Красноярские физики дали новое объяснение загадке Тунгусского метеорита
06.05.2020 8 683 0 +203 Riobieryu

Красноярские физики дали новое объяснение загадке Тунгусского метеорита

Красноярские физики дали новое объяснение загадке Тунгусского метеорита километров, сквозь, который, взрыв, Однако, атмосферу, Земли, небесное, земную, метеорита, время, поверхности, метров, следов, оценкам, гипотеза, ударного, Тунгусский, снова, метеорит

Новая гипотеза предполагает, что Тунгусский метеорит был массивным железным астероидом, который прошел сквозь атмосферу и снова вылетел в космос, так и не столкнувшись с поверхностью Земли.

Утром 30 июня 1908 года над бассейном впадающей в Амур реки Тунгуски произошел колоссальный взрыв. Территория эта была практически не заселена, и главной пострадавшей от катастрофы стала тайга: по позднейшим оценкам, высотный взрыв высвободил до 10-30 мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте и повалил более восьми миллионов деревьев на пространстве, превышающем 2000 квадратных километров. Однако отправленные к месту экспедиции не нашли никаких следов упавшего тела или хотя бы ударного кратера.

С тех пор Тунгусский метеорит остается одной из самых знаменитых и волнующих загадок современности. Для объяснения его природы выдвинуты десятки версий, включая столкновение с черной дырой микроскопических размеров. Однако наиболее распространенной остается выдвинутая в 1970-х гипотеза, согласно которой таинственное небесное тело было ледяной кометой, распавшейся и испарившейся во время пролета сквозь земную атмосферу.

Впрочем, другие работы приписывают метеориту астероидную природу, связывая его с потоком Бета-Тауриды, который пересекается с орбитой Земли в соответствующее время года. Однако новая работа красноярских физиков отбрасывает и эту гипотезу. В статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Сергей Карпов и его коллеги из Сибирского федерального университета (СФУ) выдвинули совершенно иную версию произошедшего.

Авторы рассмотрели сценарий, при котором в 1908 году небесное тело пронеслось сквозь атмосферу Земли, произведя серию мощных взрывов и вылетев прочь, обратно в космическое пространство. Было изучено несколько вариантов, с метеоритом диаметром 50, 100 и 200 метров, прошедшим на высоте 10-15 километров и состоявшим из различных материалов — водного льда, как кометы, силикатов или железа, как астероиды.

Математическое моделирование пролета показало, что ледяное тело должно было распасться слишком быстро и вряд ли вообще могло успеть пролететь всю огромную территорию, которую накрыл взрыв Тунгусского метеорита. Недостаточно устойчивыми оказались и каменистые тела, и лишь железные, по данным Карпова с его соавторами, могли пронестись сквозь земную атмосферу, оставив за собой огненный след, — и снова вылететь в космос.

По оценкам сибирских ученых, железное тело размерами 100-200 метров пролетело в атмосфере около 3000 километров, так и не приблизившись к поверхности Земли ниже 11 километров. Такая картина объясняет отсутствие и ударного кратера, и фрагментов самого метеорита, который терял при этом массу, лишь частично испаряясь с расплавленной поверхности и не оставляя легко обнаруживаемых следов.