Винтовая дорога. Посёлок Управленческий.
---
Самарская область. В этом году исполняется 100 лет, как была построена Винтовая дорога в Коптевом овраге.
24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.
Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.
Местом для постройки завода была избрана Казенная лесная дача, которая находилась в 20 верстах от Самары с выходом на Волгу через Коптев овраг (современный пос. Управленческий, около больничного городка, на месте ныне существующего кладбища). В октябре и ноябре 1916г. была произведена упрощенная нивелировка участка, а также был составлен план завода, пристани, дорог.
Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы. Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени – винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".
В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.
Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить. Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов. В феврале 1918 года Главное Артиллерийское Управление предписало прекратить все работы, заготовительные операции и рассчитать всех рабочих. Так закончился первый этап становления посёлка Управленческий.
01. Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.
02. Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.
03. К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.
Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.
04. Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.
05. Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.
06. Вдоль дороги, по дну оврага, бежит ручей. Но, по словам местных жителей, во время ливней он затапливает дорогу и бурным потоком несётся к Волге.
Может показаться, что это свалка старых покрышек. Нет, это парадная лестница, ведущая к огородам на крутом склоне оврага.
07. Вот ещё одна лестница.
08. Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.
09. Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.
10. Берег Волги.
11. На берегу дома посерьёзней.
12. Первый поворот Винтовой дороги.
13. А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.
14. Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.
15. Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.
16. Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.
17. Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.
18. Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.
19. Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.
20. Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.
21. Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.
22. Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.
23. Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!
24. При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".
В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.
25. Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.
26. По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.
27. На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.
28. Присмотревшись, можно заметить, что плита с цифрой 17 вставлена в более позднее время вместо другой. Есть версия, что первоначально была цифра 16 - год начала строительства. По другой версии, второй таблички не было вообще и её хотели установить в год окончания строительства порохового завода. По всей вероятности, появление плиты с цифрой 17 - это дело рук строителей здравнивницы в 1933-1935 годах. Она соответствует исторической дате - постройки Винтовой дороги - и в то же время увековечивает славную советскую дату - год свершения Великой Октябрьской революции.
29. Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.
Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин. Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогда и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".
Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.
30. А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.
31. Ещё один участок подпорной стены.
32. В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.
33. Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.
34. Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.
35.Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.
36. Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.
37. Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.
38. Ещё один вираж дороги.
39. А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.
40. Подходим к руинам Здравницы.
41. Вот как выглядел корпус с колоннами в 2009 году.
42. Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.
43.
44. Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.
45. Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.
46. А Винтовая дорога переходит в Берёзовый проезд, который, проходя мимо руин котельной, упирается в посёлок Управленческий. Ещё несколько лет назад это была утопающая в зелени дорога. Но после сноса санатория Берёзовый проезд утопает в кучах мусора.
47. Немецкий специалист, добровольно-принудительно вывезенный из Германии, прогуливается с сыновьями у котельной Здравницы. Часть немецких инженеров и их семьи какое-то время проживали в одном из корпусов санатория "Красная Глинка".
48. Ни немцев, ни санатория. Но вид, будто здесь действительно прошли немецкие танковые дивизии.
49. Дома,построенные немецкими военнопленными в 1946-1948 гг. для немецких специалистов.
50. Прошло 70 лет, а дома на окраине всё ещё стоят. И не просто стоят, а заселены людьми. Будет смешно, если эти дома переживут Винтовую дорогу.
Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".
Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь: http://www.bichurov.ru
О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.html
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com
или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.html
24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.
Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.
Местом для постройки завода была избрана Казенная лесная дача, которая находилась в 20 верстах от Самары с выходом на Волгу через Коптев овраг (современный пос. Управленческий, около больничного городка, на месте ныне существующего кладбища). В октябре и ноябре 1916г. была произведена упрощенная нивелировка участка, а также был составлен план завода, пристани, дорог.
Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы. Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени – винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".
В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.
Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить. Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов. В феврале 1918 года Главное Артиллерийское Управление предписало прекратить все работы, заготовительные операции и рассчитать всех рабочих. Так закончился первый этап становления посёлка Управленческий.
01. Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.
02. Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.
03. К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.
Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.
04. Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.
05. Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.
06. Вдоль дороги, по дну оврага, бежит ручей. Но, по словам местных жителей, во время ливней он затапливает дорогу и бурным потоком несётся к Волге.
Может показаться, что это свалка старых покрышек. Нет, это парадная лестница, ведущая к огородам на крутом склоне оврага.
07. Вот ещё одна лестница.
08. Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.
09. Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.
10. Берег Волги.
11. На берегу дома посерьёзней.
12. Первый поворот Винтовой дороги.
13. А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.
14. Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.
15. Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.
16. Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.
17. Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.
18. Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.
19. Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.
20. Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.
21. Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.
22. Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.
23. Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!
24. При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".
В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.
25. Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.
26. По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.
27. На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.
28. Присмотревшись, можно заметить, что плита с цифрой 17 вставлена в более позднее время вместо другой. Есть версия, что первоначально была цифра 16 - год начала строительства. По другой версии, второй таблички не было вообще и её хотели установить в год окончания строительства порохового завода. По всей вероятности, появление плиты с цифрой 17 - это дело рук строителей здравнивницы в 1933-1935 годах. Она соответствует исторической дате - постройки Винтовой дороги - и в то же время увековечивает славную советскую дату - год свершения Великой Октябрьской революции.
29. Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.
Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин. Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогда и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".
Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.
30. А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.
31. Ещё один участок подпорной стены.
32. В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.
33. Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.
34. Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.
35.Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.
36. Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.
37. Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.
38. Ещё один вираж дороги.
39. А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.
40. Подходим к руинам Здравницы.
41. Вот как выглядел корпус с колоннами в 2009 году.
42. Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.
43.
44. Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.
45. Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.
46. А Винтовая дорога переходит в Берёзовый проезд, который, проходя мимо руин котельной, упирается в посёлок Управленческий. Ещё несколько лет назад это была утопающая в зелени дорога. Но после сноса санатория Берёзовый проезд утопает в кучах мусора.
47. Немецкий специалист, добровольно-принудительно вывезенный из Германии, прогуливается с сыновьями у котельной Здравницы. Часть немецких инженеров и их семьи какое-то время проживали в одном из корпусов санатория "Красная Глинка".
48. Ни немцев, ни санатория. Но вид, будто здесь действительно прошли немецкие танковые дивизии.
49. Дома,построенные немецкими военнопленными в 1946-1948 гг. для немецких специалистов.
50. Прошло 70 лет, а дома на окраине всё ещё стоят. И не просто стоят, а заселены людьми. Будет смешно, если эти дома переживут Винтовую дорогу.
Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".
Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь: http://www.bichurov.ru
О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.html
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com
или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.html
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]