Когда кинокамера стонет от боли. Самый страшный фильм военных лет «Радуга»
---
Когда на мир обрушилась страшная напасть, всяк воевал с фашизмом на своем рубеже. Кто-то геройски бился на фронте, а кто-то отрабатывал свой хлеб, на съемочной площадке создавая духоподъемные киноленты. Автор самых мощных фильмов военных лет Марк Донской воевал в рядах Красной Армии еще в гражданскую войну. И в Великую Отечественную в тылу отсиживаться не стал, пользуясь статусом великого режиссёра и лауреата сталинской премии. Марк Семёнович пошёл служить военным корреспондентом, но в руководстве страны решили, что для родины важнее его мастерство творца вдохновляющих на подвиги кинополотен.
Донской был одним из немногих великих режиссёров Сталинской эпохи, кто не снимал пафосных картин прославляющих вождя. Мастер не любил помпезности и лицемерия в искусстве. Марк Семёнович по праву считается создателем жанра неореализма. Применив все свое умение запечатлеть на кинопленке правду жизни, он показал миру истинное уродливое лицо нацизма.
С освобождением Советской Украины начали вскрываться ужасы творимые оккупантами, и было решено изобличить нацистских преступников, экранизировав повесть советской писательницы Ванды Василевской, написанную в мрачном 1942 году. В основу повести легла реальная история замученной вместе с сыном партизанки Александры Дрейман.
Эту непростую миссию доверили Донскому, режиссёр побывал в селах переживших оккупацию и воссоздал достоверную и от того еще более пугающую картину.
Действие повести происходит зимой, и зима является важной составляющей произведения. Эта суровая пора символизирует холод и мрак, в который погрузилась родина под властью оккупантов. Но среди зимы появляется весенняя радуга, как символ надежды на освобождение.
Снимать фильм были вынуждены жалким летом в Туркменистане. На стадионе в Ашхабаде построили украинскую деревню. Вместо снега были пух и соль, а вместо льда стекло. Несмотря на более чем 40 градусную жару актеры снимались в зимней одежде. По ходу съемок артисты валились с ног от тепловых ударов.
Один из самых драматичных эпизодов картины сцена, в которой селянка Федосья траурно склоняется над телом расстрелянного сына. Исполнившая эту роль актриса Елена Тяпкина незадолго до этого получила похоронку на своего сына. Елену хотели заменить дублером, но она отказалась и явила свою скорбь воюющей стране.
Главная героиня произведения беременная партизанка Олена пришла в село родить. Оккупанты хватают женщину, и принуждают к предательству, угрожая расправой над ребенком. Как Родина-мать жертвовала в те страшные годы своими детьми, так и Олена пожертвовала своим новорожденным чадом.
Для украинской драматической актрисы со сложной судьбой Натальи Ужвий это роль стала лучшей и стоила нервного срыва и депрессии. Ее второй муж писатель футурист Михайль Семенко был осужден и расстрелян в 1937, а сын Михаил умер от менингита совсем еще молодым парнем в декабре 1951 года.
В картине демонстрируется не только зверство нацизма, но и подлость пособников. Противостояние между людьми и нелюдями прошло между сестрами. Сестер родила одна мать и одна родина, но одна из них отказалась от Матери-родины.
Жена советского офицера Пуся легко и с удовольствием легла под коменданта, она открыто пользуется положением любовницы высокопоставленного оккупанта и с нетерпением ждет поражения Красной Армии, так как сожитель обещал увести ее после победы в Дрезден.
Эту неприятную роль взяла на себя любимица советских зрителей Нина Алисова, игравшая до этого исключительно положительные роли. Такие как Лариса в канонической экранизации драмы Островского «Бесприданница» и Зоя в прелестной сюрреалистической комедии Александра Медведкина «Новая Москва».
Ее сестра учительница Ольга не склонилась под гнетом, она несет в себе несгибаемую силу советского человека и укрепляет товарищей по несчастью в твердости духа.
В советском кино 30-ых учительница это, как правило, героический персонаж. Это героиня, которая бьется за детей с невежеством и предрассудками. На исполнившей эту роль актрисе Валентине Ивашёвой лежала огромная ответственность, олицетворять в себе все высшие советские ценности.
Подробней о судьбе и творчестве Валентины Ивашёвой читайте в материале: Старорусская красавица советского кино Валентина Ивашёва
Актеры, сыгравшие нацистских преступников, были не менее убедительны. Даже зафиксированы случаи нападения на них, со стороны участвовавших в массовке эвакуированных украинских колхозниц.
Роль коменданта исполнил разыскиваемый гестапо немецкий коммунист Ганс Клеринг. В годы войны он играл немецких офицеров в новеллах «Боевого киносборника». После победы переехал в ГДР и стал одним из основателей киностудии ДЕФА. Любители кино могут помнить этого актера еще по роли Чаплицкого в фильме «Богдан Хмельницкий». Роль в «Радуге» сам Ганс всегда считал лучшей в своей жизни.
Картина прокатывалась в США и поразила зрителя. После просмотра фильма американские военные просились на фронт, а обычные парни шли записываться в добровольцы. При просмотре фильма американский президент отказался от услуг переводчика. Он на физическом уровне пропитался той болью, которую испытывал советский народ под оккупацией. Рузвельт отправил режиссёру трогательное благодарственное письмо.
Да и как можно нормальному человеку не содрогнуться, когда фашисты добивали раненого Мишку, но еще большая боль охватывает зрителя, когда не реплику дочери, что не надо было пускать Мишку нести хлеб истязаемой Олене, мать убитого ребенка отвечает «Надо».
«Радуга», неприятный фильм, оставляющий на душе свинцовую тяжесть, а в горле сухую горечь. Смотреть его непросто, но Надо.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]