Сага об Ингваре и походы викингов на Восток
---
Сага об Ингваре Путешественнике повествует о походе Ингвара и его дружины в Гардарику (Русь) и далее по рекам на юг в Серкланд (страны Халифата) в 1040 годах. Предположительно, поход Ингвара закончился в Закавказье, где он и почти весь его отряд погибли. Сага удивительным образом перекликается с хроникой Ибн-Мискавейха о походе Русов в Бердаа в 332 г. (943/4 г.) Несмотря на то, что дата похода Ингвара более поздняя (примерно 1040 год) итог экспедиции почти полностью совпадает с повествованием Мискавейха - почти все участники и сам Ингвар погибают от болезней, армянский хронист Мовсес Каганкатваци, описывая поход русов на Бердаа, особо отмечал тлетворную роль местных женщин, отравивших русов, также как и скандинавский создатель саги.
Почти все участники похода Ингвара погибли в Халифате, но в Скандинавии им установили мемориальные камни с руническими надписями. Это так называемые "камни Ингвара", часть эпитафий с этих камней я добавил в этот пост.
Рождение Ингвара и похождения его отца Эймунда
Несколько зим спустя посватался к Ингигерд тот конунг, который звался Ярицлейв (Ярослав Мудрый) и правил Гард[арики] (Русью). Она была ему отдана, и уехала она с ним на восток. Когда Эймунд узнал эту новость, то отправляется туда, на восток, и конунг Ярицлейв принимает его хорошо, а также Ингигерд и ее люди, так как то время большое немирье было в Гардарики из-за того, что Бурицлейв, брат конунга Ярицлейва, напал на государство. Эймунд провел с ним 5 битв, но в последней был Бурицлейв пленен и ослеплен и привезен к конунгу. Там получил он огромное богатство серебром и золотом, и различными драгоценностями, и дорогими предметами.
Руническая надпись "Серкланд", так в Скандинавии обозначали земли Халифата.
Sö 131 Спьоти, Хальвдан, они установили этот камень по Скарди, свеому брату. [Он] уехал отсюда на восток с Ингваром, в Серкланде лежит сын Эйвинда (пер. Е. А. Мельниковой).
Эймунд был в Хольмгарде (Новгороде), и провел много битв и во всех побеждал, и отвоевал и вернул конунгу много земель, плативших дань. Затем захотел Эймунд посетить свои владения, и берет большое и хорошо снаряженное войско, потому что не было у него недостатка ни в деньгах, ни в оружии. Вот идет Эймунд из Гардарики с большим почетом и всенародным уважением, и приходит теперь в Свитьод (Швецию), и утверждается там в своем государстве и владениях, и тотчас задумал он жениться, и берет в жены дочь могущественного человека, и родился у него с ней сын, которого зовут Ингвар.
Sö 179 (Gripsholm stone) Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара. Они отважно уехали далеко за золотом и на востоке накормили (собой) орлов. Умерли на юге в Серкланде.
Первый поход Ингвара в Прибалтику
В то время, когда родичи — Энунд и Ингвар — повзрослели, с конунгом Олавом враждовал тот народ, который зовется земгалы (латыши), и уже некоторое время они не платили дани. Тогда послал конунг Олав Энунда и Ингвара на трех кораблях собрать дань. Пришли они в страну и созывают жителей на тинг, и собрали там дань с их конунга. Ингвар проявил совершенство своего красноречия, так что конунгу и многим другим хёвдингам показалось, что нет другого решения, кроме как заплатить дань, которую [с них] потребовали, кроме трех хёвдингов, которые не захотели выполнить решение конунга, и отказались отдать дань, и собрали войско. Когда конунг услышал об их поступке, попросил он Энунда и Ингвара биться с ними и дал им войско. Они сразились, и много людей полегло, прежде чем они обратили хёвдингов в бегство. Когда они отступали, был схвачен тот из них, кто больше всех противился тому, чтобы отдать дань, и они повесили его, но другие двое убежали. Они взяли там много добра в счет военной добычи, и забрали всю дань, и повезли всё это конунгу Олаву, и привезли ему большое богатство золотом и серебром и драгоценностями.
U Fv1992;157 (Arlanda stone) Гуннар и Бьёрн и Торгрим воздвигли этот камень по Торстейну, своему брату. Он умер на востоке с Ингваром. И сделали этот мост (пер. Е. А. Мельниковой).
Пребывание Инвара на Руси
Через некоторое время отплыл Ингвар из Свитьода на 30 кораблях и не спускал парусá до тех пор, пока они не пришли в Гардарики; и принял его конунг Ярицлейв с большим почетом. Пробыл там Ингвар три зимы и научился говорить на многих языках. Он услышал рассказы о том, что с востока по Гардарики текут три реки, и самой большой была та, что находится посередине. Тогда стал ходить Ингвар по Аустррики, и спрашивал, не знает ли кто из людей, откуда та река течет, но никто не мог ему этого сказать. Тогда снарядился Ингвар в путь из Гардарики, чтобы пройти и узнать, насколько длинна эта река. Он дал возможность епископу освятить для него топор и кремни.
U 654 Андветт и Кар, и kiti, и Блэси, и Дьярв воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром. Бог да поможет их душам. Я, Альрик (Аскель ?), высек руны. Он мог хорошо вести корабль (пер. Е. А. Мельниковой).
Ингвар и греческий огонь
...Вскоре один остров подплыл к ним и обрушил на них град камней; но они прикрылись [щитами] и выстрелили в ответ. А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла.
А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями.
U 644 Андветт и kiti, и Кар, и Блэси, и Дьярв, они воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он пал на востоке с Ингваром. Да поможет Бог [его] душе (пер. Е. А. Мельниковой).
О конунге Харальде
...давным-давно этим путем прошел Харальд, конунг свеев, и в пучине Раудахав он пропал со своими спутниками, и теперь он пришел сюда как страж; и как свидетельство [достоверности] моего рассказа здесь в зале хранится его стяг, и пусть Ингвар возьмет его с собой и отправит в Свитьод, чтобы не пребывали они в неведении, что приключилось с их конунгом.
Sö 281 Альви велела сделать памятник по … брату Ульва. Они на востоке … с Ингваром в Серкланде… (пер. Е. А. Мельниковой).
Битва Ингвара в Закавказье
...И когда они во второй раз подплыли к городу Гелиополю, то вышел конунг Юльв им навстречу с множеством кораблей и просил тогда Ингвара спустить паруса, «потому что теперь ты должен мне помочь войском против Бьёльва, моего брата, которого другим именем зовут Солмунд; потому что он сам и его восемь сыновей хотят отобрать мое государство». Тогда пошел Ингвар к городу, и приготовились они к битве. Ингвар велел соорудить большие колеса и по внешней стороне укрепить зубцы и стержни; а также велел он, чтобы ковали боевые шпоры. Вот собирают оба конунга войско и приходят к тому месту, о котором они между собой договорились; и [к тому времени,] когда Ингвар подготовился, у Бьёльва оказалось людей больше, чем у него. Конунг Юльв повел свое войско против своего брата. А когда оба были готовы, выкрикнули они боевой клич. Ингвар и его люди покатили тогда те колеса со всеми приспособлениями, и от этого погибло много людей, и сломались боевые ряды. Тогда Ингвар атаковал с фланга и убил всех сыновей конунга Бьёльва, но сам он ушел невредимым.
U 661 kairui и Гулли установили этот камень по Энунду, своему отцу. Он умер на Востоке с Ингваром. Бог да поможет душе Энунда (пер. Е. А. Мельниковой).
Отравление людей Ингвара
Потом увидели они, что много женщин идет к лагерю, и принялись [они] завлекать [воинов]. Ингвар велел остерегаться женщин, как самых ядовитых змей. Но когда наступил вечер и войско стало готовиться ко сну, женщины пришли к ним в лагерь, а та, которая была самой знатной, приготовила себе постель рядом с Ингваром. Тогда рассердился он [, и вынул] из-за пояса нож и ударил ее в гениталии. А когда воины увидели, как он поступил, принялись они прогонять от себя этих недобрых женщин, но были некоторые и такие, кто из-за дьявольского колдовства не противились их ласкам и легли с ними. А когда Ингвар услышал об этом, то ликование от серебра и веселье от вина вылились в большую скорбь, потому что утром, когда они осмотрели свое войско, восемнадцать человек оказались мертвыми. Затем велел Ингвар предать земле тех, кто умер.
У армянского хрониста Мовсеса Каганкатваци в его "Истории страны Алуанк" подобный эпизод описывается так:
"Женщины города, прибегнув к коварству, стали отравлять Русов; но те, узнав об этой измене, безжалостно истребили женщин и детей их, и пробыв в городе 6 месяцев, совершенно опустошили его."
U 778 Тьяльви и Хольмлауг велели установить все эти камни по baka, своему сыну. Он один владел кораблем и вел [его] на востоке в войске Ингвара. Бог да поможет душе baka. Аскель высек (пер. Е. А. Мельниковой).
Смерть Ингвара и его воинов
...в их войске стала так быстро распространяться болезнь, что умерли все лучшие их люди, и больше людей скончалось, чем осталось в живых. Ингвар также заболел, и тогда они приплыли в государство Силькисив. Тогда он призвал к себе свое войско и велел предать земле тех, кто умер. Затем позвал он к себе Гардакетиля и остальных своих друзей и сказал: «Я заболел этой болезнью, и думаю я, что она приведет меня к смерти, и тогда я займу то место, которое я заслужил. Но с Божьей милостью ожидаю я, что сын Божий дарует мне упование, потому что изо дня в день от всего сердца отдаю я себя в руки Господа, душу свою и тело; и поэтому я так заботился об этих людях, насколько это понимал. Но хочу я, чтобы вы знали, что мы поражены этой смертельной болезнью по справедливому Божьему суду, и более всего эта болезнь и колдовство направлены на меня, потому что с моей смертью болезнь тотчас прекратится. Но о том хочу я попросить вас и прежде всего тебя, Кетиль, чтобы вы отвезли мое тело в Свитьод и предали земле в церкви. А мою долю имущества, которую имею я в золоте и серебре и дорогих одеждах, велю я разделить на три части.
А тогда, когда умер Ингвар, прошло от рождения Иисуса Христа (1040) и одна зима (1041 зима). Тогда было ему двадцать пять лет, когда он умер.
U 439 Херлейв и Торгерд велели установить этот камень по Сэбьёрну (?), своему отцу. Он вел корабль вместе с Ингваром на восток askalat (пер. Е. А. Мельниковой).
Ög 155 Торфрид установила по Асгауту и Гаути, своим сыновьям, этот камень. Он, Гаути, умер в войске Ингвара (пер. Е. А. Мельниковой).
U 431 Това и hominkr велели установить этот камень по Гуннару, своему сыну. А он умер далеко среди греков. Бог и Божья матерь да помогут его душе (пер. Е. А. Мельниковой).
U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).
Sö 320 Гейрват и Энунд и utamr установили камень по Бюрстейну, своему брату. Он был на востоке с Ингваром, отважный воин, сын Хливея (пер. Е. А. Мельниковой).
U 153 (Hagby stone) [Свейн] и Ульв велели установить [эти] камни по Хальвдану и по Гуннару, своим братьям. Они умерли на востоке… (пер. Е. А. Мельниковой).
U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).
И так далее...
Тексты о русах и славянах:
Походы русов в Закавказье
Восточные источники о руси и славянах VII-IX вв.
Почти все участники похода Ингвара погибли в Халифате, но в Скандинавии им установили мемориальные камни с руническими надписями. Это так называемые "камни Ингвара", часть эпитафий с этих камней я добавил в этот пост.
Рождение Ингвара и похождения его отца Эймунда
Несколько зим спустя посватался к Ингигерд тот конунг, который звался Ярицлейв (Ярослав Мудрый) и правил Гард[арики] (Русью). Она была ему отдана, и уехала она с ним на восток. Когда Эймунд узнал эту новость, то отправляется туда, на восток, и конунг Ярицлейв принимает его хорошо, а также Ингигерд и ее люди, так как то время большое немирье было в Гардарики из-за того, что Бурицлейв, брат конунга Ярицлейва, напал на государство. Эймунд провел с ним 5 битв, но в последней был Бурицлейв пленен и ослеплен и привезен к конунгу. Там получил он огромное богатство серебром и золотом, и различными драгоценностями, и дорогими предметами.
Руническая надпись "Серкланд", так в Скандинавии обозначали земли Халифата.
Sö 131 Спьоти, Хальвдан, они установили этот камень по Скарди, свеому брату. [Он] уехал отсюда на восток с Ингваром, в Серкланде лежит сын Эйвинда (пер. Е. А. Мельниковой).
Эймунд был в Хольмгарде (Новгороде), и провел много битв и во всех побеждал, и отвоевал и вернул конунгу много земель, плативших дань. Затем захотел Эймунд посетить свои владения, и берет большое и хорошо снаряженное войско, потому что не было у него недостатка ни в деньгах, ни в оружии. Вот идет Эймунд из Гардарики с большим почетом и всенародным уважением, и приходит теперь в Свитьод (Швецию), и утверждается там в своем государстве и владениях, и тотчас задумал он жениться, и берет в жены дочь могущественного человека, и родился у него с ней сын, которого зовут Ингвар.
Sö 179 (Gripsholm stone) Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара. Они отважно уехали далеко за золотом и на востоке накормили (собой) орлов. Умерли на юге в Серкланде.
Первый поход Ингвара в Прибалтику
В то время, когда родичи — Энунд и Ингвар — повзрослели, с конунгом Олавом враждовал тот народ, который зовется земгалы (латыши), и уже некоторое время они не платили дани. Тогда послал конунг Олав Энунда и Ингвара на трех кораблях собрать дань. Пришли они в страну и созывают жителей на тинг, и собрали там дань с их конунга. Ингвар проявил совершенство своего красноречия, так что конунгу и многим другим хёвдингам показалось, что нет другого решения, кроме как заплатить дань, которую [с них] потребовали, кроме трех хёвдингов, которые не захотели выполнить решение конунга, и отказались отдать дань, и собрали войско. Когда конунг услышал об их поступке, попросил он Энунда и Ингвара биться с ними и дал им войско. Они сразились, и много людей полегло, прежде чем они обратили хёвдингов в бегство. Когда они отступали, был схвачен тот из них, кто больше всех противился тому, чтобы отдать дань, и они повесили его, но другие двое убежали. Они взяли там много добра в счет военной добычи, и забрали всю дань, и повезли всё это конунгу Олаву, и привезли ему большое богатство золотом и серебром и драгоценностями.
U Fv1992;157 (Arlanda stone) Гуннар и Бьёрн и Торгрим воздвигли этот камень по Торстейну, своему брату. Он умер на востоке с Ингваром. И сделали этот мост (пер. Е. А. Мельниковой).
Пребывание Инвара на Руси
Через некоторое время отплыл Ингвар из Свитьода на 30 кораблях и не спускал парусá до тех пор, пока они не пришли в Гардарики; и принял его конунг Ярицлейв с большим почетом. Пробыл там Ингвар три зимы и научился говорить на многих языках. Он услышал рассказы о том, что с востока по Гардарики текут три реки, и самой большой была та, что находится посередине. Тогда стал ходить Ингвар по Аустррики, и спрашивал, не знает ли кто из людей, откуда та река течет, но никто не мог ему этого сказать. Тогда снарядился Ингвар в путь из Гардарики, чтобы пройти и узнать, насколько длинна эта река. Он дал возможность епископу освятить для него топор и кремни.
U 654 Андветт и Кар, и kiti, и Блэси, и Дьярв воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром. Бог да поможет их душам. Я, Альрик (Аскель ?), высек руны. Он мог хорошо вести корабль (пер. Е. А. Мельниковой).
Ингвар и греческий огонь
...Вскоре один остров подплыл к ним и обрушил на них град камней; но они прикрылись [щитами] и выстрелили в ответ. А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла.
А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями.
U 644 Андветт и kiti, и Кар, и Блэси, и Дьярв, они воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он пал на востоке с Ингваром. Да поможет Бог [его] душе (пер. Е. А. Мельниковой).
О конунге Харальде
...давным-давно этим путем прошел Харальд, конунг свеев, и в пучине Раудахав он пропал со своими спутниками, и теперь он пришел сюда как страж; и как свидетельство [достоверности] моего рассказа здесь в зале хранится его стяг, и пусть Ингвар возьмет его с собой и отправит в Свитьод, чтобы не пребывали они в неведении, что приключилось с их конунгом.
Sö 281 Альви велела сделать памятник по … брату Ульва. Они на востоке … с Ингваром в Серкланде… (пер. Е. А. Мельниковой).
Битва Ингвара в Закавказье
...И когда они во второй раз подплыли к городу Гелиополю, то вышел конунг Юльв им навстречу с множеством кораблей и просил тогда Ингвара спустить паруса, «потому что теперь ты должен мне помочь войском против Бьёльва, моего брата, которого другим именем зовут Солмунд; потому что он сам и его восемь сыновей хотят отобрать мое государство». Тогда пошел Ингвар к городу, и приготовились они к битве. Ингвар велел соорудить большие колеса и по внешней стороне укрепить зубцы и стержни; а также велел он, чтобы ковали боевые шпоры. Вот собирают оба конунга войско и приходят к тому месту, о котором они между собой договорились; и [к тому времени,] когда Ингвар подготовился, у Бьёльва оказалось людей больше, чем у него. Конунг Юльв повел свое войско против своего брата. А когда оба были готовы, выкрикнули они боевой клич. Ингвар и его люди покатили тогда те колеса со всеми приспособлениями, и от этого погибло много людей, и сломались боевые ряды. Тогда Ингвар атаковал с фланга и убил всех сыновей конунга Бьёльва, но сам он ушел невредимым.
U 661 kairui и Гулли установили этот камень по Энунду, своему отцу. Он умер на Востоке с Ингваром. Бог да поможет душе Энунда (пер. Е. А. Мельниковой).
Отравление людей Ингвара
Потом увидели они, что много женщин идет к лагерю, и принялись [они] завлекать [воинов]. Ингвар велел остерегаться женщин, как самых ядовитых змей. Но когда наступил вечер и войско стало готовиться ко сну, женщины пришли к ним в лагерь, а та, которая была самой знатной, приготовила себе постель рядом с Ингваром. Тогда рассердился он [, и вынул] из-за пояса нож и ударил ее в гениталии. А когда воины увидели, как он поступил, принялись они прогонять от себя этих недобрых женщин, но были некоторые и такие, кто из-за дьявольского колдовства не противились их ласкам и легли с ними. А когда Ингвар услышал об этом, то ликование от серебра и веселье от вина вылились в большую скорбь, потому что утром, когда они осмотрели свое войско, восемнадцать человек оказались мертвыми. Затем велел Ингвар предать земле тех, кто умер.
У армянского хрониста Мовсеса Каганкатваци в его "Истории страны Алуанк" подобный эпизод описывается так:
"Женщины города, прибегнув к коварству, стали отравлять Русов; но те, узнав об этой измене, безжалостно истребили женщин и детей их, и пробыв в городе 6 месяцев, совершенно опустошили его."
U 778 Тьяльви и Хольмлауг велели установить все эти камни по baka, своему сыну. Он один владел кораблем и вел [его] на востоке в войске Ингвара. Бог да поможет душе baka. Аскель высек (пер. Е. А. Мельниковой).
Смерть Ингвара и его воинов
...в их войске стала так быстро распространяться болезнь, что умерли все лучшие их люди, и больше людей скончалось, чем осталось в живых. Ингвар также заболел, и тогда они приплыли в государство Силькисив. Тогда он призвал к себе свое войско и велел предать земле тех, кто умер. Затем позвал он к себе Гардакетиля и остальных своих друзей и сказал: «Я заболел этой болезнью, и думаю я, что она приведет меня к смерти, и тогда я займу то место, которое я заслужил. Но с Божьей милостью ожидаю я, что сын Божий дарует мне упование, потому что изо дня в день от всего сердца отдаю я себя в руки Господа, душу свою и тело; и поэтому я так заботился об этих людях, насколько это понимал. Но хочу я, чтобы вы знали, что мы поражены этой смертельной болезнью по справедливому Божьему суду, и более всего эта болезнь и колдовство направлены на меня, потому что с моей смертью болезнь тотчас прекратится. Но о том хочу я попросить вас и прежде всего тебя, Кетиль, чтобы вы отвезли мое тело в Свитьод и предали земле в церкви. А мою долю имущества, которую имею я в золоте и серебре и дорогих одеждах, велю я разделить на три части.
А тогда, когда умер Ингвар, прошло от рождения Иисуса Христа (1040) и одна зима (1041 зима). Тогда было ему двадцать пять лет, когда он умер.
U 439 Херлейв и Торгерд велели установить этот камень по Сэбьёрну (?), своему отцу. Он вел корабль вместе с Ингваром на восток askalat (пер. Е. А. Мельниковой).
Ög 155 Торфрид установила по Асгауту и Гаути, своим сыновьям, этот камень. Он, Гаути, умер в войске Ингвара (пер. Е. А. Мельниковой).
U 431 Това и hominkr велели установить этот камень по Гуннару, своему сыну. А он умер далеко среди греков. Бог и Божья матерь да помогут его душе (пер. Е. А. Мельниковой).
U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).
Sö 320 Гейрват и Энунд и utamr установили камень по Бюрстейну, своему брату. Он был на востоке с Ингваром, отважный воин, сын Хливея (пер. Е. А. Мельниковой).
U 153 (Hagby stone) [Свейн] и Ульв велели установить [эти] камни по Хальвдану и по Гуннару, своим братьям. Они умерли на востоке… (пер. Е. А. Мельниковой).
U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).
И так далее...
Тексты о русах и славянах:
Походы русов в Закавказье
Восточные источники о руси и славянах VII-IX вв.
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]