Жизнь под перевернутой корзиной. Племя Дорзе в Эфиопии
---
- Сколько вам нужно времени, чтобы построить дом?
- Можно успеть и за месяц. Нужно только сплести из бамбука большую корзину, перевернуть ее и ... дом готов!
И живут они под этой корзиной не только все большим семейством, а еще и с козами, овцами, коровами и всей живностью, которая есть в семье. Все вместе под одной большой корзиной...
Поездка на юг Эфиопии в племена была самой интересной и долгожданной частью нашего путешествия по крайней мере, для меня. Четыре дня мы провели в четырех разных племенах, первым из которых было племя дорзе живущие в горах над озером Чамо в необычных жилищах, являющихся, по сути, перевернутыми огромными корзинами.
Но в Эфиопии дорзе больше известны не формой хижин, а продукцией ткачей. В горной местности бывает прохладно, голым тут не походишь, вот и появилось ткацкое производство. Кроме того они выращивают скот, изготавливают продукт наподобие сыра из стеблей ложного банана, пекут из него лепешки и гонят крепчайший самогон из мякоти, опять же, ложного банана...
2. Большие, достигающие 12 метров в высоту, хижины дорзе стали визитной карточкой этих мест. Своей формой они напоминают голову слона – утолщение у входа – обрезанный хобот, выступы по бокам – уши. Говорят, этих местах действительно когда-то жили слоны, но в конце прошлого века ушли на юг.
Хижины сделаны из стеблей бамбука и покрыты пальмовыми листьями. По сути, это огромная плетеная корзина, поставленная вверх дном на землю. Несмотря, на кажущуюся простоту строительных материалов, эти хижины способны простоять до 100 лет!!!
Кстати, при необходимости несколько человек могут ее поднять и перенести. Если племени необходимо перейти на другое место, вся деревня довольно легко уносится с собой. Делается это следующим образом: несколько человек при помощи длинных шестов поддевают дом за крышу снаружи, еще несколько — подпирают такими же шестами изнутри, затем дом отрывается от земли и уносится. Для переноса одного дому нужно около 20 человек.
3. Интересно, что с годами хижина становится все ниже и ниже. Дело в том, что постепенно нижнюю часть жилища съедают термиты. Тогда хижину поднимают, очищают пораженные участки и устанавливают ее на другое место. И так, несколько раз. Естественно, высота крыши и входной двери все время уменьшаются. В итоге хижина становится совсем низкой и ее начинают использовать как сарай.
Или как жилище для молодоженов. На фото слева как раз такая хижина, куда совсем недавно переехали молодожены. Пока они не построят свой большой дома, жить придется здесь, с родителями.
4. Главная хижина довольно большая и просторная, ведь в ней живет не только семейство, а и весь домашний скот
5. В хижине несколько комнат, разделенных бамбуковыми перегородками. Пол земляной, на нем стоят стулья из бамбука и коровьих шкур.
6. Электричества у дорзе практически нет, оно подведено лишь к домам самых зажиточных жителей.
Свет поступает лишь через входную дверь и отверстие-дымоход на крыше дома
7. За перегородкой располагается кухня. Как и повсюду в эфиопских деревнях, еду готовят на очаге, на открытом огне
8. Часть хижины занимает хлев. По местным меркам здесь, в горах, бывает прохладно и дополнительное отопление в виде скота в доме лишним не будет.
9. Интересно, что днем коровы с козами почему-то не на пастбище, а дома в хлеву... Странно
10. Быт дорзе довольно незамысловат. Мужчины, в основном, трудятся на ткаческом производстве, дети пасут скот, а женщины занимаются хозяйством. В местности, где живут дорзе, растут огромные заросли абиссинского банана, который местные называют "ложным бананом". Дело в том, что этот вид банана не дает плодов. Но это здесь никого не огорчает. Дорзе научились использовать все дерево без остатка и для строительства, и в быту, и даже для употребления в пищу: из больших листьев получаются отличные тарелки и обертка для теста, из основания листьев делается мука, брага и масса для ферментирования (и последующего выпекания). Также из банановых деревьев плетут заборы, хижины и делают веревки.
11. В пищу употребляются твердые, насыщенные влажной мякотью основания огромных листьев. Женщины разделяют листья на две части и скребком соскабливают сочную мякоть
12. Скребок, по сути, бамбуковая палка с вырезом
13. Собранная мякоть прессуется, заворачивается в листья ложного банана и на полгода убирается в яму. Яма изолируется таким образом, чтобы не допустить попадание внутрь кислорода. Там мякоть ферментируется, превращаясь в массу, чем-то напоминающую мягкий сыр. Аромат получившегося продукта крайне специфичен и чем-то напоминает аромат сыра с плесенью. Но это ещё не готовый продукт.
14. Ферментированную мякоть не употребляют в пищу напрямую. Из нее пекут лепешки, которые местные в шутку называют банановой пиццей.
15. Вместо сковороды используют все те же листья банана. Лепешку выкладывают на лист и отправяют на огонь.
16. 5 минут с каждой стороны и лепешка готова.
17. Едят ее с медом и острой приправой. Мед с приправой принято смешивать. Очень необычно на вкус, но довольно интересно.
18. Ну а запивается все это дело самогонкой, которую гонят все из той же мякоти ложного банана
19. Как я уже сказал, основное занятие мужчин дорзе - ткачество.
Ткань ткут только мужчины. На больших, довольно примитивных, но все же вполне эффективных самодельных станках.
20. Станки очень примитивны
21. Кстати, хлопковую нить ткут женщины, это еще одно их занятие. А уже затем мужчины из нее делают здесь ткани
22. Многие проводят за этими станками большую часть свой жизни. Этот самый пожилой ткач в деревне Ченчя, ему, со слов нашего гида, 92 (!!!) года
23. На этом фото хорошо видно всю примитивность местного ткацкого станка
24. В итоге получаются очень популярные у эфиопов белые хлопковые тоги – шаммы и знаменитые красно-черно-желтые хлопковые шарфы, которые здесь женщины часто используют вместо платка.
25. Кстати, при желании, в деревне Ченчя можно даже остановиться на ночлег к гостевых домиках-корзинах.
Условия, конечно, довольно спартанские: кровать, кувшин с водой и тазик. Стоит это удовольствие 250 бырр за ночь (около 750 рублей)
26. Вот так и живут здесь эти люди: плетут дома из бамбука, скоблят листья ложного банана, добывая из них и хлеб, и самогон, ткут ткани и рожают детей....
27. Ну а мы, побывав в гостях и выпив забористой самогонки, отправились на огромный местный рынок, где нас, как вы помните, занесло в офигенный трешовый местный кабак. Но об этом уже была история...
Партнер путешествия - сервис поиска авиабилетов Aviasales. Билеты покупать нужно только через них!
Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:
Коттеджы по-эфиопски
Рынок для нищих в Хараре
Все о путешествии в Иран
Самое вкусное блюдо эфиопской кухни
Самый древний город Ирана. Йезд
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна
- Можно успеть и за месяц. Нужно только сплести из бамбука большую корзину, перевернуть ее и ... дом готов!
И живут они под этой корзиной не только все большим семейством, а еще и с козами, овцами, коровами и всей живностью, которая есть в семье. Все вместе под одной большой корзиной...
Поездка на юг Эфиопии в племена была самой интересной и долгожданной частью нашего путешествия по крайней мере, для меня. Четыре дня мы провели в четырех разных племенах, первым из которых было племя дорзе живущие в горах над озером Чамо в необычных жилищах, являющихся, по сути, перевернутыми огромными корзинами.
Но в Эфиопии дорзе больше известны не формой хижин, а продукцией ткачей. В горной местности бывает прохладно, голым тут не походишь, вот и появилось ткацкое производство. Кроме того они выращивают скот, изготавливают продукт наподобие сыра из стеблей ложного банана, пекут из него лепешки и гонят крепчайший самогон из мякоти, опять же, ложного банана...
2. Большие, достигающие 12 метров в высоту, хижины дорзе стали визитной карточкой этих мест. Своей формой они напоминают голову слона – утолщение у входа – обрезанный хобот, выступы по бокам – уши. Говорят, этих местах действительно когда-то жили слоны, но в конце прошлого века ушли на юг.
Хижины сделаны из стеблей бамбука и покрыты пальмовыми листьями. По сути, это огромная плетеная корзина, поставленная вверх дном на землю. Несмотря, на кажущуюся простоту строительных материалов, эти хижины способны простоять до 100 лет!!!
Кстати, при необходимости несколько человек могут ее поднять и перенести. Если племени необходимо перейти на другое место, вся деревня довольно легко уносится с собой. Делается это следующим образом: несколько человек при помощи длинных шестов поддевают дом за крышу снаружи, еще несколько — подпирают такими же шестами изнутри, затем дом отрывается от земли и уносится. Для переноса одного дому нужно около 20 человек.
3. Интересно, что с годами хижина становится все ниже и ниже. Дело в том, что постепенно нижнюю часть жилища съедают термиты. Тогда хижину поднимают, очищают пораженные участки и устанавливают ее на другое место. И так, несколько раз. Естественно, высота крыши и входной двери все время уменьшаются. В итоге хижина становится совсем низкой и ее начинают использовать как сарай.
Или как жилище для молодоженов. На фото слева как раз такая хижина, куда совсем недавно переехали молодожены. Пока они не построят свой большой дома, жить придется здесь, с родителями.
4. Главная хижина довольно большая и просторная, ведь в ней живет не только семейство, а и весь домашний скот
5. В хижине несколько комнат, разделенных бамбуковыми перегородками. Пол земляной, на нем стоят стулья из бамбука и коровьих шкур.
6. Электричества у дорзе практически нет, оно подведено лишь к домам самых зажиточных жителей.
Свет поступает лишь через входную дверь и отверстие-дымоход на крыше дома
7. За перегородкой располагается кухня. Как и повсюду в эфиопских деревнях, еду готовят на очаге, на открытом огне
8. Часть хижины занимает хлев. По местным меркам здесь, в горах, бывает прохладно и дополнительное отопление в виде скота в доме лишним не будет.
9. Интересно, что днем коровы с козами почему-то не на пастбище, а дома в хлеву... Странно
10. Быт дорзе довольно незамысловат. Мужчины, в основном, трудятся на ткаческом производстве, дети пасут скот, а женщины занимаются хозяйством. В местности, где живут дорзе, растут огромные заросли абиссинского банана, который местные называют "ложным бананом". Дело в том, что этот вид банана не дает плодов. Но это здесь никого не огорчает. Дорзе научились использовать все дерево без остатка и для строительства, и в быту, и даже для употребления в пищу: из больших листьев получаются отличные тарелки и обертка для теста, из основания листьев делается мука, брага и масса для ферментирования (и последующего выпекания). Также из банановых деревьев плетут заборы, хижины и делают веревки.
11. В пищу употребляются твердые, насыщенные влажной мякотью основания огромных листьев. Женщины разделяют листья на две части и скребком соскабливают сочную мякоть
12. Скребок, по сути, бамбуковая палка с вырезом
13. Собранная мякоть прессуется, заворачивается в листья ложного банана и на полгода убирается в яму. Яма изолируется таким образом, чтобы не допустить попадание внутрь кислорода. Там мякоть ферментируется, превращаясь в массу, чем-то напоминающую мягкий сыр. Аромат получившегося продукта крайне специфичен и чем-то напоминает аромат сыра с плесенью. Но это ещё не готовый продукт.
14. Ферментированную мякоть не употребляют в пищу напрямую. Из нее пекут лепешки, которые местные в шутку называют банановой пиццей.
15. Вместо сковороды используют все те же листья банана. Лепешку выкладывают на лист и отправяют на огонь.
16. 5 минут с каждой стороны и лепешка готова.
17. Едят ее с медом и острой приправой. Мед с приправой принято смешивать. Очень необычно на вкус, но довольно интересно.
18. Ну а запивается все это дело самогонкой, которую гонят все из той же мякоти ложного банана
19. Как я уже сказал, основное занятие мужчин дорзе - ткачество.
Ткань ткут только мужчины. На больших, довольно примитивных, но все же вполне эффективных самодельных станках.
20. Станки очень примитивны
21. Кстати, хлопковую нить ткут женщины, это еще одно их занятие. А уже затем мужчины из нее делают здесь ткани
22. Многие проводят за этими станками большую часть свой жизни. Этот самый пожилой ткач в деревне Ченчя, ему, со слов нашего гида, 92 (!!!) года
23. На этом фото хорошо видно всю примитивность местного ткацкого станка
24. В итоге получаются очень популярные у эфиопов белые хлопковые тоги – шаммы и знаменитые красно-черно-желтые хлопковые шарфы, которые здесь женщины часто используют вместо платка.
25. Кстати, при желании, в деревне Ченчя можно даже остановиться на ночлег к гостевых домиках-корзинах.
Условия, конечно, довольно спартанские: кровать, кувшин с водой и тазик. Стоит это удовольствие 250 бырр за ночь (около 750 рублей)
26. Вот так и живут здесь эти люди: плетут дома из бамбука, скоблят листья ложного банана, добывая из них и хлеб, и самогон, ткут ткани и рожают детей....
27. Ну а мы, побывав в гостях и выпив забористой самогонки, отправились на огромный местный рынок, где нас, как вы помните, занесло в офигенный трешовый местный кабак. Но об этом уже была история...
Партнер путешествия - сервис поиска авиабилетов Aviasales. Билеты покупать нужно только через них!
Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:
Коттеджы по-эфиопски
Рынок для нищих в Хараре
Все о путешествии в Иран
Самое вкусное блюдо эфиопской кухни
Самый древний город Ирана. Йезд
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]