Tojeiro-J.A.P.
---
Колину Чепмену принадлежит следующее изречение — упростить и сделать легче. Говорил Чепмен или это пиарщики Lotus постарались, то дело темное. Только эту максиму можно применить ко всему британскому, да и вообще европейскому, автоспорту конца сороковых и пятидесятых годов. Автоспорт тогда жил жизнь скромной, выжимая максимум из скудных ресурсов.
Мастеров, способных сделать болид из скромного набора деталей в Британии послевоенного времени хватало. Тут конечно и Колин Чепмен, мастеривший гоночные автомобили из Austin 7. Имелись и другие конструкторы — самородки, имена которых не так сильно распиарины. Можно вспомнить Джона Тоджеро. В пятидесятые годы его болиды блистали на гоночных трассах, но сейчас о нем вспомнят лишь большие любители британского автоспорта.
Мастерить автомобили Тоджеро начал еще в последних классах школы, кстати учился в одной школе с Браином Листером. Джон скупал на автомобильных разборках детали, мастерил самодельные автомобили. В 1942 году Тоджеро призывают а армию и он попадает в ВВС. Обслуживает такие чудесные самолеты как Fairey Swordfish.
В 1945 году Тоджеро дембельнулся. Армейская служба обогатила его познаниями в слесарном деле, которые он сразу применил на деле, открыв в гараже мастерскую, в которой построил несколько гоночных автомобилей. Болиды строились сугубо под бюджетные классы шоссейный-кольцевых гонок. Не все шло гладко, но эмпирическим путем Тоджеро наработал опыт, что позволило строит более совершенную технику.
В 1950 Тоджеро покупает сгоревший MG TA. Использовав этот спорткар в качестве донора он строит гоночный автомобиль с легким алюминиевым корпусом. Новый кузов позволил получить прирост в скорости практически без увеличения мощности двигателя. Тут история Тоджеро пересекается с его одноклассником Браином Листером, который тогда активно участвовал в различных автомобильных соревнованиях. Листер высоко оценил построенный Тоджеро болид и заказал автомобиль для себя. Листер собирался выступать в коротких гонках и подъеме на холм.
Двигатель для машины выбрали фирмы J.A.P. Силовой агрегат двухцилиндровый, V-образный. В тридцатые годы он часто встречался на мотоциклах, но для гоночных автомобилей он тоже годился. Был у англичан класс болидов с двигателями 750-1100 куб.см., причем класс весьма многочисленный. Листер отвез двигатель в мастерскую Робина Джексона. Там силовой агрегат перебрали, поставили новые головки цилиндров, заменили карбюраторы SU на Amal и состыковали с коробкой передач от Jowett Jupiter. КПП четырехскоростное. В результате движок выдавал 66 л.с.
21 апреля 1952 года Tojeiro-J.A.P выкатили из мастерской. Корпус болида был изготовлен из алюминия, местами вообще из ткани. Ходовая машины была набрана из деталей британских малолитражек, рулевую колонку, например, взяли от Morris Minor. Конструкция получилась максимально легкой. Автомобиль чуть не ушел ниже лимита по весу в 400 кг. Машина получилась очень быстрая и получила прозвище Астероид.
Пока Астеройд строился произошли большие изменения. Листер решил забросить карьеру гонщика и стать менеджером собственной гоночной команды. В качестве гонщика место в кокпите Tojeiro-J.A.P занял Арчи Скотт Браун. Арчи недавно порвал Листера на трассе, что и стало катализатором к смене рода деятельности у последнего. Листер же в качестве гонщика будущей команды выбрал Скотта Брауна.
Первая гонка с участием Астероида состоялась 2 марта 1952 года. Скотт Браун привел команду к победе, прийдя к финишу с большим отрывом от соперников. Далее последовали еще пять побед. Но уже в мае 1953 года Листер продает машину Питеру Хьюзу. Листер решает перебраться в более престижные чемпионаты. Сезон 1953 года сложился для Хьюза неудачно, он не добирался до финиша. Сезон прошел чуть лучше. Хьюз выиграл одну гонку и один раз пришел четвертым. Лучшим сезоном стал 1955 год. Четыре первых места и одно четвертое. После 55 года Хьюз использовал Tojeiro-J.A.P. еще два года. Участвовал только подъеме на холм в чемпионате Шотландии. Затем Астероид пропал на долгие годы и был найден относительно недавно.
После постройки Tojeiro-J.A.P карьера Джона Тоджеро резко пошла в гору. Из множества проектов можно выделить участие Тоджеро в создании Ac Ace, спорткара который позже превратиться в легендарную Ac Cobra.
Взято: amonov.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]