5 самых неординарных танков Второй мировой
---
В начале XX века человечество еще не совсем понимало суть своего нового изобретения — танка. Не было какого-то сложившегося канона, на который следовало бы равняться. Не было четкого фундамента — его еще только требовалось изобрести. Не имея под ногами твердой почвы, конструкторы имели потрясающую свободу для творческих изысканий.
Именно поэтому танки тех лет могли быть нелепыми и странными, и далеко не все из них оправдали себя в реальной жизни. Вот 5 примеров действительно неординарных боевых машин, которые разные страны с переменным успехом пытались использовать на поле боя.
Американский средний танк М3 Ли
«Гроб на гусеницах, «Братская могила для семерых»
Когда началась Вторая Мировая и Германия неожиданно для всех захватила половину Европы, американское правительство поняло, что участия в большой войне не избежать, и им срочно стал необходим мощный средний танк для борьбы с асами панцерваффе. А так как ничего подобного немецким боевым машинам у них тогда не было, в срочном порядке на основе старого танка М2 был создан бронированный монстр — средний танк М3 Ли.
На выходе получился здоровенный бронированный сундук, поставленный на резиново-стальные гусеницы, с мощной 76-мм пушкой в боковом спонсоне и еще одной, 37-мм, в небольшой башне наверху. Но этого создателям показалось мало, и на артиллерийской башенке они установили еще одну — пулеметную. А чтобы жизнь врагам не казалась медом, натыкали в бортах танка бойниц для стрельбы из личного автоматического оружия. Таким образом, у них получился высоченный трехметровый стальной монстр, по тем временам действительно неплохо бронированный и вооруженный.
Правда, уже на этапе создания недалекость военных стала видна невооруженным взглядом. Дело в том, что трехметровая пушка выступала за границы гусениц, и это вызвало у военных чинов опасения на грани паники. Они боялись, что танк непременно зацепится своей пушкой за грунт и перевернется. Поэтому, согласно их приказу, пушку укоротили почти до двух метров, и она стала на треть хуже пробивать броню. В конечном итоге (пусть и не сразу) это оказалось куда более критично, чем мифическое цепляние за грунт.
Танк начали поставлять англичанам, но те потребовали убрать верхнюю пулеметную башню, и так появился другой, более известный, вариант танка — М3 Грант. Когда же начались реальные боевые действия в Африке, танк поначалу показал себя неплохо, ведь его пушка пробивала все известные тогда немецкие и итальянские (да, были и такие) танки.
Однако вскоре выяснились две неприятные детали. Во-первых, танк был чудовищно высок и поэтому чрезмерно заметен, а то, что основное орудие было в корпусе, вынуждало танкистов выводить машину еще выше, чем с радостью пользовались немецкие зенитчики, без труда расстреливавшие хорошо видную цель из тяжелых 88-мм зениток. Во-вторых, так как танк работал на бензине, он легко воспламенялся и быстро превращался в огромный металлический гроб для семи человек экипажа.
Когда же его начали поставлять по ленд-лизу в СССР, наши танкисты оказались ему совсем не рады. Кроме прочего, выяснилось, что двигатель очень капризен в том, что касается качества бензина, а резиновая часть гусениц на нашем бездорожье легко разрушается, оставляя машину посреди боя без движения. Советские танкисты прозвали это творение инженерной мысли «БМ-7» ( братская могила на семерых) или «ВГ-7» (верная гибель семерых) или вовсе неуважительно звали его «каланчой».
Пятибашенный советский танк Т-35
Крепость на гусеничном ходу
До того, как Вторая мировая окончательно расставила все по своим местам, существовали самые разные концепции применения танков на поле боя. Каждый генерал придумывал что-то свое, и наши, советские, не были исключением. Одна из таких концепций — тяжелые танки прорыва, чьей функцией, по задумке авторов, был решительный слом укрепленных позиций противника.
В фантазиях командиров огромная пятибашенная машина должна была словно крейсер двигаться на окопы и укрепления противника, заливая все живое огнем из трех пушек и шести пулеметов. Причем стрелять она должна была как вперед, так и назад и вбок — такая вот крепость на гусеничном ходу.
Так появился тяжелый танк Т-35, у которого было два яруса башен. На первом были четыре башни: две пушечных — под 45-мм пушки, и две пулеметных. На втором — одна, с пушкой главного калибра 76-мм. Естественно на каждой пушечной башне был еще установлен пулемет — пулеметов много не бывает! Завершал образ сухопутного бронированного судна экипаж из 11 человек — с таким хоть на абордаж.
В итоге машина отлично себя показала на парадах, демонстрируя мощь новой державы, но вот во время войны практически все танки были потеряны уже в самом ее начале, чаще всего из-за технических неисправностей, а также из-за слабого бронирования. У немцев танк вызвал не панику, а своеобразное любопытство: очень уж любили они фотографироваться на фоне этих циклопических машин.
Также известно о двух танках, участвовавших в обороне Москвы от немцев, и, внезапно, об одном, защищавшем Берлин от советских войск. Дело в том, что один из них увезли для изучения на немецкий полигон и использовали в самом последнем этапе войны уже сами немцы.
Английский тяжелый танк «Черчилль Крокодил»
Нелепый, ужасный, огненный
«Черчилль» был создан специально для Второй мировой и представлял из себя сверхбронированный тяжелый танк, несущий, однако не самую мощную, 57-мм, пушку.
Показал он себя неплохо, и даже поставлялся по ленд-лизу в СССР, где солдаты его любили. Особенно им нравилась броня, в лобовой части иногда доходившая до 152 мм. Например, известна история, как четыре подбитых в атаке танка Черчилль три дня отстреливались от немцев, уничтожив артиллерийскую батарею. При этом, все эти три дня их долбила артиллерия, но пробить броню и ранить экипаж у немцев так и не получилось.
К сожалению, при всей своей надежности, танк из-за низкой скорости и проблем с гусеницами и двигателем получал не лучшие отзывы в войсках самой Англии. Сам Уинстон Черчилль отзывался о нем так: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!».
Но нам гораздо интереснее его огнеметная версия — «Черчилль Крокодил», прозванный так из за своеобразного хвоста в виде бочки огнеметного горючего, которая была прицеплена сзади. Смесь подавалась по шлангу в танк, который выбрасывал ее под давлением на расстояние до 120 метров. Это было ужасное оружие, которое буквально дотла сжигало солдат, защищавших доты.
Этот танк настолько боялись, что немцы сдавались, просто увидев, как к ним подползает это огромное и нелепое, со своей странной тележкой, чудовище. Правда, если удачным выстрелом враги попадали в резервуар со смесью, она воспламенялась и почти гарантированно сжигала сам танк.
«Хвост» танка с горючей смесью.
Красноречивый факт: сами танкисты «Крокодила» при угрозе взятия в плен предпочитали стреляться, так как по традиции, идущей еще с Первой мировой, огнеметчиков расстреливали на месте. И это еще в лучшем случае. Очень уж солдаты не любили представлять себя на месте сгоревших заживо товарищей.
Легкий советский танк А-40
Летающий танк
Идея как обычно была прекрасна: взять советский легкий танк Т-60, вооруженный 20-мм пушкой и пулеметом, прицепить к нему огромные крылья и хвост, зацепить тросом за бомбардировщик, подняться в воздух, долететь почти до места десантирования и отцепить — танк сам спланирует куда надо, отбросит крылья и тут же вступит в бой.
В 1942 году советское руководство решило с помощью таких танков поддержать действия партизан в тылу врага. Только представьте себе белорусских бородатых партизан, творящих правосудие верхом на крылатом танке.
Вот и руководству идея понравилась, и был создан прототип, который испытали на полигоне. И все бы хорошо, только у бомбардировщика, который буксировал танк, слишком быстро перегрелись двигатели, из-за чего пилот отцепил танкопланер раньше, чем нужно. При этом А-40 благополучно спланировал и сел на аэродроме, а эксперт утверждает, что если бы взяли более мощный самолет, идею можно было бы довести до ума. Однако не стали. Видимо, решили сэкономить ресурсы на что-то менее экстравагантное.
Немецкий сверхтяжелый танк «Маус»
Хтоническое «чудо-оружие»
Во время Второй мировой немцы изобрели много изощренных вещей, которые должны были стать супероружием окончательной победы: ракеты, реактивные двигатели для самолетов, да и ядерное оружие. Среди прочего, сумрачным германским гением был создан мегатанк «Маус».
В 1942 году Адольф Гитлер одобрил создание огромного танка с двумя башенными пушками — 150-мм и 75-мм — и огнеметом. В итоге от огнемета отказались, а калибр основной пушки снизили до 128-мм (но и это все равно титанический масштаб).
Работающий образец танка «Маус» (то есть «Мышонок») весил 188 тонн, был длиной более девяти метров, а высотой более трех. По шоссе он двигался со скоростью до 20 км в час. Но самая монструозная часть этой махины — броня толщиной 200-240 мм почти по всему танку.
Даже сами немцы понимали, что такую громадину крайне сложно использовать в бою, и предполагали, что это будет скорее передвижной дот, чем танк. Было собрано всего два работающих образца, но оба они были взорваны немцами при отступлении. Из них потом собрали одного целого кадавра и выставили в музее Кубинка для забавы потомкам. Танк был скорее психологическим ходом генштаба, чудо-оружием, призванным в момент постройки — а это уже 44-45 годы — показать населению, что все не так плохо, а поражения на фронте временны.
Сейчас каждый из этих танков смотрится в лучшем случае странно, в худшем — сумасбродно. Но нужно понимать, что это были не ублюдочные плоды эволюционного древа, а его альтернативные, просто менее жизнеспособные, ветви. Как и в случае с эволюцией, выжила самая оптимальная схема. Но времена меняются, и однажды она тоже не сможет пройти проверку временем. Тогда кто-нибудь из этих «уродцев» вполне может вдохновить конструкторов будущего.
Именно поэтому танки тех лет могли быть нелепыми и странными, и далеко не все из них оправдали себя в реальной жизни. Вот 5 примеров действительно неординарных боевых машин, которые разные страны с переменным успехом пытались использовать на поле боя.
Американский средний танк М3 Ли
«Гроб на гусеницах, «Братская могила для семерых»
Когда началась Вторая Мировая и Германия неожиданно для всех захватила половину Европы, американское правительство поняло, что участия в большой войне не избежать, и им срочно стал необходим мощный средний танк для борьбы с асами панцерваффе. А так как ничего подобного немецким боевым машинам у них тогда не было, в срочном порядке на основе старого танка М2 был создан бронированный монстр — средний танк М3 Ли.
На выходе получился здоровенный бронированный сундук, поставленный на резиново-стальные гусеницы, с мощной 76-мм пушкой в боковом спонсоне и еще одной, 37-мм, в небольшой башне наверху. Но этого создателям показалось мало, и на артиллерийской башенке они установили еще одну — пулеметную. А чтобы жизнь врагам не казалась медом, натыкали в бортах танка бойниц для стрельбы из личного автоматического оружия. Таким образом, у них получился высоченный трехметровый стальной монстр, по тем временам действительно неплохо бронированный и вооруженный.
Правда, уже на этапе создания недалекость военных стала видна невооруженным взглядом. Дело в том, что трехметровая пушка выступала за границы гусениц, и это вызвало у военных чинов опасения на грани паники. Они боялись, что танк непременно зацепится своей пушкой за грунт и перевернется. Поэтому, согласно их приказу, пушку укоротили почти до двух метров, и она стала на треть хуже пробивать броню. В конечном итоге (пусть и не сразу) это оказалось куда более критично, чем мифическое цепляние за грунт.
Танк начали поставлять англичанам, но те потребовали убрать верхнюю пулеметную башню, и так появился другой, более известный, вариант танка — М3 Грант. Когда же начались реальные боевые действия в Африке, танк поначалу показал себя неплохо, ведь его пушка пробивала все известные тогда немецкие и итальянские (да, были и такие) танки.
Однако вскоре выяснились две неприятные детали. Во-первых, танк был чудовищно высок и поэтому чрезмерно заметен, а то, что основное орудие было в корпусе, вынуждало танкистов выводить машину еще выше, чем с радостью пользовались немецкие зенитчики, без труда расстреливавшие хорошо видную цель из тяжелых 88-мм зениток. Во-вторых, так как танк работал на бензине, он легко воспламенялся и быстро превращался в огромный металлический гроб для семи человек экипажа.
Когда же его начали поставлять по ленд-лизу в СССР, наши танкисты оказались ему совсем не рады. Кроме прочего, выяснилось, что двигатель очень капризен в том, что касается качества бензина, а резиновая часть гусениц на нашем бездорожье легко разрушается, оставляя машину посреди боя без движения. Советские танкисты прозвали это творение инженерной мысли «БМ-7» ( братская могила на семерых) или «ВГ-7» (верная гибель семерых) или вовсе неуважительно звали его «каланчой».
Пятибашенный советский танк Т-35
Крепость на гусеничном ходу
До того, как Вторая мировая окончательно расставила все по своим местам, существовали самые разные концепции применения танков на поле боя. Каждый генерал придумывал что-то свое, и наши, советские, не были исключением. Одна из таких концепций — тяжелые танки прорыва, чьей функцией, по задумке авторов, был решительный слом укрепленных позиций противника.
В фантазиях командиров огромная пятибашенная машина должна была словно крейсер двигаться на окопы и укрепления противника, заливая все живое огнем из трех пушек и шести пулеметов. Причем стрелять она должна была как вперед, так и назад и вбок — такая вот крепость на гусеничном ходу.
Так появился тяжелый танк Т-35, у которого было два яруса башен. На первом были четыре башни: две пушечных — под 45-мм пушки, и две пулеметных. На втором — одна, с пушкой главного калибра 76-мм. Естественно на каждой пушечной башне был еще установлен пулемет — пулеметов много не бывает! Завершал образ сухопутного бронированного судна экипаж из 11 человек — с таким хоть на абордаж.
В итоге машина отлично себя показала на парадах, демонстрируя мощь новой державы, но вот во время войны практически все танки были потеряны уже в самом ее начале, чаще всего из-за технических неисправностей, а также из-за слабого бронирования. У немцев танк вызвал не панику, а своеобразное любопытство: очень уж любили они фотографироваться на фоне этих циклопических машин.
Также известно о двух танках, участвовавших в обороне Москвы от немцев, и, внезапно, об одном, защищавшем Берлин от советских войск. Дело в том, что один из них увезли для изучения на немецкий полигон и использовали в самом последнем этапе войны уже сами немцы.
Английский тяжелый танк «Черчилль Крокодил»
Нелепый, ужасный, огненный
«Черчилль» был создан специально для Второй мировой и представлял из себя сверхбронированный тяжелый танк, несущий, однако не самую мощную, 57-мм, пушку.
Показал он себя неплохо, и даже поставлялся по ленд-лизу в СССР, где солдаты его любили. Особенно им нравилась броня, в лобовой части иногда доходившая до 152 мм. Например, известна история, как четыре подбитых в атаке танка Черчилль три дня отстреливались от немцев, уничтожив артиллерийскую батарею. При этом, все эти три дня их долбила артиллерия, но пробить броню и ранить экипаж у немцев так и не получилось.
К сожалению, при всей своей надежности, танк из-за низкой скорости и проблем с гусеницами и двигателем получал не лучшие отзывы в войсках самой Англии. Сам Уинстон Черчилль отзывался о нем так: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!».
Но нам гораздо интереснее его огнеметная версия — «Черчилль Крокодил», прозванный так из за своеобразного хвоста в виде бочки огнеметного горючего, которая была прицеплена сзади. Смесь подавалась по шлангу в танк, который выбрасывал ее под давлением на расстояние до 120 метров. Это было ужасное оружие, которое буквально дотла сжигало солдат, защищавших доты.
Этот танк настолько боялись, что немцы сдавались, просто увидев, как к ним подползает это огромное и нелепое, со своей странной тележкой, чудовище. Правда, если удачным выстрелом враги попадали в резервуар со смесью, она воспламенялась и почти гарантированно сжигала сам танк.
«Хвост» танка с горючей смесью.
Красноречивый факт: сами танкисты «Крокодила» при угрозе взятия в плен предпочитали стреляться, так как по традиции, идущей еще с Первой мировой, огнеметчиков расстреливали на месте. И это еще в лучшем случае. Очень уж солдаты не любили представлять себя на месте сгоревших заживо товарищей.
Легкий советский танк А-40
Летающий танк
Идея как обычно была прекрасна: взять советский легкий танк Т-60, вооруженный 20-мм пушкой и пулеметом, прицепить к нему огромные крылья и хвост, зацепить тросом за бомбардировщик, подняться в воздух, долететь почти до места десантирования и отцепить — танк сам спланирует куда надо, отбросит крылья и тут же вступит в бой.
В 1942 году советское руководство решило с помощью таких танков поддержать действия партизан в тылу врага. Только представьте себе белорусских бородатых партизан, творящих правосудие верхом на крылатом танке.
Вот и руководству идея понравилась, и был создан прототип, который испытали на полигоне. И все бы хорошо, только у бомбардировщика, который буксировал танк, слишком быстро перегрелись двигатели, из-за чего пилот отцепил танкопланер раньше, чем нужно. При этом А-40 благополучно спланировал и сел на аэродроме, а эксперт утверждает, что если бы взяли более мощный самолет, идею можно было бы довести до ума. Однако не стали. Видимо, решили сэкономить ресурсы на что-то менее экстравагантное.
Немецкий сверхтяжелый танк «Маус»
Хтоническое «чудо-оружие»
Во время Второй мировой немцы изобрели много изощренных вещей, которые должны были стать супероружием окончательной победы: ракеты, реактивные двигатели для самолетов, да и ядерное оружие. Среди прочего, сумрачным германским гением был создан мегатанк «Маус».
В 1942 году Адольф Гитлер одобрил создание огромного танка с двумя башенными пушками — 150-мм и 75-мм — и огнеметом. В итоге от огнемета отказались, а калибр основной пушки снизили до 128-мм (но и это все равно титанический масштаб).
Работающий образец танка «Маус» (то есть «Мышонок») весил 188 тонн, был длиной более девяти метров, а высотой более трех. По шоссе он двигался со скоростью до 20 км в час. Но самая монструозная часть этой махины — броня толщиной 200-240 мм почти по всему танку.
Даже сами немцы понимали, что такую громадину крайне сложно использовать в бою, и предполагали, что это будет скорее передвижной дот, чем танк. Было собрано всего два работающих образца, но оба они были взорваны немцами при отступлении. Из них потом собрали одного целого кадавра и выставили в музее Кубинка для забавы потомкам. Танк был скорее психологическим ходом генштаба, чудо-оружием, призванным в момент постройки — а это уже 44-45 годы — показать населению, что все не так плохо, а поражения на фронте временны.
Сейчас каждый из этих танков смотрится в лучшем случае странно, в худшем — сумасбродно. Но нужно понимать, что это были не ублюдочные плоды эволюционного древа, а его альтернативные, просто менее жизнеспособные, ветви. Как и в случае с эволюцией, выжила самая оптимальная схема. Но времена меняются, и однажды она тоже не сможет пройти проверку временем. Тогда кто-нибудь из этих «уродцев» вполне может вдохновить конструкторов будущего.
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]