Боевые самолеты. Уникум, бомбивший США
---
Сразу скажу: не стоит судить по внешнему виду! Самолет и замечательный, и примечательный. А в некотором роде – и уникальный.
Мало того, что это самолет подводной морской авиации Японии, так еще именно ему принадлежит честь быть единственным самолетом, бомбившим территорию США во время Второй мировой войны.
Да, были там воздушные шары со взрывчаткой, были. Но удар по США с помощью авиации – такое было только два раза всего, одним экипажем.
Но давайте по порядку.
Гидросамолёт E14Y1 появился в рамках программы по совершенствованию подводного флота Японии 1937 года. Согласно этой программе, на новых и старых подводных крейсерах императорского флота должны были появиться новые, более современные самолеты.
В конкурсе на создание нового самолёта-разведчика приняли участие фирмы «Kugisho» и «Watanabe Tekkosho». Несмотря на то, что именно «Watanabe Tekkosho» была автором уже стоявшей на вооружении модели разведчика, в конкурсе победил более перспективный проект фирмы «Kugisho».
Пусть никого не смущает, что самолеты создавались не очень известными фирмами, на самом деле конструкторы обеих фирм были более чем компетентными людьми, не спасовавшими перед такой задачей. Построить самолет-гидроплан для применения на подводной лодке – это сложнее даже, чем с нуля спроектировать и построить палубный самолет.
Ангар подводной лодки – это вам не внутренняя палуба авианосца как бы. Но Мицуо Ямада справился с задачей. А задача была, повторюсь, не самая простая: построить моноплан, который должен мало того что обладать хорошими летными качествами, так еще и помещаться в ангар подлодки!
Ямада выбрал монопланную схему с низким расположением крыла и двумя поддерживающими поплавками. При размещении машины в ангаре ограниченных размеров консоли крыльев складывались вдоль фюзеляжа, а стабилизатор — поворотом вниз.
В конце 1938 года была закончена сборка первых двух опытных экземпляров гидросамолёта, получивших обозначение «Морской экспериментальный лодочный гидросамолёт E14Y1», а в начале 1939 года начались лётные испытания гидросамолётов.
Гидроплан не представлял собой ничего нового на тот момент, это был самолет смешанной конструкции с 9-цилиндровым двигателем Hitachi GK2 Tempu 12, воздушного охлаждения, укомплектованный деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага.
Поплавки – цельнометаллические, однореданные.
Вооружение было минимальным: один 7,7-мм пулемёт, установленный на шкворневой установке в кабине наблюдателя для обороны задней полусферы. И две бомбы по 30 кг, которые можно было подвесить под крыльями.
Но это разведчик, так что в принципе, с вооружением все понятно.
Однако испытания выявили очень неприятную вещь. Самолет оказался перетяжелённым, масса превысила расчетную на 180 кг. Это, естественно, повлекло за собой уменьшение полезной нагрузки, то есть запаса топлива.
Вообще, вышло как-то несерьезно, самолет мог взять всего около 200 литров бензина, что обеспечивало дальность полета 480 км. В Главном штабе флота посчитали, что это просто несерьезно, и отдали гидроплан на доработку в фирму «Watanabe Tekkosho», как имевшую больший опыт работы с таким типом самолетов.
В «Watanabe Tekkosho» чуда не совершили, но уменьшили вес на 80 кг. Не бог весть что, но уже что-то, как говорится.
А вообще, самолет полетел, и полетел хорошо. Он оказался не капризен, легок в управлении, справлялся с волной, и в целом вызвал только положительные эмоции у испытателей.
И в декабре 1940 года после внесённых в конструкцию изменений гидросамолёт ожидаемо приняли на вооружение под обозначением E14Y1.
Хотя E14Y1 предназначался для вооружения подводных лодок, заказ был увеличен и самолёт попал на приморские военные базы, где использовался и для патрулирования побережья Японских островов, поднимаясь в воздух с баз гидроавиации японского флота.
На подводной лодке E14Y1 размещался в сложенном виде в водонепроницаемом ангаре овального сечения высотой 1,4 м шириной 2,4 м и длиной 8,5 м, который располагался на палубе перед боевой рубкой.
Для хранения в ангаре подлодки самолет основательно разбирали. Поплавки отстыковывали от крыла и фюзеляжа, крылья также отстыковывали и укладывали вдоль фюзеляжа. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулём высоты разворачивался вверх, а часть киля — вниз.
Однако сборка самолета не занимала много времени. На то, чтобы подготовить самолет к старту, уходило 15 минут. А по мере совершенствования навыков экипажем время сборки и установки на катапульту сократилось до шести с половиной минут.
Старт самолета происходил с помощью пневматической катапульты, работавшей от пневмосистемы подлодки, а после посадки самолет поднимали на борт краном, разбирали и отправляли в ангар.
С момента всплытия подводной лодки до старта E14Y1 с пневматической катапульты проходило 15 минут. Позже, после приобретения техническим персоналом опыта, это время сократилось до 6 минут 23 секунд. После завершения полёта самолёт производил посадку около лодки, поднимался на борт подъёмным краном, разбирался и помещался в ангар.
Свой первый боевой вылет гидросамолёт E14Y1 совершил на разведку базы Пёрл-Харбор 17 декабря 1941 года. Целью полёта стало фотографирование результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённое 7 декабря 1941 года.
Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки I-7 и пропал.
Следующий вылет E14Y1 состоялся 1 января 1942 г. в районе Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт лодки. Кстати, было отмечено, что американцы не смогли засечь радаром эту небольшую машину. И E14Y1 мог спокойно выполнять свою работу.
В начале января 1942 года в австралийских водах успешно действовала подводная лодка I-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля 1942 года он совершил разведывательный полёт над Сиднейской гаванью, а 26 февраля E14Y1 сфотографировал акваторию австралийского порта Мельбурн. 1 марта гидросамолёт совершил разведывательные полёты над Хобартом в Тасмании. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда. Возвращаясь назад в Японию, подводная лодка I-25 выполнила разведку Суве на Фиджи.
Богатая разведывательная информация о местонахождении ВМС США, собранная лодкой I-25 с помощью гидросамолёта E14Y1, позже использовалась японским военно-морским командованием при планировании подводных атак.
В целом работа разведчика E14Y1 была настолько успешной, что вдохновленное результатами командование японского флота сформировало 8-ю эскадру подводных лодок под командованием адмирала Сазаки именно для действий в водах Австралии и Новой Зеландии.
В состав эскадры вошли лодки I-21, I-22, I-24, I-27 и I-29. Правда, роль разведывательной должна была играть лодка I-21 с гидропланом на борту, а все остальные имели на борту двухместные малые подводные лодки.
В конце мая 1942 года гидросамолёт E14Y1 снова оказался над гаванью Сиднея, и снова система обнаружения его прошляпила. E14Y1 спокойно сфотографировал гавань и занялся поиском судов с целью наведения на них малых подводных лодок. Нельзя сказать, что самолет и лодки действовали успешно, потому что американцы потопили все четыре малые лодки, не понеся никаких потерь.
Тем временем в акватории Индийского океана действовала 4-я эскадра подводных лодок, в которую входили подводные лодки I-10 и I-30 с гидросамолетами на борту. 2 мая 1942 года E14Y1 с I-10 выполнил разведывательный полёт над Дурбаном, а несколько дней спустя — над Порт-Элизабет. Тем временем E14Y1 с борта I-30 выполнил подобные полёты над портами Занзибара, Адена, Джибути и французского Сомали.
Но наибольшим успехом можно считать действия лодок у Мадагаскара, который союзники начали «освобождать» от протектората Франции, точнее, Виши. E14Y1 обследовали все побережье Мадагаскара и, по их данным, в дело пошли все те же малые подводные лодки, которые в гавани порта Туамасина потопили танкер и угостили двумя торпедами линкор «Рамиллес», который пришлось тащить на ремонт аж в Дурбан.
Но, конечно, самой эпичной операцией стала бомбардировка территории США.
15 августа 1942 года I-25 под командованием капитан-лейтенанта Меиджи Тагами с E14Y1 на борту вышла из порта Йокосуку и к началу сентября прибыла к Западному побережью США около мыса Бланко штата Орегон.
Задачей экипажа E14Y1, состоящего из пилота Фудзита и наблюдателя Окуда, должен был стать сброс 76-кг зажигательных бомб на лесные области штата Орегон.
Пилот Набуо Фудзита
Зажигательные бомбы были заполнены специальной смесью, которая при возгорании давала температуру более 1500 градусов на площади 100 квадратных метров. В течение четырёх дней плохая погода не позволяла выполнить полёт. Только 9 сентября небо просветлело, и Фудзита со своим напарником стали готовиться к взлёту. Подводная лодка стала против ветра, и катапульта подняла в воздух гидросамолёт, который взял курс на мыс Бланко.
Самолёт углубился от береговой черты на 11—15 км, ориентируясь на гору Маунт-Эмили, где экипаж сбросил бомбы на лесной массив.
На обратном пути японские летчики обнаружили два транспортных судна, которые пришлось обойти, чтобы избежать обнаружения. Командир Тагами решил атаковать суда, но лодка была обнаружена патрульным самолетом береговой обороны и теперь уже японцам пришлось спасаться на глубине.
Следующий вылет решили осуществить в ночь на 29 сентября. На этот раз атаке подвергся район к востоку от Порт-Ор-Форд. Фудзита нормально долетел и сбросил «зажигалки», но вот при возвращении экипаж с трудом определил местонахождение своей подводной лодки. После драматического поиска лодки по масляному следу лётчики сумели обнаружить субмарину, когда в баках оставались последние капли топлива.
Эти два налёта вызвали очень небольшой ущерб. Дело в том, что перед этими событиями в Орегоне две недели шли проливные дожди, и леса гореть просто не хотели.
Но некое историческое значение полеты Фудзиты имели, поскольку это были единственные за всю Вторую мировую войну бомбардировки территории США вражеским боевым самолётом.
А если учесть, что на обратном пути 4 октября 1942 года I-25 торпедировала американский танкер «Camden», а 6 октября – «Lam Dohery», то можно смело сказать, что операция была успешной.
3 сентября 1943 года история I-25 завершилась в районе Соломоновых островов, когда она была потоплена американским военным кораблём. Наблюдатель Окуда погиб в октябре 1944 года в районе Формозы во время атаки на американский авианосец. Единственным участником атаки на побережье США, пережившим войну, остался пилот Фудзита.
В целом же карьера E14Y1 завершилась примерно так же, как и у многих палубных разведчиков: их просто вытеснили радары. А уж применение разведывательных гидропланов подводными лодками вообще стало невозможным, поскольку многократно возрос риск обнаружения.
Так что вполне логично, что в 1943 году производство E14Y1 было прекращено. Всего было выпущено 138 самолётов.
ЛТХ E14Y1
Размах крыла, м: 11,00.
Длина, м: 8,54.
Высота, м: 3,80.
Площадь крыла, м2: 19,00.
Масса, кг:
— пустого самолета: 1 119;
— нормальная взлетная: 1 450;
— максимальная взлетная: 1 600.
Двигатель: 1 х Хитачи Темпу-12 х 340 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 246.
Крейсерская скорость, км/ч: 165.
Практическая дальность, км: 880.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 295.
Практический потолок, м: 5 420.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение:
— один 7,7-мм пулемет «Тип 92» в задней части кабины;
— 60 кг бомб.
Автор:Роман Скоморохов
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]