Создание гармоничного цветника: учимся сочетать цвета
---
Рано или поздно мы понимаем: собрать в саду красивые растения — это полдела, из них нужно сложить живописные картины. Ведь даже самый изысканный цветок на том или ином «полотне» может оказаться не к месту, если он разрушает колористическую гармонию. А значит, пришла пора учить азбуку красок, чтобы преобразовать дачные владения.
Азбука красок поможет преобразовать дачные владения
Каким он будет, ваш обновленный сад? С выписанными деталями многоцветных клумб или сдержанно-однотонный, словно наложенный на полотно крупными мазками? Цвет — пожалуй, самый спорный и сложный элемент ландшафтной композиции, ведь несовершенная по форме крона дерева или скучная линия дорожки не так явно бросаются в глаза.
Цветовые решения умиротворяют и успокаивают, радуют и восхищают, вызывают скуку или раздражение, в зависимости от того, нравится или не нравится нам полученный результат. Поэтому к выбору цветовой палитры сада и сочетаемости красок надо подходить серьезно. А мы обычно относимся к решению этой задачи легкомысленно, ориентируясь исключительно на свой вкус и ни с кем не советуясь, хотя с вопросами, отчего не цветут розы или как устроить дренаж, не считаем зазорным проконсультироваться с профессионалами. А в результате… Голубую рапсодию незабудок могут невзначай взорвать кумачовые тюльпаны, а кирпично-рыжие бархатцы попытаются внедриться на клумбу с розовыми и малиновыми в белую полоску петуниями.
Как понять, что сочетание красок небезупречно?
На бытовом уровне это несложно, доверяйте своим ощущениям: если вам кажется, что красный тюльпан попал к незабудкам случайно — значит, с гармонией в этой композиции что-то не так. Но попробуйте добавить к смелому сочетанию фон из пузыреплодника с золотисто-зеленой листвой, белые поэтические нарциссы с красным ободком по коронке — и непростой для восприятия красно-голубой контраст перестанет резать глаз (подробнее о поэтических и других нарциссах вы можете прочитать в статье Самые популярные сорта жонкиллиевых, тацетовых, поэтических, дикорастущих, кантабрийских нарциссов).
Для художника нет плохих цветов. Используя все богатство природной палитры, на «холсте» цветника можно примирить самые яркие, вызывающие краски. Вопрос в чувстве меры и степени сложности. Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах.
Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах
Подбираем растения по цвету
Садовая колористика — искусство, в основе которого лежат закономерности восприятия цвета. Колористические схемы, то есть схемы ландшафтных композиций, основанные на подборе растений по окраске цветков и листьев, могут быть как контрастные, так и однотонные, завораживающие богатством нюансов, а также теплые и холодные, простые и сложные, яркие и приглушенные, из плотных, насыщенных цветов и нежные, разбеленные, в пастельных тонах.
В рамках любой принятой схемы случаются как удачные, так и неудачные решения. Более того, с приобретением опыта глаз художника, который живет в душе каждого садовода, год от года становится все более зорким и требовательным. И в том, что раньше казалось допустимым, со временем начинаешь видеть изъяны. Постепенно приходит и понимание того, что учитывать следует сочетаемость растений по тону не только цветков, но и листвы, которая в одних случаях «убивает» распустившийся рядом прелестный цветок, а в других — преподносит его в самом выигрышном свете.
Монохром или многоцветье?
Во многом выбор цвета — это действительно дело вкуса. А на него накладывают свой отпечаток темперамент, возраст, воспоминания детства, семейные и культурные традиции, национальный колорит, мода. У многих из нас есть собственные горячие пристрастия, в том числе любимый цвет, который и хочется видеть в любых сочетаниях в интерьере дома, в одежде и в саду.
Слева: виола черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими «коллегами» по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы
Так рождаются монохромные (одноцветные) ландшафтные композиции. Белый сад, розовый, голубой, желто-оранжевый и даже шоколадный и черный — выбирайте, что вам по душе!
Вкусы меняются и, утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы, а то и смешать все краски из цветочных тюбиков и густо рассыпать по всему саду. Такой подход типичен для садов сельского типа в разнообразных этнических вариантах — русская дача, французский Прованс, кантри.
Где-то посередине — вариант, который подойдет любителям как однотонности, так и многоцветья: разбейте пространство дачных угодий на сегменты и распределите любимые цвета так, чтобы на каждом из участков получился свой монохромный сад. Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов.
Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов
Такой подход позволяет легче добиться гармонии по цвету в своем «окружении», поскольку поиск гармонии ведется между целыми группами растений, а не между отдельными куртинами и кустами. Сразу решите, какие цветовые сочетания для вас наиболее гармоничны по контрасту, и выстраивайте посадки в соответствии с принятой схемой. Скажем, голубой сад будет граничить с белым, белый — с желтым, желтый — с красным или фиолетовым. В пределах каждого монохромного мини-сада гармония рождается из более «тонкой материи» — нюансов, то есть оттенков основного цвета, различающихся по насыщенности и чистоте красок.
Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый
Но не стоит слишком буквально понимать термин «монохромный». Так, в границах голубого сада возможна целая гамма близкородственных тонов — от синих до фиолетовых, темных и светлых, причем не только в цветках, но и в листве, например, серебристо-голубой и синевато-зеленой. А желтый сад может включать также оранжевые и лимонные тона.
Для тонких ценителей стиля открываются богатые возможности подчеркнуть тоном монохромной ландшафтной композиции те или иные элементы архитектуры, скажем, цвет фасада или крыши дома, белые наличники, мощение и разнообразные МАФы. Эти элементы остаются неизменными, в отличие от цветущих растений. Поэтому, если вы определили для себя, что цвет голубой беседки станет ярче и наряднее, если на ее фоне цветет, к примеру, оптимистичная рыжая настурция, то отчего бы не придерживаться выбранного цветового контраста с весны до осени?
Весной оранжевый парад откроют огоньки садового гравилата, а осенью закроют сезон оранжевые монтбреция, георгины, рудбекия.
Гравилат «открывает сезон» весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков — и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз
Насколько строго следует соблюдать принятую схему — тоже зависит от ваших предпочтений. С одной стороны, приверженность порядку поможет избежать вызывающих, неудачных сочетаний, с другой — серия монохромных композиций может быть принята лишь как основа для более сложной колористической схемы с включением сезонных акцентов из контрастных цветовых вкраплений.
В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого цветов
По мнению специалистов, в детстве нам нравятся «открытые» чистые яркие цвета и простые контрасты, а с возрастом мы начинаем ценить более сложные, смешанные краски и цветовые нюансы. Цвета химических маркеров быстро утомляют, но они же, разбавленные белилами или затемненные серой или черной краской, неожиданно кажутся естественнее и приятнее.
В то же время достаточно и тех, кто на всю жизнь сохраняет непосредственность детского взгляда и от души радуется многоцветью сочных пестрых композиций, не смущаясь возникающими порой диссонансами. Ведь они есть и на цветочном лугу!
Важно понимать: хотя законы колористики в живописи и ландшафтном дизайне одни и те же, задачи, которые ставят перед собой художник и садовод, все же разные. Для художника часто важно взволновать зрителя, обнажить проблемы и заставить нас эмоционально их пережить. Поэтому далеко не всегда цель художника — достижение гармонии. В то же время вряд ли кто-то согласится создавать для себя ландшафт, который будет постоянно будоражить, напоминать о несовершенстве мира. В саду мы стремимся к гармонии, поэтому и создаем оазис, в котором все дышит радостью, а игра красок лишь услаждает взгляд и удовлетворяет естественную потребность в разнообразии.
Азбука красок поможет преобразовать дачные владения
Каким он будет, ваш обновленный сад? С выписанными деталями многоцветных клумб или сдержанно-однотонный, словно наложенный на полотно крупными мазками? Цвет — пожалуй, самый спорный и сложный элемент ландшафтной композиции, ведь несовершенная по форме крона дерева или скучная линия дорожки не так явно бросаются в глаза.
Цветовые решения умиротворяют и успокаивают, радуют и восхищают, вызывают скуку или раздражение, в зависимости от того, нравится или не нравится нам полученный результат. Поэтому к выбору цветовой палитры сада и сочетаемости красок надо подходить серьезно. А мы обычно относимся к решению этой задачи легкомысленно, ориентируясь исключительно на свой вкус и ни с кем не советуясь, хотя с вопросами, отчего не цветут розы или как устроить дренаж, не считаем зазорным проконсультироваться с профессионалами. А в результате… Голубую рапсодию незабудок могут невзначай взорвать кумачовые тюльпаны, а кирпично-рыжие бархатцы попытаются внедриться на клумбу с розовыми и малиновыми в белую полоску петуниями.
Как понять, что сочетание красок небезупречно?
На бытовом уровне это несложно, доверяйте своим ощущениям: если вам кажется, что красный тюльпан попал к незабудкам случайно — значит, с гармонией в этой композиции что-то не так. Но попробуйте добавить к смелому сочетанию фон из пузыреплодника с золотисто-зеленой листвой, белые поэтические нарциссы с красным ободком по коронке — и непростой для восприятия красно-голубой контраст перестанет резать глаз (подробнее о поэтических и других нарциссах вы можете прочитать в статье Самые популярные сорта жонкиллиевых, тацетовых, поэтических, дикорастущих, кантабрийских нарциссов).
Для художника нет плохих цветов. Используя все богатство природной палитры, на «холсте» цветника можно примирить самые яркие, вызывающие краски. Вопрос в чувстве меры и степени сложности. Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах.
Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах
Подбираем растения по цвету
Садовая колористика — искусство, в основе которого лежат закономерности восприятия цвета. Колористические схемы, то есть схемы ландшафтных композиций, основанные на подборе растений по окраске цветков и листьев, могут быть как контрастные, так и однотонные, завораживающие богатством нюансов, а также теплые и холодные, простые и сложные, яркие и приглушенные, из плотных, насыщенных цветов и нежные, разбеленные, в пастельных тонах.
В рамках любой принятой схемы случаются как удачные, так и неудачные решения. Более того, с приобретением опыта глаз художника, который живет в душе каждого садовода, год от года становится все более зорким и требовательным. И в том, что раньше казалось допустимым, со временем начинаешь видеть изъяны. Постепенно приходит и понимание того, что учитывать следует сочетаемость растений по тону не только цветков, но и листвы, которая в одних случаях «убивает» распустившийся рядом прелестный цветок, а в других — преподносит его в самом выигрышном свете.
Монохром или многоцветье?
Во многом выбор цвета — это действительно дело вкуса. А на него накладывают свой отпечаток темперамент, возраст, воспоминания детства, семейные и культурные традиции, национальный колорит, мода. У многих из нас есть собственные горячие пристрастия, в том числе любимый цвет, который и хочется видеть в любых сочетаниях в интерьере дома, в одежде и в саду.
Слева: виола черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими «коллегами» по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы
Так рождаются монохромные (одноцветные) ландшафтные композиции. Белый сад, розовый, голубой, желто-оранжевый и даже шоколадный и черный — выбирайте, что вам по душе!
Вкусы меняются и, утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы, а то и смешать все краски из цветочных тюбиков и густо рассыпать по всему саду. Такой подход типичен для садов сельского типа в разнообразных этнических вариантах — русская дача, французский Прованс, кантри.
Где-то посередине — вариант, который подойдет любителям как однотонности, так и многоцветья: разбейте пространство дачных угодий на сегменты и распределите любимые цвета так, чтобы на каждом из участков получился свой монохромный сад. Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов.
Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов
Такой подход позволяет легче добиться гармонии по цвету в своем «окружении», поскольку поиск гармонии ведется между целыми группами растений, а не между отдельными куртинами и кустами. Сразу решите, какие цветовые сочетания для вас наиболее гармоничны по контрасту, и выстраивайте посадки в соответствии с принятой схемой. Скажем, голубой сад будет граничить с белым, белый — с желтым, желтый — с красным или фиолетовым. В пределах каждого монохромного мини-сада гармония рождается из более «тонкой материи» — нюансов, то есть оттенков основного цвета, различающихся по насыщенности и чистоте красок.
Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый
Но не стоит слишком буквально понимать термин «монохромный». Так, в границах голубого сада возможна целая гамма близкородственных тонов — от синих до фиолетовых, темных и светлых, причем не только в цветках, но и в листве, например, серебристо-голубой и синевато-зеленой. А желтый сад может включать также оранжевые и лимонные тона.
Для тонких ценителей стиля открываются богатые возможности подчеркнуть тоном монохромной ландшафтной композиции те или иные элементы архитектуры, скажем, цвет фасада или крыши дома, белые наличники, мощение и разнообразные МАФы. Эти элементы остаются неизменными, в отличие от цветущих растений. Поэтому, если вы определили для себя, что цвет голубой беседки станет ярче и наряднее, если на ее фоне цветет, к примеру, оптимистичная рыжая настурция, то отчего бы не придерживаться выбранного цветового контраста с весны до осени?
Весной оранжевый парад откроют огоньки садового гравилата, а осенью закроют сезон оранжевые монтбреция, георгины, рудбекия.
Гравилат «открывает сезон» весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков — и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз
Насколько строго следует соблюдать принятую схему — тоже зависит от ваших предпочтений. С одной стороны, приверженность порядку поможет избежать вызывающих, неудачных сочетаний, с другой — серия монохромных композиций может быть принята лишь как основа для более сложной колористической схемы с включением сезонных акцентов из контрастных цветовых вкраплений.
В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого цветов
По мнению специалистов, в детстве нам нравятся «открытые» чистые яркие цвета и простые контрасты, а с возрастом мы начинаем ценить более сложные, смешанные краски и цветовые нюансы. Цвета химических маркеров быстро утомляют, но они же, разбавленные белилами или затемненные серой или черной краской, неожиданно кажутся естественнее и приятнее.
В то же время достаточно и тех, кто на всю жизнь сохраняет непосредственность детского взгляда и от души радуется многоцветью сочных пестрых композиций, не смущаясь возникающими порой диссонансами. Ведь они есть и на цветочном лугу!
Важно понимать: хотя законы колористики в живописи и ландшафтном дизайне одни и те же, задачи, которые ставят перед собой художник и садовод, все же разные. Для художника часто важно взволновать зрителя, обнажить проблемы и заставить нас эмоционально их пережить. Поэтому далеко не всегда цель художника — достижение гармонии. В то же время вряд ли кто-то согласится создавать для себя ландшафт, который будет постоянно будоражить, напоминать о несовершенстве мира. В саду мы стремимся к гармонии, поэтому и создаем оазис, в котором все дышит радостью, а игра красок лишь услаждает взгляд и удовлетворяет естественную потребность в разнообразии.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]