Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой
10.05.2020 11 718 0 +406 vorbur

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой

---
+406
В закладки
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой перед, полка, получил, Красной, начале, вести, селом, танков, фашистов, марта, оборону, сдался, Гиагинского, переправы, армии, Осадчее, могиле, противника, назад, никто

Отец и его сестра — блокадники Ленинграда. На начало блокады отцу 4 года. Снимаю шапку перед жителями города, принимавшими голодную смерть, но не сдавшими город. 900 блокадных дней... Гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибли от голода... Но город не сдался. Вечная память героям!

Мой дед по отцу воевал в артиллерии, получил орден Красной Звезды на Невском пятачке, был ранен, дошел до Бухареста, вернулся живым. Военные потери осаждённого города: 332 059 убитых. 24 324 небоевых потерь, 111 142 — пропавших без вести. Ещё дед вспоминал, что румыны похожи на цыган. Больше ничего не рассказывал. Только один эпизод — когда под Красным селом выдали один снаряд на орудие с приказом — по танку прямой наводкой, и — отступать, еврей из его расчета, раненный осколком танкового снаряда, просил застрелить, только не бросать немцам... Вынесли.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой перед, полка, получил, Красной, начале, вести, селом, танков, фашистов, марта, оборону, сдался, Гиагинского, переправы, армии, Осадчее, могиле, противника, назад, никто

Вспоминаю своего деда по матери — младшего лейтенанта С. П. Касьяненко, помощника начальника штаба 184 Гиагинского кав. полка, павшего под селом Осадчее на Днепропетровщине 3 марта 1942 года. Дед со своими однополчанами до сих пор официально числится пропавшими без вести, хотя, во многом благодаря внучке комиссара полка А. Потрясаева (низкий ей поклон), нам, родственникам, стали известны обстоятельства гибели полка и ряда других частей 64-й кав. дивизии в начале марта 1942 года.

Дед жил на Кубани и был призван в ряды Красной армии осенью 1941 года. Как окончивший техникум, получил младшее офицерское звание и был назначен в 184 кавалерийский полк, набранный из числа добровольцев-адыгов (черкесов) станицы Гиагинской, полк получил позднее боевое знамя и наименование Гиагинского.

«В октябре 1941 г. Гиагинский полк в составе 56-й армии генерал-лейтенанта Ф. Н. Ремизова получил задачу занять оборону по южному берегу реки Дон, прикрыть участок Багаевская — Дон, не допустить выхода танков и мотопехоты противника на переправы. Одновременно полку была поставлена задача подготовить все переправы к взрыву и быть готовыми к их уничтожению. Мороз достигал 10-12 градусов. Но, несмотря на все трудности, воины упорно и настойчиво трудились, совершенствуя оборону и готовясь к отражению атак противника. Фашистское командование трубило на весь мир "о новой великой победе", не предполагая, что буквально через неделю танковая армия Клеста, эта "непобедимая" армия, пронесшаяся опустошительным смерчем по странам Европы, Украине, подвергнется сокрушительному разгрому, потеряв 30 тыс. убитыми и ранеными, свыше 275 танков, 350 орудий и минометов, 80 самолетов, 4435 автомашин»,

— писала гиагинская районная газета «Красное знамя» в 2012 году.

Полк участвовал в боях первого освобождения Ростова-на-Дону от фашистов в ноябре 1941 года, и Борвенково-Лозовской наступательной операции Красной Армии в январе 1942 года. Да, были и такие в начале войны…

В конце февраля — начале марта 1942 года полк вместе с 186-м Курганским кав. полком занимал оборону под селом Осадчее, перед рвущимися на Кавказ механизированными частями группы армий «Юг». И командование справедливо полагало лучшей защитой нападение.

Восемь раз наши кавалеристы брали село, выбивая из него фашистов. Семь раз их отбрасывали назад контратаки танков Вермахта под прикрытием господствовавшей в воздухе авиации Люфтваффе. Потом кавалерийские части были окружены в селе и уничтожены. Наших войнов хоронили местные жители, уже под немцами.

Обращаю внимание любителей теории про «трусливых кавказцев, сдающихся гитлеровцам»: полк был уничтожен, перед этим восемь раз в конном строю вышибая из села фашистов — танки и мотопехоту. И никто не повернул назад. И никто не сдался. Погибших местные жители похоронили на окраине села в братской могиле, под руководством уже оккупационных властей, опасавшихся эпидемий. Основная часть кавалеристов до сих пор числится пропавшими без вести — удалось точно установить менее сотни фамилий в захоронении. Обращаю на это внимание моих друзей-кавказцев: в той же могиле лежит немало ваших земляков, честно выполнивших свой долг перед Родиной.

750 бойцов полка потеряно в тех боях, по итогам которых полк и дивизия были расформированы в связи с понесенными невосполнимыми потерями, личный состав направлен на доукомплектование других частей.

Признаться, будучи кадровым офицером, профессиональным военным, до сих пор не могу осознать до конца: это как же надо любить свою Родину, чтоб бросаться на коне на танки... Ну, понятно — конь проходит линию огня быстрее пехотинца... Гранату с него кинуть можно с более прицельной дистанции... Но кавалерист — гораздо более крупная мишень, и наши деды не могли этого не понимать...

Памяти павших будем достойны!

Автор:Дважды майор
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]