союза у масонов (орденскими ритуалами была обставлена и процедура принятия в организацию). На данном этапе эта организация приобрела огромное влияние на политику страны.
Интересно что в  тридцатые годы симпатии к германскому национал-социализму были чрезвычайно распространены в обществе. Премьер Герцог оказывал решительную поддержку Гитлеру в проведении кампании за возвращение Германии отнятых колоний, и считал национал-социализм идеологией,  соответствующей моральным и религиозным воззрениям африканеров. Министр юстиции и обороны Освальд Пироу несколько раз посещал Европу, где засвидетельствовал почтение Гитлеру, Герингу, Муссолини и Франко.
Что не мешало прибывать в ЮАР евреям, которые в эти годы составляли от  трети до половины  от количества прибывающих новых колонистов, и даже более! В 1936 - 3648 новоприбывших из них 2549 евреев. Редактор йоханнесбургской "Ди Трансваалер" д-р Хендрик Фервурд будущий премьер-министр ЮАР заявлял о необходимости сохранения пропорций участия в экономической жизни и предлагал систему квот для евреев, так как  "65 % юридических контор Йоханнесбурга принадлежат евреям, из адвокатов 45 % - евреи!
Националисты требовали полного запрещения еврейской иммиграции, закрытие для евреев и "не ассимилирующихся" рас доступа к ряду профессий, запрета менять имена и фамилии, включения в избирательные списки только граждан ЮАС, исключая из них еще не натурализовавшихся евреев.
Я. дю Тойт. Писал, что "африканерский кальвинист может искать и найти силу только в союзе с другими христианами -представителями народа, поскольку нашему существованию как народу различными путями угрожают империалисты, евреи, цветные, туземцы, индийцы, африканерские ренегаты и т.д. Всего лишь небольшая часть нашего народа по своей воле и осознанно принадлежит к кальвинистам, в то время как большая часть народа через его организации или вне их только интуитивно и непоследовательно является кальвинистами".
Желанию Смэтса и Герцога объединить англичан и африканеров в единую национальную общность противостояли не только группировки, представлявшие ультраправый лагерь, но и организации, ориентированные на Советский Союз и отрицавшие любой национализм в пользу "классовой борьбы". Они обрели союзников в лице масс черного и цветного населения. К ним тактически примыкали и чисто черные группы, стоявшие на позициях африканского расизма. В 1929 году Коминтерн решительно потребовал от КПЮА развернуть "борьбу за независимую туземную республику". Большинство руководителей южноафриканских коммунистов изо всех сил пытались бороться против этого лозунга, утверждая, что негры не способны на создание подобного государства.
Любопытно, что перед самым началом Второй мировой войны Коминтерн резко изменил свою политику. Лозунг о "независимой туземной республике" был признан, наконец, ошибочным
Показательно, что многие негры, прошедшие в СССР через так называемую  "большевистскую промывку мозгов", вовсе не превратились в убежденных коммунистов. Про одного из таких учеников в характеристике, данной преподавателями Коммунистического Университета, было сказано: "Пользуется большим влиянием в секции… Выступает открыто антисоветски. Часто высказывает националистические идеи вредного сорта и в ошибках упорствует. Например, долго отстаивал, что Африку надо видеть "как целое", так же как и отдельные колонии, не выделяя туземных народов отдельно. Ненавидит всех белых, включая нас. Заявил, что коммунисты относятся к неграм не лучше, чем белые вообще, что с коммунистами надо бороться". Примерно аналогичный отзыв был составлен и о будущем лидере КПЮА Джоне Марксе.
Таким образом, СССР,  косвенно способствовал формированию монстра черного расизма. Хотя это было возможно вариантом  с точки зрения влияния на самое развитое африканское капиталистическое государство. Коммунисты активно "будили самосознание негров", но увы отсталые дикари воспринимали  революционные идеи совсем иначе чем белые. Они быстро превращались в черных шовинистов, обученных к тому же шпионским приемам конспирации и террористической деятельности. Кстати, некоторые белые южноафриканские коммунисты не раз предостерегали своих хозяев в Москве об опасности пробуждения черного расизма. Один из них писал: "Негритянский расовый вопрос имеет сомнительную революционную ценность и может вызвать определенный контрреволюционный эффект, подобно сионизму. "Назад в Африку", - это расистский лозунг, контратака на нашу пропаганду среди рабочих-банту . Расовая солидарность используется для контрреволюционных целей".
На европейское население ЮАС коммунисты, как уже было сказано, не оказывали никакого влияния. Жизненный уровень белых рабочих в ЮАС стал уже к середине 1920-х годов гораздо выше, чем где бы то ни было в мире. В одном из докладов КПЮА еще в 1921 году констатировалось: "Нигде больше нет такой остроты проблемы взаимоотношений двух потоков рабочего класса с большой разницей жизненных уровней, что приводит к появлению расовых предрассудков и вражды, накладывающейся на классовую борьбу и мешающих ее развитию". К середине 1930-х годов КПЮА превратилась в маленькую маргинальную группу, состоявшую приблизительно из 150 человек, половина из которых были неграми. Африканерских и английских рабочих в партии практически не было. Европейская часть членов партии состояла в основном из евреев...



К сентябрю 1939 года общее количество белых граждан ЮАС составляло около 2 миллионов 400 тысяч человек. При этом в ряды вооруженных сил могло быть призвано приблизительно 320 тысяч мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Возможность мобилизации черных жителей страны поначалу вообще не рассматривалась.  Позже достаточно большое число цветных и индусов из Капской провинции было призвано в автомобильные и инженерные части, которые они вошли в состав Капского Корпуса.
В конце концов, был сформирован и Туземный Корпус, укомплектованный чернокожими, для выполнения инженерных задач и проведения строительных работ. Хотя неграм и доверили оружие - главным образом для самозащиты и несения караульной службы - им никогда не позволяли участвовать в непосредственных боевых действиях против европейцев.



ЮАС  объявил войну Германии и Италии совместо с Великобританией и другими странами.



И его солдаты участвовали в боях против итальянцев , где несли на себе основную тяжесть войны и обеспечили разгром итальянцев. Позже сражались с войсками  Роммеля с переменным успехом, но неизменно  проявляя стойкость и мужество.



Наиболее  сокрушительное поражение потерпели в Тобруке, благодаря британскому командованию...
Утром 22 июня капитуляция вступила в силу.
В плен попали 19000 англичан, 10000 белых южноафриканцев, 3400 черных и цветных южноафриканцев и 2500 индийцев. Южноафриканские офицеры потребовали, чтобы белые пленные содержались отдельно от чернокожих, однако Роммель отказался выполнить это условие, заявив о том, что негры - тоже солдаты ЮАС. "Если они достаточно хороши, чтобы носить форму и сражаться рядом с белыми, они и в плену будут пользоваться равными правами", - заявил "Лис Пустыни". Он, наверное, просто не знал, что черным было запрещено воевать с европейцами, и оружие они не носили...



Общие потери ЮАС в войне были не очень значительны: около 9 тысяч человек, а всего в войне участвовало 334 тысячи южноафриканцев.

P.S. Расказывает историк А.Давидсон: Теперь, понимаете, ещё один человек, который тоже приехал на наше это торжество, Вольфюттер… И он меня навёл на такую вещь: в Кейп-Тауне есть крепость, которая была построена ещё до Петропавловской крепости в Петербурге, и там архив. И там, в архиве, такое зеркальце, а на обороте зеркальца написано: «От советских лётчиков лучшему другу Вольфюттеру за оказанную помощь». В чём было дело. Он оказался вместе с группой наших лётчиков в немецком лагере для военнопленных. Он почему-то был в немного привилегированном положении, у него был прекрасный немецкий. Он – бур. Ну как, африканер, да. Вот, и поэтому ему позволяли по лагерю ходить. И вот, значит, он, узнав о советских лётчиках, которые находились, ну, по-нашему говоря, в карцере, то есть, в полуголодном состоянии – он к ним пришёл. И не только он к ним пришёл, он мобилизовал… остальные были в лучшем положении, чем советские, и поэтому военнопленные собирали пищу для того, чтобы дать этим советским военнопленным. А вот это на зеркальце было написано, подпись была такая: «Герой Советского Союза Козуля»...

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]