Неразменный рубль
---
Мой прадед с прабабкой (Антип с Матреной) поженились в 1914 году, за 3 года до октябрьской революции. Жили они по крестьянским меркам хорошо: избу имели справную, домашнюю живность держали, амбары всегда были полны зерна. Их младший сын, Прокоп, мой дед, умер в 2015 году, на 98-ом году жизни. До самой смерти он прожил в родительском доме.
После смерти деда Прокопа я со своей дочерью, Наташей, поехал осмотреть дом, забрать кое-что в город, привести территорию в порядок и прикинуть, продавать ли дом. Осматривая чердак, я ударился головой о перекладину крыши. Трухлявая древесина отошла в одном месте. Я присмотрелся, потянул за конец деревяшки, мне открылась небольшая ниша.
Из ниши выпала тоненькая стопка писем, перетянутая прогнившей бечевкой. Старая, пожелтевшая, а кое-где и почерневшая бумага, полуистлевшая и очень ломкая. Хотел уже выбросить письма, но дочь остановила. «Дай мне, я почитаю» – сказала она. Наташа – большой любитель разных семейных тайн, старины и всего, что связано с прошлым.
Через неделю я поинтересовался у дочери, что там в письмах. Она ответила, что в основном переписка прадеда и прабабки с разными родственниками. Но одно письмо очень заинтриговало Наташу. Текст разбирался с трудом, тем более все на старославянском языке написано и непривычными для слуха современного человека словами, а в некоторых местах лист был надорван, не хватало целых кусков бумаги. Стали мы с Наташей вместе пытаться его прочесть. Корпели над ним с лупами несколько вечеров, и нам все-таки удалось разобрать большую часть текста, кое-что додумали логически.
Письмо было датировано 1917 годом, написано прадедом Антипом и адресовано жене – Матрене. Итак, вот что в нем содержалось (ошибки исправлены, лишнее опущено) :
«…Моя Матренушка, наше бытие радостное во многом зависело от секрета, что кроется в неразменном рубле, коим я с незапамятных времен владею. Старец один подсказал, что надобно купить и зажарить гусака прямо с перьями и требухой. В полночь пойти с ним на развал лесных троп и кричать: «Продаю гусака продажного по цене рубля запропажного». Со всех сторон света начнут подходить путники. Гляжу, правда, идут. Я перетрусил. Но стою, креплюсь. Все путники предложили мне свою цену за гусака, но лишь один согласился купить за рубль. Да не простой, а Петровской чеканки. Взял я его, отдал гусака и прочь оттуда. За спиной свистит, гремит, упрашивает сделку отменить. Но я не возвернулся, потому как тогда бы меня нечистая прибрала. Выдержал испытание…. Белогвардейцы вошли в хутор, меня уводить будут. Что со мной станется, одному Богу известно. Рубль этот могут отнять, посему закладываю его в тайник, который отыщешь так: 7 саженей от нашего старого Тополя на Восток, после отмерь 18 аршинов и 2 локтя вправо, узришь Яблоньку молодую, под ней в землице ищи тряпицу, там рубль и сохраняется. Запрячь его и никому не показывай, носи под рубахой. Сбереги детей. Не поминай лихом, даст Бог, свидимся…».
Искала ли Матрена рубль, неизвестно. Но мы с дочкой, не теряя надежды, начали поиски тайника с неразменным рублем. Перекопали весь участок. Ведь и деревьев, о которых идет речь в письме, в помине уже нет. Потом я догадался взять напрокат металлоискатель. И через неделю мы нашли старинный рубль. Прошло 3 месяца, а нам уже начало везти: дом продали очень дорого, купили в городе квартиру очень дешево, Наташа легко окончила институт с красным дипломом, хотя и не стремилась к этому, жена получила новую высокооплачиваемую должность. Надеюсь, что такие позитивные перемены – только начало!
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]