А был ли он, казак Воробей?
---
День назад я начал выкладывать тут лекцию Павла Анатольевича Исакова о некоторых особенностях догорнозаводской истории нашей Новоуральской округи. О том, как и откуда возникли названия деревень, посёлков, речек, гор, среди которых мы живём. Читайте об этом здесь. Сегодня я продолжу выкладывать этот же материал. Не стал уж я писать длинный-предлинный пост обо всём об этом, лучше сделаю несколко коротеньких.
Итак. Обратимся к ещё одной легендарной деревне наших краёв. Она называется Воробьи. На карте Ремезова никаких Воробьёв нет, поэтому предположу, что эта деревня была основана уже в "демидовское" время. Когда именно - этого я не знаю, может быть знает сам Павел Анатольевич. "Демидовское" время у нас кстати началось в 1702-м году, когда был основан Невьянск.
Самой деревни Воробьи уже давно нет на свете. В конце семидесятых её признали неперспективной и ликвидировали, срыв бульдозерами. Зачем нужна была такая "бульдозерная казнь" для небольшой деревушки - это науке не очень хорошо известно. Но смею предположить, что власть просто побоялась оставлять дома, в которых могли поселиться "неучтённые люди" прямо под боком у атомного города Свердловска-44. От Воробьёв осталось лишь кладбище.
Согласно официальной легенде основал эту деревню некий казак Воробей. Да. Был у нас тут свой легендарный Воробей, почти Джек. Вот он на фоне одноимённой дервни. Ну, чем не казак?
В горнозаводскую эпоху такие деревни вроде Воробьёв выполняли очень важную функцию. Это были "станции" на Железном пути. Про Железный путь я писал уже неоднократно, скажу и ещё пару слов. Как известно с горных заводов выплавленное железо везли к пристаням на реке Чусовой. Везли на лошадях. Заводов в наших краях было то ли четыре, то ли больше. Невьянск, Верх-Нейвинск, Верхний Тагил и Рудянка. Плюс к этому Быньги и Шурала. Их тоже можно считать заводами, хотя просуществовало там производство совсем недолго. Плюс ещё один завод в Верх-Нейвинске, на Малом пруду.
И был ряд деревень на берегу Чусовой, где были пристани и строились барки для сплава этого железа. Мартьяново, Каменка, Чусовское, Трёка. Вот между заводами и пристанями и шёл Железный путь. Он переваливал через Уральский хребет, шёл по горам, камням, болотам, речкам. Нелёгкая дорога для людей и лошадей. В этих деревнях-станциях кормили и меняли лошадей, отдыхали люди. Здесь же жили и ямщики, перевозившие дорогой товар. Может быть, тут же были и поля всякого сена и овса для тех лошадей. Воробьи как раз и были на пути между Верхним Тагилом и Трёкой.
Деревня Трёка на Чусовой.
Вернёмся к нашему казаку Воробью. По легенде именно он первым осел на этом месте и основал деревню. По его имени речка, на которой стояли Воробьи называется Воробьёвский Шишим или Казачий Шишим. Вроде всё как надо. Казак и казак, Воробей и Воробей. Но Павел Анатольевич считает иначе.
-Мог ли казак быть один?- спрашивает он.
Если человека называют казаком, то это автоматически означает принадлежность его к какому-нибудь воинскому отряду. Или к отряду, который служил своему государю, или к разбойничьей шайке. Но один казак, казак сам по себе - это, как говорится, дело небывалое. А если человек сбежал из своего отряда, то он уже и не казак, а какой-то дезертир. Неужели назвали бы речку именем дезертира? К тому же, люди обычно бежали "в казаки", а не наоборот.
Так что, как считает Павел Анатольевич, тот самый легендарный Воробей казаком не был. Просто был мужичок такой с птичьим прозвищем, который и основал деревню. А почему ж тогда Шишим Казачий? Нашёлся ответ и на этот вопрос.
В Чусовской слободе в те легендарные времена была таможня. Я тут как-то писал о Верхотурской таможне. Функция у этих таможен была одна - содрать с людей денег побольше в пользу государства, бедного как церковная мышь. Вот и в Чусовской слободе была такая таможня и стоял небольшой гарнизон казаков. Не столько для охраны здешних мест, сколько для сбора налогов со всех проезжающих. Если кто ехал из-за Урала, он должен был ехать по дороге, соединяющей два "военных поселения" - Аятскую слободу и слободу Чусовскую. В Чусовской же нужно было пересаживаться на лодки и плыть дальше по реке. Тут-то со всех купцов и брали налоги.
Аятская слобода. Гравюра.
А можно было свернуть с единственно верного пути, пройти по Шишиму и спуститься на Чусовую ниже таможни. И налог не заплатить. Тут и путь был короче. Схема, хоть и неяркая, но по ней видно, где это могло происходить. Пунктиром показана та единственная дорога между слободами. А там, где стоит кружочек с надписью "Воробьи", хитрый купец мог свернуть с лороги и ломануться через лес прямо к Чусовой, не заплатив налог в пользу родимого государства.
Вот на этом-то "хитром" месте и была у казаков устроена засада. Чтобы всех "любителей сэкономить" заворачивать обратно, на верный путь. Поэтому-то Шишим именно Казачий.
Кстати Казачий Шишим - одна из нескольких речек, носящих одно имя. Есть Большой Шишим, Малый Шишим, Чёрный Шишим. Павел Анатольевич предполагает, что название Шишим произошло отслова "шиш". Потому как все эти речки стекают с Шаромских гор, низеньких и округлых. Стоят эти горы в лесу словно шиши.
Река Большой Шишим. Взято с "Яндекс-фоток".
Итак. Обратимся к ещё одной легендарной деревне наших краёв. Она называется Воробьи. На карте Ремезова никаких Воробьёв нет, поэтому предположу, что эта деревня была основана уже в "демидовское" время. Когда именно - этого я не знаю, может быть знает сам Павел Анатольевич. "Демидовское" время у нас кстати началось в 1702-м году, когда был основан Невьянск.
Самой деревни Воробьи уже давно нет на свете. В конце семидесятых её признали неперспективной и ликвидировали, срыв бульдозерами. Зачем нужна была такая "бульдозерная казнь" для небольшой деревушки - это науке не очень хорошо известно. Но смею предположить, что власть просто побоялась оставлять дома, в которых могли поселиться "неучтённые люди" прямо под боком у атомного города Свердловска-44. От Воробьёв осталось лишь кладбище.
Согласно официальной легенде основал эту деревню некий казак Воробей. Да. Был у нас тут свой легендарный Воробей, почти Джек. Вот он на фоне одноимённой дервни. Ну, чем не казак?
В горнозаводскую эпоху такие деревни вроде Воробьёв выполняли очень важную функцию. Это были "станции" на Железном пути. Про Железный путь я писал уже неоднократно, скажу и ещё пару слов. Как известно с горных заводов выплавленное железо везли к пристаням на реке Чусовой. Везли на лошадях. Заводов в наших краях было то ли четыре, то ли больше. Невьянск, Верх-Нейвинск, Верхний Тагил и Рудянка. Плюс к этому Быньги и Шурала. Их тоже можно считать заводами, хотя просуществовало там производство совсем недолго. Плюс ещё один завод в Верх-Нейвинске, на Малом пруду.
И был ряд деревень на берегу Чусовой, где были пристани и строились барки для сплава этого железа. Мартьяново, Каменка, Чусовское, Трёка. Вот между заводами и пристанями и шёл Железный путь. Он переваливал через Уральский хребет, шёл по горам, камням, болотам, речкам. Нелёгкая дорога для людей и лошадей. В этих деревнях-станциях кормили и меняли лошадей, отдыхали люди. Здесь же жили и ямщики, перевозившие дорогой товар. Может быть, тут же были и поля всякого сена и овса для тех лошадей. Воробьи как раз и были на пути между Верхним Тагилом и Трёкой.
Деревня Трёка на Чусовой.
Вернёмся к нашему казаку Воробью. По легенде именно он первым осел на этом месте и основал деревню. По его имени речка, на которой стояли Воробьи называется Воробьёвский Шишим или Казачий Шишим. Вроде всё как надо. Казак и казак, Воробей и Воробей. Но Павел Анатольевич считает иначе.
-Мог ли казак быть один?- спрашивает он.
Если человека называют казаком, то это автоматически означает принадлежность его к какому-нибудь воинскому отряду. Или к отряду, который служил своему государю, или к разбойничьей шайке. Но один казак, казак сам по себе - это, как говорится, дело небывалое. А если человек сбежал из своего отряда, то он уже и не казак, а какой-то дезертир. Неужели назвали бы речку именем дезертира? К тому же, люди обычно бежали "в казаки", а не наоборот.
Так что, как считает Павел Анатольевич, тот самый легендарный Воробей казаком не был. Просто был мужичок такой с птичьим прозвищем, который и основал деревню. А почему ж тогда Шишим Казачий? Нашёлся ответ и на этот вопрос.
В Чусовской слободе в те легендарные времена была таможня. Я тут как-то писал о Верхотурской таможне. Функция у этих таможен была одна - содрать с людей денег побольше в пользу государства, бедного как церковная мышь. Вот и в Чусовской слободе была такая таможня и стоял небольшой гарнизон казаков. Не столько для охраны здешних мест, сколько для сбора налогов со всех проезжающих. Если кто ехал из-за Урала, он должен был ехать по дороге, соединяющей два "военных поселения" - Аятскую слободу и слободу Чусовскую. В Чусовской же нужно было пересаживаться на лодки и плыть дальше по реке. Тут-то со всех купцов и брали налоги.
Аятская слобода. Гравюра.
А можно было свернуть с единственно верного пути, пройти по Шишиму и спуститься на Чусовую ниже таможни. И налог не заплатить. Тут и путь был короче. Схема, хоть и неяркая, но по ней видно, где это могло происходить. Пунктиром показана та единственная дорога между слободами. А там, где стоит кружочек с надписью "Воробьи", хитрый купец мог свернуть с лороги и ломануться через лес прямо к Чусовой, не заплатив налог в пользу родимого государства.
Вот на этом-то "хитром" месте и была у казаков устроена засада. Чтобы всех "любителей сэкономить" заворачивать обратно, на верный путь. Поэтому-то Шишим именно Казачий.
Кстати Казачий Шишим - одна из нескольких речек, носящих одно имя. Есть Большой Шишим, Малый Шишим, Чёрный Шишим. Павел Анатольевич предполагает, что название Шишим произошло отслова "шиш". Потому как все эти речки стекают с Шаромских гор, низеньких и округлых. Стоят эти горы в лесу словно шиши.
Река Большой Шишим. Взято с "Яндекс-фоток".
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]