Дважды Герой Советского Союза Пётр Афанасьевич Покрышев
---
Покрышев Пётр Афанасьевич - командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка, капитан; командир 159-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, майор.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года, за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Покрышеву Петру Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К июлю 1943 года командир 159-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта майор П.А. Покрышев совершил 282 боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, сбил лично 22 и в группе - 7 самолётов врага.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года, за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, майору Покрышеву Петру Афанасьевичу вторично присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда".
На родине Героя ему установлен бронзовый бюст; в Санкт-Петербурге - памятник летчикам Героям Советского Союза, среди имен которых есть имя П.А.Покрышева. Его именем названы улицы в Санкт-Петербурге, Херсоне и Донецке (Украина). Имя Героя выбито в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировске Ленинградской области. В городе Харьков на фасаде Дворца культуры Харьковского электромеханического завода установлена мемориальная доска.
✯✯✯
Командир части, в которой служил Покрышев, прочертив на полетной карте первые боевые маршруты своих летчиков, обвел красным кружком Псков и вызвал командиров эскадрилий:
-Главная наша задача сейчас, - сказал он, - уничтожать вражеские бомбардировщики. В любой обстановке надо пробиваться сквозь прикрытие истребителей к "юнкерсам" и "хейнкелям" и жечь их, не допуская к Пскову. Всем эскадрильям находиться в боевой готовности номер один. Первой вылететь эскадрилье старшего лейтенанта Покрышева.
- Есть вылететь, - отозвался Покрышев.
Покрышев повёл эскадрилью на перехват "хейнкелей". Уже издали заметили лётчики на бледном фоне неба темные силуэты вражеских бомбардировщиков. Покрышев первый со своим ведомым ринулся на врага. Сбросив куда попало бомбы и резко снижаясь, "хейнкели" пытались уйти от советских летчиков, но Покрышев дал короткую очередь по бензиновым бакам ведущего бомбардировщика и увидел, как "хейнкель", тяжело перевалившись через крыло, камнем пошел к земле.
- Бей по бензобакам! Здорово горят! - передал он по радио своему ведомому.
Разламываясь в воздухе на части, пошел к земле второй "хейнкель", сбитый напарником Покрышева. Летчики вернулись на свой аэродром с первой победой. Шёл второй день войны.
Крупные воздушные соединения фашистской Германии готовились обрушиться на Ленинград. Летчики, оборонявшие город, разведывали пути продвижения врага, вели дневные и ночные бои с превосходящими по численности вражескими истребителями и бомбардировщиками.
Анализируя боевые полеты своих товарищей и свои собственные, Покрышев убеждался, что наилучших результатов истребители достигают, действуя парами-ведущий и ведомый. Ведущий, уверенный в том, что ведомый надежно его защищает с хвоста, смело идет в атаку:
Во главе шестерки "Яковлевых" Покрышев вылетел на задание. Его ведомым был молодой летчик Медведев. Группа патрулировала над нашими войсками, когда, вывалившись из облака, ее атаковали шесть "мессершмиттов". Наши летчики смело вступили в бой. Пулеметные очереди с близких дистанций, и один за другим падают пять пылающих "мессершмиттов".
На аэродроме Покрышев отдал короткий рапорт командиру части:
- Из шести самолётов противника сбито пять. Все наши машины пришли домой без повреждений. Боевой порядок пар обеспечил успех в бою.
...Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады. В городе опустели продовольственные склады и магазины. Враг надеялся задушить Ленинград голодом... И когда в ноябре 1941 года транспортные самолеты с продовольствием полетели с Большой земли к городу-фронту, командование поручило Петру Покрышеву во главе пятерки "Яковлевых" сопровождать первый такой воздушный караван из девяти транспортных самолетов, летевший через Ладожское озеро. Внизу по-осеннему чернело огромное озеро, а в небе рыскали вражеские самолеты. Покрышев заметил на горизонте большую группу фашистских истребителей, несущуюся прямо на его пятерку.
-Приготовиться! Атакуем сверху и в лоб,-приказал Покрышев по радио своим истребителям.
Атака была стремительной. Фашистские летчики растерялись, и в короткое время восемь их самолетов рухнуло в озеро.
Вечером на аэродроме командир полка передал Петру Покрышеву телеграмму командования, поздравлявшего его с победой.
Шли тяжёлые синявинские бои 1942 года. Эскадрилья Покрышева не выходила из боев. Так, прикрывая шестеркой истребителей группу бомбардировщиков, наносившую удар по огневым позициям врага, Покрышев провел тяжелый бой с 30 фашистскими истребителями. В этом бою он огнем своего пулемета вогнала землю ведущего "мессершмитта". А рядом срывались в свой последний штопор другие самолеты, сбитые его летчиками и летчиками другой, пришедшей на помощь эскадрильи.
Возбужденные и радостные, возвращались наши летчики на свой аэродром. Когда пролетали над Шлиссельбургом, на них внезапно накинулись 25 "мессершмиттов". Решение пришло молниеносно.
-Сопровождайте бомбардировщиков до аэродрома,-приказал Покрышев четверке своих летчиков. Сам он с молодым ведомым Федором Чубуковым вступил в бой с фашистами.
Два-против двадцати пяти!
Наши самолеты ушли. Покрышева и Чубукова окружили "мессершмитты". Маневр и огонь с самых коротких дистанций! Покрышев нажал на гашетки пулеметов. В вихре дымного пламени рухнул с высоты четырех тысяч метров ведущий "мессершмитт", вслед за ним-второй, сбитый Чубуковым. Обозленные неудачей, фашистские летчики с остервенением кинулись на отважную пару.
-Держись, Чубук!-крикнул Покрышев своему ведомому. Фашистам удалось отколоть Чубукова от Покрышева. Одна группа "мессершмиттов" ринулась на Покрышева, остальные-на Чубукова. Искусно маневрируя, Покрышев сбил еще один самолет. Но тут вражеский снаряд ударил по его истребителю, и он свалился на крыло. Покрышев понял: повреждение серьезно. Но нет! Они еще рано торжествуют победу!
Вниз! К земле! Он бросил свою машину в пике-так падают сбитые самолеты. Стрелка высотомера быстро поползла к нулю. Теперь фашисты могли думать, что разделались с ним. Но почти у самой земли Покрышев вывел самолет из пике и дошел на бреющем до своего аэродрома. Он увидел, как над летным полем кружилась его четверка, дожидаясь в воздухе своего командира.
Покрышев первым посадил свой самолет и, тяжело дыша и вытирая пот, вышел из кабины. Один за другим шли на посадку его истребители. Не хватало только одной машины. Не было его ведомого Чубукова.
Покрышев курил папиросу за папиросой. Взглядом, полным тревоги, всматривался в высоту.
-Чубук! Чубук! Мы с тобой в паре сбили уже несколько самолетов... Ты должен прийти!-твердил он про себя. И, словно в ответ ему, в небе показался неловко летящий истребитель. Он осторожно заходил на посадку. Еще минута-и из кабины выпрыгнул Чубуков.
...Летом 1943 года Петр Покрышев был назначен командиром расположенной по соседству части. Он хорошо знал многих ее летчиков и все же с волнением думал о предстоящей ему новой и многогранной работе командира. Справится ли он с ней? Должен справиться!
На другой день он вылетел к новому месту службы. Лучи восходящего солнца горели на стеклах кабины, на крыльях самолета. Утреннее небо было спокойным. Прошло не более минуты полета, как на горизонте показались три темные точки. "Может, наши вылетели мне навстречу",-мелькнуло у Покрышева. Точки увеличились, и он ясно различил: навстречу летят вражеские бомбардировщики.
Драться? Но он летит принимать новую часть. К тому же он один, без ведомого. Но бомбардировщики летят курсом на Ленинград! Как же он может их пропустить? Покрышев стремительно атаковал ведущего "хейнкеля" и сбил его прежде, чем тот успел открыть огонь. Другие поспешили покинуть поле боя. Вдруг сверху, из-за солнца, выскочила шестерка "фокке-вульфов". Раздумывать было некогда. Резкий набор высоты. Крутой поворот. Молниеносная атака в лоб-и ведущий "фокке-вульф" загорелся. Но тут к оставшимся пяти подошли еще два. Теперь вся стая бросилась на советского летчика. У Покрышева кончились патроны. Он был один против семи.
Вот он ринулся на одного из "фокке-вульфов" с высоты. Потом налетел на второго спереди, снизу... По всем законам воздушного боя самолеты врага должны быть сбиты. Но они не падают! Они не падают! Потому что у него нет патронов!..
В этом памятном бою летчик применил все существующие фигуры, оттягивая вражью стаю к нашему аэродрому. И он их перехитрил. Вот и аэродром. Оттуда начали бить по "фокке-вульфам" зенитки. Резким маневром Покрышев вырвался из огненного кольца вражеских истребителей и сел на своем аэродроме. На его машине не было ни одной пробоины. Нового командира восторженно поздравляли с победой.
Многие асы Геринга нашли свой бесславный конец на Ленинградском фронте в боях с Покрышевым и летчиками его части. Стоило только Покрышеву показаться в воздухе, как фашистское радио начинало тревожно кричать: "Внимание! Внимание! Будьте осторожны! В воздухе Покрышев! В воздухе Покрышев!"
Имя Петра Покрышева стало на фронте воплощением летного искусства, отваги и презрения к смерти. Он совершил уже более 300 боевых вылетов, провел свыше 40 боевых схваток, одержал немало воздушных побед. 30 красных звезд были нарисованы на фюзеляже его самолета.
И еще пример, характеризующий Покрышева и как командира, и как друга летчиков.
Как-то в августе 1943 года Покрышев тренировал над аэродромом вернувшегося из госпиталя молодого летчика. В светло-синем небе истребитель послушно и четко вычерчивал одну за другой сложные фигуры пилотажа. В момент, когда машина была на высоте 300 метров, Покрышев заметил на капоте мотора небольшие огненные струйки: загорелся мотор!..
-Беру управление в свои руки,-сказал он летчику по радио и развернул машину. Она летела теперь под углом к посадочному знаку. Сделать круг и садиться от старта уже нет возможности: огонь все сильнее-дорога каждая секунда.
Прыгать нельзя-до земли не более ста метров. Машина идет уже поперек аэродрома. Садиться? Площадка для пробега мала. Самолет наверняка скапотирует... Зная, что при такой посадке машина неизбежно перевернется через мотор и упадет на спину, и он, сидя в передней кабине, примет на себя весь удар, Покрышев приземлил самолет поперек взлетно-посадочной полосы.
К месту посадки примчалась санитарная машина...
Молодой летчик остался здоров, ни царапинки. Машина вскорости отремонтировали. А Покрышев не закончив положенного ему после госпиталя курса лечения в санатории летчиков, вернулся в свою часть.
...15 января в сознании Покрышева слилось с последующими днями в один большой день. Он видел как двигались, все сметая на своем пути, танки. Пылал закат, и четко обрисовывались на его фоне Пулковские высоты. С вечерней зарей спивалось зарево страшного пожара. Горели подожженные гитлеровцами дворцы... Около Пушкина все было затянуто багровым дымом - там шли яростные бои.
Покрышев первый со своим истребителем перелетел на новый, только что отбитый у гитлеровцев аэродром.
Взяты Красное Село, Ропша, Дудергоф... Прорваны укрепления немцев у Петергофа и южнее Ораниенбаума...
А ещё через несколько дней, 27 января 1944 года, Покрышев увидел озаренный огнями салюта Ленинград, праздновавший свое освобождение от вражеской блокады.
Бои за Карельский перешеек. Бои за Нарву. Бои за Советскую Эстонию. Новые возвращенные к жизни города и села. Новые и новые занятые аэродромы. Командные пункты с непрерывно звонящими телефонами, с развернутыми на столах картами и планами наступления. Возбужденные голоса летчиков в радионаушниках. Все это было жизнью командира полка. Полка, в котором выросли Петр Лихолетов, Владимир Серов, Валентин Веденеев, Виктор Зотов, Дмитрий Ермаков - люди большой отваги и большого мужества, чьи имена увенчаны званием Героя Советского Союза.
Спасибо
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]