Красочная советская реклама
---
Период создания индустриальной основы советского социума получил название „индустриализация“.
Именно индустриализация определила лицо страны и живущего в ней среднестатистического человека на весь советский период.
Городская среда обитания и свойственный городу индустриальный труд предполагают иной, чем у крестьянина, повседневный строй жизни, другие ее поведенческие и вещные константы.
Поэтому критически важным фактором становилась ментальная составляющая „великого перелома“ — причем не только идеологическая. Не менее, если не более важной, становился перелом образа жизни множества людей, т. е. перелом культурный.
О механизмах „перелома“ написано много. Мы хотим обратить внимание на достаточно частный инструмент переустройства социальной реальности — рекламу.
Ее принято противопоставлять агитпропу, сформировавшемуся в стране Советов в 20-е годы. Однако небезынтересно проследить генетическую связь этих социальных технологий.
Как это ни странно, „буржуазные“ по сути своей рекламные технологии самым активным образом использовались для социализации формирующегося массового сообщества — »советских людей» — давая направление и обозначая вехи для переустройства его жизни.
Какими профессиональными и бытовыми навыками должны были обладать «советские люди»? Что они должны были знать и уметь? Какие вещи должны их окружать? Как разграничивались жизненные реалии на «советские» и «несоветские»?
При правильной постановке вопроса реклама — политическая, социальная, коммерческая — могла, как и писатели, стать социальным инженером. Если не душ человеческих, то, по крайней мере, труда и быта людей, конструктором правильных потребностей, технологом их социально одобряемого удовлетворения. Кстати сказать, любая реклама для этого и предназначена.
«… отношение к рекламе в СССР было двойственным. Причина была как идеологическая, так и чисто практическая. Обратимся к книге 1932 г., посвященной, правда, не непосредственно рекламе, а упаковке * (сказанное в ней можно с таким же успехом отнести и к коммерческой рекламе).
«Враждебные пролетариату тенденции выражаются в том, что упаковки часто используются более или менее замаскировано, а то и совершенно открыто для пропаганды явно антисоветских идей».
Основная «нехорошая идея», презентируемая рекламой, — потребление есть важная часть человеческой жизни, оно должно доставлять человеку удовольствие, помогать найти себя, человек должен иметь право выбрать товар себе по вкусу.
В условиях дефицита и очень низкого жизненного уровня большинства населения такая идея не могла вызвать благожелательного отношения власти. Но главное, в рекламе действительно не было жизненной необходимости, такая необходимость свойственна только развитому потребительскому рынку.
.. «была советская торговая реклама и в 1925, и в 1929, и в 1937. Другое дело, что по мере полной победы над частником и построения бесконкурентного социализма нужда в ней отпала. В 1935 г. Наркомат внутренней торговли принял постановление „Об использовании рекламных методов в деле расширения товарооборота“, в котором этой торговой коммуникации отдавалось должное.
В 1936 г. учреждается предприятие „Торгреклама“ при Наркомате внутренней торговли СССР, „Союзпищепромреклама“ при Наркомате пищевой промышленности, Рекламное бюро при Госторгиздате. Обосновали норматив — тратить на рекламу 0,1% от товарооборота, обратив особое внимание на рекламу новых продуктов, разъяснение покупателям их свойств и способов использования.
Именно индустриализация определила лицо страны и живущего в ней среднестатистического человека на весь советский период.
Городская среда обитания и свойственный городу индустриальный труд предполагают иной, чем у крестьянина, повседневный строй жизни, другие ее поведенческие и вещные константы.
Поэтому критически важным фактором становилась ментальная составляющая „великого перелома“ — причем не только идеологическая. Не менее, если не более важной, становился перелом образа жизни множества людей, т. е. перелом культурный.
О механизмах „перелома“ написано много. Мы хотим обратить внимание на достаточно частный инструмент переустройства социальной реальности — рекламу.
Ее принято противопоставлять агитпропу, сформировавшемуся в стране Советов в 20-е годы. Однако небезынтересно проследить генетическую связь этих социальных технологий.
Как это ни странно, „буржуазные“ по сути своей рекламные технологии самым активным образом использовались для социализации формирующегося массового сообщества — »советских людей» — давая направление и обозначая вехи для переустройства его жизни.
Какими профессиональными и бытовыми навыками должны были обладать «советские люди»? Что они должны были знать и уметь? Какие вещи должны их окружать? Как разграничивались жизненные реалии на «советские» и «несоветские»?
При правильной постановке вопроса реклама — политическая, социальная, коммерческая — могла, как и писатели, стать социальным инженером. Если не душ человеческих, то, по крайней мере, труда и быта людей, конструктором правильных потребностей, технологом их социально одобряемого удовлетворения. Кстати сказать, любая реклама для этого и предназначена.
«… отношение к рекламе в СССР было двойственным. Причина была как идеологическая, так и чисто практическая. Обратимся к книге 1932 г., посвященной, правда, не непосредственно рекламе, а упаковке * (сказанное в ней можно с таким же успехом отнести и к коммерческой рекламе).
«Враждебные пролетариату тенденции выражаются в том, что упаковки часто используются более или менее замаскировано, а то и совершенно открыто для пропаганды явно антисоветских идей».
Основная «нехорошая идея», презентируемая рекламой, — потребление есть важная часть человеческой жизни, оно должно доставлять человеку удовольствие, помогать найти себя, человек должен иметь право выбрать товар себе по вкусу.
В условиях дефицита и очень низкого жизненного уровня большинства населения такая идея не могла вызвать благожелательного отношения власти. Но главное, в рекламе действительно не было жизненной необходимости, такая необходимость свойственна только развитому потребительскому рынку.
.. «была советская торговая реклама и в 1925, и в 1929, и в 1937. Другое дело, что по мере полной победы над частником и построения бесконкурентного социализма нужда в ней отпала. В 1935 г. Наркомат внутренней торговли принял постановление „Об использовании рекламных методов в деле расширения товарооборота“, в котором этой торговой коммуникации отдавалось должное.
В 1936 г. учреждается предприятие „Торгреклама“ при Наркомате внутренней торговли СССР, „Союзпищепромреклама“ при Наркомате пищевой промышленности, Рекламное бюро при Госторгиздате. Обосновали норматив — тратить на рекламу 0,1% от товарооборота, обратив особое внимание на рекламу новых продуктов, разъяснение покупателям их свойств и способов использования.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]