Русь до крещения. Дикие варвары или развитая цивилизация?
---
Наши предки мылись в банях и торговали со всем культурным миром
Распространены два непримиримых между собой взгляда на древнюю Русь до принятия ею христианства. По одному из них, славяне до крещения – «варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери», как сформулировал этот взгляд один известный современный деятель.
По другому же мнению, у древних славян была высокоразвитая цивилизация. Она была насильственно стёрта в результате крещения Руси. У языческой Руси, доказывают нам апологеты этого взгляда, была, например, своя разнообразная литература, которую потом последовательно отыскивали и целенаправленно уничтожали христианские священники.
«Влесова книга» – подделка или уникальная языческая рукопись?
В 1950-е годы в кругах русской эмиграции произошла сенсация. Было объявлено о находке уникальной дохристианской русской рукописи. По двум словам в начале одной из её страниц, она была названа «Влесовой книгой» или «Влес-книгой». Началась публикация отрывков из неё.
«Влес-книга» повествовала о неизвестных событиях древнейшей истории Руси. Она вводила русских в семью древних исторических народов наравне с ассирийцами, греками, римлянами. «Влес-книга» показывала развитую систему религиозных представлений наших предков, ничуть не уступавшую в красоте и сложности верованиям цивилизованных античных народов.
Статусные историки встретили публикацию в штыки. Они начали яростно доказывать, что «Влес-книга» – подделка. Публикаторы говорили, что «Влес-книга» нацарапана на деревянных дощечках, но сумели предоставить фотографию только одной страницы. Эксперты объявили её ненастоящей. Лингвисты подвергли анализу язык «Влес-книги» и обосновали, что такого славянского языка в реальности быть не могло.
Сторонники подлинности «Влес-книги» до наших дней сопоставляют эту находку со «Словом о полку Игореве». Ведь рукопись «Слова» тоже утрачена, однако мало кто сомневается в подлинности этого источника. Объявлять «Влес-книгу» поддельной на основании теоретических представлений о том, каким должен был быть славянский язык в древности, выглядит более чем странным. Кроме того, отпало главное возражение противников: мол, деревянных книг у славян не было. В 2000 году при раскопках в Новгороде было обнаружено несколько листов Псалтири конца 10 века (то есть вскоре после крещения), вырезанной на деревянных досках!
Новгородская Псалтырь
Русь—Гардарика
Но даже если в реальности «Влесовой книги» не было, это всё равно не даёт оснований утверждать, что восточные славяне пребывали в полной дикости, пока им окончательно не просиял свет Христовой веры! Здесь надо учитывать разницу между уровнем жизни бедных сельских масс и элитой общества. Если взять западноевропейского крестьянина того же и даже много более позднего времени, то он окажется неграмотен, оборван, не знаком с элементарными приёмами личной гигиены. В отличие от него, кстати, древние славяне, даже самые простые, всегда практиковали мытьё в банях.
Что касается племенных вождей и старейшин, то они, как явствует из истории возникновения Русской государственности, обладали широким международным кругозором и вели дальние дипломатические сношения. Это было невозможно без знания языков и географии. Вероятно, что древняя славянская знать была знакома с письменностью. И если даже до Кирилла и Мефодия не было собственно славянской азбуки, князья и жрецы могли пользоваться чужими буквами: германскими рунами, греческим или латинским алфавитом.
Города на Руси возникли, как это достаточно очевидно, задолго до принятия христианства. Это показатель развития торговых отношений и социального расслоения, что является несомненным признаком развитой цивилизации. Нужно вспомнить, что скандинавы в своих сагах называли Русь Гардарикой, то есть «Страной городов».
Само христианство не нагрянуло вдруг на Русь при князе Владимире, а проникало в несколько приёмов. Первыми известными христианскими князьями на Руси были Аскольд и Дир во второй половине 9 века.
Конечно, говоря о дохристианской цивилизации Руси, не следует представлять чего-то вроде Колизея или Парфенона. Разговоры о Руси-Гиперборее как колыбели человеческой цивилизации – из области сказок. Но и первобытными варварами наши предки, ведшие широкую внешнюю торговлю продукцией своей земли («дикие» вятичи, по летописи, платили дань серебряными немецкими шиллингами!), не были.
история
Распространены два непримиримых между собой взгляда на древнюю Русь до принятия ею христианства. По одному из них, славяне до крещения – «варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери», как сформулировал этот взгляд один известный современный деятель.
По другому же мнению, у древних славян была высокоразвитая цивилизация. Она была насильственно стёрта в результате крещения Руси. У языческой Руси, доказывают нам апологеты этого взгляда, была, например, своя разнообразная литература, которую потом последовательно отыскивали и целенаправленно уничтожали христианские священники.
«Влесова книга» – подделка или уникальная языческая рукопись?
В 1950-е годы в кругах русской эмиграции произошла сенсация. Было объявлено о находке уникальной дохристианской русской рукописи. По двум словам в начале одной из её страниц, она была названа «Влесовой книгой» или «Влес-книгой». Началась публикация отрывков из неё.
«Влес-книга» повествовала о неизвестных событиях древнейшей истории Руси. Она вводила русских в семью древних исторических народов наравне с ассирийцами, греками, римлянами. «Влес-книга» показывала развитую систему религиозных представлений наших предков, ничуть не уступавшую в красоте и сложности верованиям цивилизованных античных народов.
Статусные историки встретили публикацию в штыки. Они начали яростно доказывать, что «Влес-книга» – подделка. Публикаторы говорили, что «Влес-книга» нацарапана на деревянных дощечках, но сумели предоставить фотографию только одной страницы. Эксперты объявили её ненастоящей. Лингвисты подвергли анализу язык «Влес-книги» и обосновали, что такого славянского языка в реальности быть не могло.
Сторонники подлинности «Влес-книги» до наших дней сопоставляют эту находку со «Словом о полку Игореве». Ведь рукопись «Слова» тоже утрачена, однако мало кто сомневается в подлинности этого источника. Объявлять «Влес-книгу» поддельной на основании теоретических представлений о том, каким должен был быть славянский язык в древности, выглядит более чем странным. Кроме того, отпало главное возражение противников: мол, деревянных книг у славян не было. В 2000 году при раскопках в Новгороде было обнаружено несколько листов Псалтири конца 10 века (то есть вскоре после крещения), вырезанной на деревянных досках!
Новгородская Псалтырь
Русь—Гардарика
Но даже если в реальности «Влесовой книги» не было, это всё равно не даёт оснований утверждать, что восточные славяне пребывали в полной дикости, пока им окончательно не просиял свет Христовой веры! Здесь надо учитывать разницу между уровнем жизни бедных сельских масс и элитой общества. Если взять западноевропейского крестьянина того же и даже много более позднего времени, то он окажется неграмотен, оборван, не знаком с элементарными приёмами личной гигиены. В отличие от него, кстати, древние славяне, даже самые простые, всегда практиковали мытьё в банях.
Что касается племенных вождей и старейшин, то они, как явствует из истории возникновения Русской государственности, обладали широким международным кругозором и вели дальние дипломатические сношения. Это было невозможно без знания языков и географии. Вероятно, что древняя славянская знать была знакома с письменностью. И если даже до Кирилла и Мефодия не было собственно славянской азбуки, князья и жрецы могли пользоваться чужими буквами: германскими рунами, греческим или латинским алфавитом.
Города на Руси возникли, как это достаточно очевидно, задолго до принятия христианства. Это показатель развития торговых отношений и социального расслоения, что является несомненным признаком развитой цивилизации. Нужно вспомнить, что скандинавы в своих сагах называли Русь Гардарикой, то есть «Страной городов».
Само христианство не нагрянуло вдруг на Русь при князе Владимире, а проникало в несколько приёмов. Первыми известными христианскими князьями на Руси были Аскольд и Дир во второй половине 9 века.
Конечно, говоря о дохристианской цивилизации Руси, не следует представлять чего-то вроде Колизея или Парфенона. Разговоры о Руси-Гиперборее как колыбели человеческой цивилизации – из области сказок. Но и первобытными варварами наши предки, ведшие широкую внешнюю торговлю продукцией своей земли («дикие» вятичи, по летописи, платили дань серебряными немецкими шиллингами!), не были.
история
Источник: whitepageshistory.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]