Монгольские горизонты американского «евразийства»
09.05.2020 11 515 0 +307 vorbur

Монгольские горизонты американского «евразийства»

---
+307
В закладки
«Южно-монгольский вопрос» – в арсенале средств давления на Пекин

Монгольские горизонты американского «евразийства» Монголии, более, Монголия, страны, Индии, может, время, России, китайской, могут, Монголии», отношении, только, Внутренней, годов, «…Монголия, Пекину, стороны, причём, рамках

В комплексной и многоаспектной стратегии США, нацеленной на доминирование на евразийском континенте, всё большее внимание уделяется Монголии. Повод и предлог – колоссальные природные ресурсы и иные экономические возможности этой страны, которые, дескать, могут активно осваиваться с американской помощью, а не с китайской или российской. Однако в действительности речь идет об использовании «прародины Чингис-Хана» для противодействия России и КНР, причём с акцентом на «разделение» монгольского народа – с учётом наличия в составе Китая приграничного с ней и с Россией весьма обширного автономного района «Внутренняя Монголия» (1).

Монгольские горизонты американского «евразийства» Монголии, более, Монголия, страны, Индии, может, время, России, китайской, могут, Монголии», отношении, только, Внутренней, годов, «…Монголия, Пекину, стороны, причём, рамкахАвтономный район Внутренняя Монголия в составе КНР

Так, в ноябре минувшего года в североиндийском городе Дхарамсале – невдалеке от границ Индии с китайским Тибетом и Непалом с участием американских спецслужб и при поддержке «Национального фонда демократии» прошла «Восьмая международная конференция групп поддержки Тибета и Внутренней Монголии».

Помимо сепаратистских лозунгов – в прямой и косвенной форме – отличительной особенностью форума стало акцентирование «южно-монгольской» темы. В соответствующем антикитайском духе было выдержано оглашённое там же «воззвание» так называемого «Конгресса Южной Монголии» (Congress of Southern Mongolia) в адрес нижней палаты американского Конгресса. Адресованные Пекину обвинения в «культурном, экономическом геноциде монгольского меньшинства» сопровождались предложением о расследовании ситуации с нарушениями прав монгольского меньшинства. Характерно, что тему предлагается «обкатывать» в тесной взаимосвязи с проблемами Тибета, Гонконга, Восточного Туркестана, а также преследуемой в КНР антикоммунистической секты «Фалуньгун» и её сторонников.

Имеются сведения о том, что в 2006-2020 гг. южномонгольский «конгресс» получил от NED более 44 млн долларов. Формально он был создан в 2016 году и базировался/базируется в Японии (местопребывание штаб-квартиры, по ряду данных, часто меняется). С учётом вынашиваемых в Токио ещё с 1930-х – 1940-х годов планов обширной «Североазиатской конфедерации» под японским протекторатом это вовсе неудивительно. Сейчас об этом уже мало кто помнит, что в состав этой «конфедерации» предполагалось включить марионеточное «государство» Маньчжоу-Го (оккупированная Японией Маньчжурия), планируемую к захвату Внутреннюю Монголию (с 1951 года автономный район КНР), саму МНР, Танну-Тувинскую республику (независимое государство в тесном союзе с СССР в 1920-44 гг.) и советскую Бурят-Монгольскую АССР.

И хотя планы японских милитаристов окончательно рухнули в 1945 году с разгромом Квантунской армии, однако, похоже, геополитические прожекты в этой части Восточной Азии перешли по наследству к их новоявленным американским патронам. До некоторой степени здесь прослеживаются параллели с нацистами и их пособниками из пресловутой «картотеки Гелена», использовавшихся в послевоенное время для различных антисоветских комбинаций, только здесь подрывные планы носили ещё и ярко выраженный антикитайский характер. Согласно некоторым данным, группировка антикитайских сепаратистов-монголов («За свободную единую Монголию») была создана в США ещё в 1955 году, причём информации о её самороспуске нет поныне. И не стоит исключать, что «Конгресс» – географически «приближённое» к КНР и Монголии отделение этой группировки. Характерно и то, что ещё с советского периода в Улан-Баторе предпочитают не замечать и никак не реагировать на зарубежные антикитайские националистические реляции.

В американском медиа-пространстве петиция «Конгресса» в Палату представителей довольно активно комментировалась. Скажем, автор материала «Китайские притеснения в Монголии» под псевдонимом Мистер Dumpy («Кряжестый»), обвиняет конгрессменов в «игнорировании проблемы Внутренней Монголии»; имеются и другие аналогичные медиа-вбросы.

Обращает на себя внимание проведение многих вышеупомянутых форумов в Индии. Свидетельствуют ли они о наличии у Нью-Дели схожих с Вашингтоном «планов» и намерений в отношении КНР? В Индии по-прежнему претендуют на ряд сопредельных высокогорных районов, де-факто отторгнутых от Индии после её поражения в войне с КНР (1962 г.). Поблизости от северо-восточной границы с Китаем на протяжении более чем полувека располагаются базы антикоммунистических группировок тибетцев-эмигрантов, а также «правительство Тибета в изгнании», изначально опекаемое местными и американскими спецслужбами.

В свою очередь, Пекин поддерживает в сопредельном с Индией Сиккиме подпольное движение против индийской оккупации этого независимого княжества в 1975 году. Сепаратистские группы этносов нага и мизо в восточной Индии тем более не могут не «выживать» без помощи с китайской стороны: они действуют ещё со второй половины 1950-х годов. Не следует забывать и об изначальной поддержке Китаем сталинско-маоцзэдуновской компартии Индии, ныне контролирующей до 15% территории страны (посредством не только побед на местных выборах, но и повстанческих операций). Хотя фактор членства Китая и Индии в Шанхайской Организации Сотрудничества способствует их более продуктивному диалогу, копившиеся десятилетиями проблемы никуда не делись.

Возвращаясь же к попыткам вовлечения Монголии в американскую «евразийскую» орбиту, напомним: ещё в октябре 2005 года глава Пентагона Д. Рамсфелд заявлял об имеющихся у него широких планах в отношении этой (граничащей только с Китаем и Россией) страны. Выступая в Улан-Баторе на пресс-конференции, он прямо возвестил, что «США крайне заинтересованы в размещении военных баз на территории Монголии, которая долгое время была вассалом СССР». Сам факт такого визита и заявления в монгольской столице свидетельствует об активном поиске «противовеса» Москве и Пекину в виде «третьего соседа» (вполне прижившаяся формулировка американского происхождения) в лице США. Во всяком случае, официальной отповеди такому проекту не последовало. А ставший в июне 2017 года президентом страны кандидат от Демократической партии Халтмаагийн Баттулга – бывший самбист и один из самых богатых людей Монголии – неоднократно прибегал в своей избирательной кампании к антикитайской риторике.

В этой связи резонно выглядят предположения, что Монголия может быть выбрана для размещения американских биолабораторий, и без того опоясывающих Россию и КНР. В 1990-х годах Вашингтон предлагал построить в Монголии сейсмическую станцию – якобы для мониторинга вулканической активности в регионе (на самом деле для отслеживания ракетных запусков и испытаний в России и Китае), от чего Улан-Батор благоразумно отказался. Смежный проект – вовлечение националистически настроенных групп населения в сепаратистские проекты США в китайской Внутренней (в западной терминологии – «Южной») Монголии. Конечно, вследствие её географической близости к Пекину (не более 200 км), ответ Пекина Улан-Батору на возможные недружественные действия может оказаться достаточно жёстким, что, в свою очередь, сподвигнет Белый Дом на ужесточение риторики в «защиту независимости» Монголии. Не исключены и шаги, направленные на более активную поддержку сепаратизма и во Внутренней Монголии.

Монгольские горизонты американского «евразийства» Монголии, более, Монголия, страны, Индии, может, время, России, китайской, могут, Монголии», отношении, только, Внутренней, годов, «…Монголия, Пекину, стороны, причём, рамкахТерриториальные претензии монгольских националистов к Китаю и России

Тем временем, американские эксперты пристально изучают различные аспекты взаимоотношений Монголии с Россией и КНР, очевидно, рассматривая различные проекты в свойственном им стиле «боевой геополитики». Так, известный американский политолог, вице-президент Wicks Group, доктор права Джорджтаунского университета Ронсеверт Ганан Алмонд в «The Diplomat» от 9 июля 2019 г. подробно разъяснил американское недовольство: «…Монголия в партнерстве с США сможет внести свой вклад в создание свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (здесь и далее выделено нами – Прим. ред.)… Все грузы, покидающие Монголию или направляющиеся в нее, должны пересекать территорию и воздушное пространство двух могущественных соседей – России и Китая. Российское правительство владеет 51 % акций трансмонгольской железной дороги страны, что препятствует развитию более эффективной транспортной сети». Более того, «…Москва сохраняет «жесткий контроль» над экономикой, поставляя 90% энергоносителей Монголии (переработанной нефти). Это влияние распространяется и на другие сферы».

В то же время, подтверждается упомянутым внешнеполитическим прагматизмом Улан-Батора, «…Монголия председательствовала в поддерживаемом США сообществе демократий – межправительственной организации, базирующейся в Варшаве и выступающей за общие демократические ценности. Монголия последовательно голосует с США в резолюциях Генассамблеи ООН». Более того, оказывается, что «…Монголия также заискивает перед Америкой, применяя санкции СБ ООН в отношении незаконных программ Северной Кореи в области ядерных и баллистических ракет». Не упускается из виду и то обстоятельство, что «…Монголия сопротивлялась стать полноправным членом ШОС – отчасти из-за сигнала, который она может направить Вашингтону и другим западным столицам. До сих пор Монголия не присоединилась к проекту «Один пояс, один путь»», так что «сотрудничество между Улан-Батором и Вашингтоном может выйти на совершенно новый уровень».

В частности, в ходе официального визита премьер-министра Монголии У. Хурэлсуха в Вашингтон в сентябре 2018 года стороны «объявили о расширении всестороннего партнерства между США и Монголией», в то время как «американские иностранные инвестиции и торговля могут стать средством подъема экономики Монголии». Впрочем, платой за это должны стать уступки в вопросе эксплуатации крупного горнорудного проекта на юге страны «Оюу Толгой» (ОТ), две трети которого принадлежит компании Turquoise Hill Resources (а ей на 51 процент владеет австралийская Rio Tinto Groop – одна из крупнейших горно-металлургических компаний мира). «Медный» и «золотой» интерес транснациональных охотников за ресурсами дополняется географическим расположением рудников – почти на границе Монголии с китайской «Внутренней Монголией». Всего же в стране – 75 стратегических месторождений, причём стоимость только первых десяти наиболее перспективных – 2,75 трлн. долл. Есть за что побороться…

Монгольские горизонты американского «евразийства» Монголии, более, Монголия, страны, Индии, может, время, России, китайской, могут, Монголии», отношении, только, Внутренней, годов, «…Монголия, Пекину, стороны, причём, рамкахТранспортный коридор Тяньцзинь (КНР) – Улан-Батор (МНР) – Улан-Удэ (РФ). Источник: Ритм Евразии

«В партнерстве с США Монголия может пересказать старую историю с новым образом государства XXI века», – провозглашает американский аналитик, прямо намекая на наличие в отношении этой страны далеко идущих планов. До некоторой степени они касаются и России – хотя бы потому, что существовавшая в 1923-1958 гг. Бурят-Монгольская АССР (с 1958 г. – Бурятская ССР, ныне Республика Бурятия), была включена в перечень «регионов порабощенных коммунизмом народов» в рамках бессрочного Закона США № 86-90 «О порабощенных народах» (1959 г.).

Россия заинтересована в сотрудничестве с Монголией в рамках как транзитных коридоров в Восточной Азии, так и с точки зрения развития совместных экономических проектов. С учётом же протяженной границы (Бурятия, Тува, Забайкальский край), любые попытки внерегиональных игроков обосноваться в Монголии не могут оставаться без внимания.

Алексей Балиев

Примечание

(1) В годы «культурной революции» территория автономного района Внутренняя Монголия была сокращена на треть (уже без выхода к границам Читинской и Амурской областей), но начале 1980-х годов прежние границы были восстановлены. По некоторым данным, в рамках ежеквартальных консультаций МНР и КНР, проводившиеся в 1969-1985 гг. в приграничных городах Эрлянь и Дзамын-Удд, в 1971 году стороны договорились совместно пресекать проявления национализма и сепаратизма. Однако в 1960-х-70-х гг. Монголия иногда отказывалась возвращать Китаю перебежчиков монгольской национальности (в Пекине считали, что те лица используются спецслужбами СССР). В то же время в конце 1960-х – начале 1980-х годов в АРВМ действовало «Общество за восстановление Бурят-Монгольской республики» как элемент противовеса давлению Москвы на Улан-Батор в условиях недружественного характера советско-китайских отношений.

Монгольские горизонты американского «евразийства» Монголии, более, Монголия, страны, Индии, может, время, России, китайской, могут, Монголии», отношении, только, Внутренней, годов, «…Монголия, Пекину, стороны, причём, рамках

Vpoanalytics
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]