Проект «Спираль» против «Шаттла»
02.05.2020 8 908 0 +285 Marat9033

Проект «Спираль» против «Шаттла»

---
+285
В закладки
Примерно в 1964-м группа учёных и специалистов ЦНИИ 30 ВВС разработала концепцию создания принципиально новой Воздушно-Космической Системы, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта.

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

На начало программы «Спираль» повлияло начало работ по американской программе «Dyna Soar». Выбор облика орбитального самолёта «Спираль» производился не совсем на пустом месте. При выборе компоновки и алгоритмов управления орбитального самолёта «Спираль» конструкторы внимательно следили за американскими работами и испытаниями беспилотных аппаратов «ASSET» (1963—1965) и «SV-5D» (1966—1967). К моменту выпуска в СССР аванпроекта «Спирали» в США уже проводились исследование пилотируемых гиперзвуковых летательных аппаратов на малых скоростях полета («PILOT») и полеты пилотируемых аппаратов «M2-F1», «M2-F2» и «HL-10».

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Northrop HL — 10

Результаты этих испытаний были известны в ОКБ Микояна.

Схема системы «Спираль» предполагает разгонный гиперзвуковой самолет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, поднимающийся до стратосферы — и там на скорости в 6 раз выше скорости звука, т. е. примерно 2 км/с, отпускающий в полет относительно простую и дешевую одноступенчатую ракету, полезной нагрузкой которой является компактный орбитальный самолет:

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Собственно, вся система в сборе в момент старта с аэродрома должна была выглядеть вот так:

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Орбитальный самолет потом садится самостоятельно (причем для посадки у него имеется обычный турбореактивный мотор от истребителя, который запускается в плотных слоях атмосферы). Теряется только дешевая одноступенчатая разгонная ракета.

Схему «Спирали» можно масштабировать в достаточно широких пределах — от маленького одноместного «орбитального разведчика» и до размеров орбитального грузовика. На первом этапе предполагалось создать именно одноместный разведчик:

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Как видите, его полезной нагрузкой является фотоаппарат высокого разрешения. Этот фотоаппарат сам по себе чрезвычайно ценен — он стоит больше, чем весь орбитальный самолет, и его возвращение на Землю вместе с отснятым материалом окупало всю затею. В таком виде «Спираль» заменяла низкоорбитальные спутники видовой разведки, причем не просто заменяла — а являлась гораздо более продвинутой системой, поскольку могла активно менять траектории полета, будучи гораздо менее предсказуемой для противника, чем пролёт спутника.

Считается, что существовали и планы использования этих одноместных «спиралей» в качестве орбитальных бомбардировщиков — в этом случае фотоаппарат заменялся на ядерную боеголовку с простым реактивным двигателем для схода с орбиты (в общем-то, почти стандартную боеголовку от МБР, с минимальными переделками).

Также на базе этой одноместной «Спирали» предполагалось построить космический перехватчик для уничтожения вражеских спутников:

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

На следующем этапе систему предполагалось масштабировать до двухместного грузовика, который мог бы осуществлять обслуживание спутников на орбите и завозить снабжение и экипажи на орбитальные космические станции.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости были созданы подпроекты самолёта-аналога МиГ-105.11, а также суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов БОР-4.

МиГ-105.11 — это фактически упрощенный вариант орбитальной части «Спирали», предназначенный для пилотируемых полетов в атмосфере и отработки управления на снижении и посадке. Наземные испытания начались 2 декабря 1975 года. Испытания на дозвуковой скорости, в том числе и путём сброса с самолёта-носителя Ту-95, проводились до 13 сентября 1978 года включительно. Аппарат успешно летал и садился, двигатель ТРД РД-36-35К (вариант двигателя от стратегического ракетоносца Т-4 КБ Сухого) работал нормально.

Затем планировалось построить уже космическую версию этого самолета, с ЖРД для схода с орбиты, и вывести его в космос на ракете Р-7.

Все аппараты БОР были выполнены в масштабе 1:3 из-за ограниченных энергетических возможностей ракеты-носителя 8К63Б — модифицированной БРСД Р-12. Пуски выполнялись с полигона Капустин Яр.

БОР-1 — 15.07.1969, макетное изделие из текстолита, сгорело при баллистическом спуске;

БОР-2 — 06.12.1969, отказ системы управления, баллистический спуск, сгорел;

БОР-2 — 31.07.1970, успешный полет;

БОР-2 — 22.04.1971, прогар теплозащиты, парашют не вышел, разбился;

БОР-2 — 08.02.1972, успешный полет, аппарат хранится в ЛИИ;

БОР-3 — 24.05.1973, разрушение на высоте 5 км, разбился;

БОР-3 — 11.07.1974, повреждение парашюта, разбился.

Запускавшиеся уже ракетой Космос-3М (11К65М-РБ) космические аппараты серии БОР-4 представляли собой беспилотные экспериментальные аппараты на основе БОР-3. Их запустили 5 штук. БОР-4С 5 декабря 1980 года совершил суборбитальный полет, остальные 4 аппарата под названием ИСЗ Космос-1374 и так далее летали по орбите 1-1.5 витка, а затем совершили сход с орбиты и посадку на землю. Два успешно приводнились в Индийский океан, еще два — в Черное море.

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Это Бор-4С, приземлившийся на полигоне Сары-Шаган

В общем, аппараты системы «Спираль» летали вполне успешно и продемонстрировали правильность концепции. Причем еще при создании всем было очевидно, что схема «Спирали» значительно эффективнее, чем схема Шаттла. Но старые пердуны из ЦК требовали «делать как у американцев» — естественно, они это придумали не сами, у них на это мозгов не хватило, это было двинуто с подачи хохлища Глушко, генерального конструктора многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академика АН УССР и АН СССР, ранее уже угробившего советскую лунную программу.

Ну и вот — уже вполне проработанную «Спираль» закрыли, кинули и прогадили колоссальные деньги в разработку «Бурана» — который оказался тупиком и никому не нужен. Да что там говорить — и Шаттл тоже оказался ошибкой.

При этом «Спираль» в предложенном компактном варианте — была вполне реализуема, причем без особых проблем. Даже самолет-разгонник в почти готовом виде уже существовал — вот он в ЛИИ на испытаниях в 1972 году:

Проект «Спираль» против «Шаттла» «Спираль», «Спирали», вполне, самолёта, аппаратов, аппараты, скорости, орбитального, пилотируемых, орбиты, орбитальный, причем, управления, успешно, который, фотоаппарат, системы, предполагалось, самолет, полет

Да-да, это пресловутый ракетоносец Т-4 Сухого, она же «сотка»

Он как раз разгонялся до необходимой скорости на нужной высоте, и даже грузоподъемность у него была вполне достаточна для «Спирали». В дальнейшем с переходом на моторы НК-101 параметры можно было еще поднять.

Но партия сказала — делать Шаттл. Вот его и стали делать.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]