Пир во время чумы: кого озолотила пандемия?
---
Коронавирус продолжает разорять предпринимателей по всему миру. Однако некоторым на фоне карантинных мер удается отлично заработать.
Забота о гигиене и здоровье войдет в число главных запросов потребителей.© Коллаж ИА «Росбалт»
Пандемия стала испытанием для многих компаний во всем мире компаний. Между тем для некоторых коронакризис предоставил отличные возможности для роста. В лидеры вырвались сервисы доставки, онлайн-развлечения, IT-фирмы и даже продавцы строительных материалов.
Разбираемся, как эпоха коронавируса изменила бизнес и что нас ждет в будущем.
Крах традиционной модели
Бизнес играет по новым правилам, которые установила коронавирусная изоляция. Тысячи предпринимателей по всему миру терпят убытки. Рестораторы, авиаперевозчики, турфирмы — малая часть из длинного списка тех, кого ждет разорение без поддержки государства.
Российские власти сперва проблему не замечали и шли по принципу «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Какие-то льготы со временем все-таки ввели: отсрочка по налогам, мораторий на банкротство, выплаты МРОТ на сотрудника. Хотя этих мер и недостаточно, отмечают экономисты.
«По всей видимости, руководители страны думают, что мы только в самом начале проблемы. Нам до пика пандемии еще далеко. По всей видимости, придется чуть ли не каждую неделю предусматривать очередные пакеты помощи», — выразил мнение научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев.
Однако кризис ударил не по всем. Пандемия оказалась на руку предприятиям, для которых удаленка и digital совсем не чуждые явления, а наоборот, источник заработка. Кроме того, неплохие результаты показывают и некоторые компании и из «неочевидных» сфер.
Будущее за курьерами
Без сомнения, режим изоляции сыграл на руку сервисам доставки. Горожане засели дома: покупки онлайн — безопасно и не хлопотливо. О росте отчитались многие бизнесмены.
«Крупнейший сервис доставки готовой еды в России Delivery Club впервые выполнил свыше 1 млн заказов в неделю, — рассказали в компании. — В апреле по сравнению с мартом в полтора раза выросла доля заказов, совершаемых новыми пользователями».
Владельцы бизнеса связывают успех с новой поведенческой моделью потребителей, а также сотрудничеством с кафе и ресторанами. Заведения общепита, традиционно работающие оффлайн, теперь вынуждены перейти на доставку, и без крупных сервисов здесь не обойтись.
«Думаю, Яндекс.Еда зарабатывает на пандемии хорошие деньги, хотя винить их я не могу. Компания обеспечивает людей рабочими местами, позволяет ресторанному бизнесу хоть как-то выживать. Каждый день к нам набирают какое-то невероятное количество сотрудников», — рассказал корреспонденту «Росбалта» курьер из Петербурга, пожелавший сохранить анонимность.
Неплохо себя чувствуют и другие похожие компании. Сервис «магазинов у дома» Яндекс.Лавка покрыл сетью почти всю Северную столицу. Об ажиотаже сообщил и «Самокат»: сперва компания даже не справлялась с количеством заказов, но вовремя наняла курьеров.
Приятное с полезным
Не только YouTube и телевидение отмечают увеличение аудитории. По итогам пандемии в выигрыше, по-видимому, будут также крупнейшие стриминговые сервисы. Так, компания Netflix уже подорожала более чем на 3%. Рост трафика зафиксировали и российские онлайн-кинотеатры: за март посещаемость выросла в три раза.
Заметно повысился интерес и к дистанционному обучению. Некоторые платформы открыли бесплатный доступ к различным лекциям и курсам, однако многие продолжают руководствоваться принципом «бизнес прежде всего».
«Цифровизация образования началась повсеместно — и на уровне школ и вузов, и на уровне корпоративного обучения. Например, в онлайн-школе „Фоксфорд“ в конце марта за неделю зарегистрировались более 1000000 новых учеников, а онлайн-университет digital-профессий „Нетология“ зафиксировал прирост регистраций на 340%», — рассказали в технологической компании TalentTech.
Спрос порождает рекорды
На фоне кризиса могут выиграть производители отдельных товаров, хотя окончательные выводы делать пока рано. Экономист, совладелец сети строительных гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала, какие позиции вызвали интерес россиян.
«Мы наблюдаем повышенный спрос на бытовую технику: продажи телевизоров выросли почти в 10 раз, морозильных камер в 7,5 раз, холодильников в 3,7 раз и, неожиданно, хлебопечек в 20 раз. Здесь, вероятно, две причины: курс рубля и наличие денег, отложенных на отпуск, который теперь не состоится», — отметила собеседница.
Упомянула она и респираторные маски, антисептики, спрос на которые увеличился в 21 и 56 раз соответственно.
Растет интерес и к некоторым продовольственным товарам. Эксперты исследовательской компании Nielsen подсчитали, что россиянам в апреле особенно полюбились развесные шоколадные конфеты, семечки, чипсы, вафли и кофе — типичный набор для домашнего перекуса.
Рекорды бьют интернет-магазины. Wildberries за первый квартал 2020 года отчитался о росте числа покупателей в 2 раза, а в апреле — в 3 раза. Пандемию в числе причин компания не указывает, однако намекает: товары для поддержания здоровья расхватывают как горячие пирожки. Среди прочих особенно популярны продукты питания и средства гигиены. Учитывая, что многие магазины сейчас закрыты, в онлайне фиксируется ажиотаж на книги, одежду и обувь.
«Ремонтовирус»
Кажется, россияне на изоляции всерьез взялись за дрели и молотки. Строительные и отделочные материалы теперь хит сезона. Корреспондент «Росбалта» поговорил с представителем одной из крупнейших в России группы компаний в этой сфере.
«К счастью, все хорошо. Люди остались дома и задумались о ремонте. У нас даже шутка по этому поводу есть: „ремонтовирус“ заразил людей. И заказов много, и продажи на хорошем уровне. Наверное, даже лучше, чем если бы этой пандемии совсем не было. Такой вот пир во время чумы: у всех все плохо, а мы, наоборот, очень даже справляемся», — отметил собеседник.
По его мнению, на успех повлияло и закрытие строительных рынков, в результате чего пришли новые клиенты. Впрочем, ситуация не везде одинаково хороша. Всему виной — внезапная «власть губернаторства» в период пандемии.
«Наша компания крупная, мы имеем филиалы во всех городах-миллионниках. Как вы знаете, ограничения по коронавирусу теперь определяют местные власти, и везде по-разному. Например, в Волгограде губернатор внес строительные материалы в список товаров первой необходимости. Там наших сотрудников на удаленку не перевели, и они активно вовлечены в продажи. Где-то, как в Москве, ситуация жестче. Розничные магазины мы закрыли, но спасают интернет-заказы и продажи по телефону», — рассказал собеседник.
Эпоха Digital
Неудивительно, что весьма комфортно себя чувствуют и представители IT-сферы. Компаниям не пришлось срочно искать новые форматы. Более того, они предлагают услуги, которые сегодня на пике востребованности.
«Выиграл IT-бизнес, который занимается антикризисными решениями: переход на цифру, доставку, организация конференц-связи… Мы знаем, например, агентства, которые подыскали новые решения для мерчендайзеров. Раньше те расставляли товары, а теперь это перевели в онлайн и приезжать в магазин отдельно не надо. Есть примеры и в фармацевтической сфере», — отметил эксперт в области информационных технологий Павел Житнюк, генеральный директор агентства iTrend, занимающегося PR и маркетингом для высокотехнологичных предприятий.
В компании собеседника дела идут неплохо. Рынок профессиональных услуг несколько снизился, а потому рост в 2020 году в агентстве не ожидают, однако неудобства удалось преодолеть.
«В наших услугах бизнес видит для себя ценность, к нам обращаются, поэтому мы пострадали несильно, в отличие от торговой сферы и общепита», — добавил Житнюк.
По его словам, заметно выросли на фоне пандемии дата-центры. Собеседник связал это с переходом компаний в онлайн, для чего нужны дополнительные ресурсы.
«Возьмем в пример сегмент удаленного образования. Сервисы не выдерживают наплыва посетителей. Что делать тем, кто разрабатывает и внедряет эти решения? Им нужно увеличивать мощности. Это можно сделать, взяв у дата-центров дополнительное оборудование и другие ресурсы, что сейчас очень востребовано», — отметил Житнюк.
Некоторыми соображениями поделилась и гендиректор Digital-агентства Traffic Isobar Ольга Петрова. По ее словам, пострадали фирмы, работающие с малым бизнесом или заточенные на продвижение сферы услуг, однако крупные игроки рынка не разрывают рекламные контракты.
«Паники у них нет, есть рациональный подход к медиаинвестициям. Безусловно, некоторые компании замораживают бюджеты на второй квартал, перенося их на третий и четвертый, но это связано с объективными причинами, например, если производство сосредоточено в европейских странах. О снятии бюджетов речь не идет, все прекрасно помнят 2008 год, когда компании, которые существенно снижали свои рекламные затраты, теряли в рыночной доле, и потом на возвращение к прошлым позициям требовалось тратить гораздо больше», — отметила Петрова.
По ее словам, в пандемию клиенты обратили внимание на новые услуги, связанные с трансформацией системы сбыта, например, переход в онлайн-торговлю.
«И, конечно, сейчас особым спросом пользуются всевозможные ситуативные креативные решения, включая социально ориентированные кампании, коллаборации с селебрити и другое. То есть все, что позволяет быть актуальнее и ближе к потребителям, находить у них эмоциональный отклик, тем самым поддерживая и повышая лояльность», — заключила собеседница.
Будущее наступило сегодня
Пока непонятно, как изменится бизнес после пандемии и какие игроки рынка вырвутся вперед. Эксперты рассматривают разные сценарии. Высказался, например, председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин.
«Я думаю, кризис даст по-новому взглянуть на информационные технологии, на цифровизацию, на IT. Компании переходят на онлайн, то есть мы стоим перед новым миром, который и так нам уже обещали когда-то, но просто это будущее приблизится», — отметил чиновник.
Эксперты отмечают, что забота о гигиене и здоровье войдет в число главных запросов потребителей, и на это обратит внимание бизнес. Вырастут компании, способные предложить качественный продукт — цена впервые за долгое время отойдет на второй план. При этом цифрового контента станет больше, и вперед вырвутся IT-решения.
Будущее наступило уже сегодня. Бизнесу придется идти в ногу со временем или, вернее, действовать на опережение.
Никита Строгов
Забота о гигиене и здоровье войдет в число главных запросов потребителей.© Коллаж ИА «Росбалт»
Пандемия стала испытанием для многих компаний во всем мире компаний. Между тем для некоторых коронакризис предоставил отличные возможности для роста. В лидеры вырвались сервисы доставки, онлайн-развлечения, IT-фирмы и даже продавцы строительных материалов.
Разбираемся, как эпоха коронавируса изменила бизнес и что нас ждет в будущем.
Крах традиционной модели
Бизнес играет по новым правилам, которые установила коронавирусная изоляция. Тысячи предпринимателей по всему миру терпят убытки. Рестораторы, авиаперевозчики, турфирмы — малая часть из длинного списка тех, кого ждет разорение без поддержки государства.
Российские власти сперва проблему не замечали и шли по принципу «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Какие-то льготы со временем все-таки ввели: отсрочка по налогам, мораторий на банкротство, выплаты МРОТ на сотрудника. Хотя этих мер и недостаточно, отмечают экономисты.
«По всей видимости, руководители страны думают, что мы только в самом начале проблемы. Нам до пика пандемии еще далеко. По всей видимости, придется чуть ли не каждую неделю предусматривать очередные пакеты помощи», — выразил мнение научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев.
Однако кризис ударил не по всем. Пандемия оказалась на руку предприятиям, для которых удаленка и digital совсем не чуждые явления, а наоборот, источник заработка. Кроме того, неплохие результаты показывают и некоторые компании и из «неочевидных» сфер.
Будущее за курьерами
Без сомнения, режим изоляции сыграл на руку сервисам доставки. Горожане засели дома: покупки онлайн — безопасно и не хлопотливо. О росте отчитались многие бизнесмены.
«Крупнейший сервис доставки готовой еды в России Delivery Club впервые выполнил свыше 1 млн заказов в неделю, — рассказали в компании. — В апреле по сравнению с мартом в полтора раза выросла доля заказов, совершаемых новыми пользователями».
Владельцы бизнеса связывают успех с новой поведенческой моделью потребителей, а также сотрудничеством с кафе и ресторанами. Заведения общепита, традиционно работающие оффлайн, теперь вынуждены перейти на доставку, и без крупных сервисов здесь не обойтись.
«Думаю, Яндекс.Еда зарабатывает на пандемии хорошие деньги, хотя винить их я не могу. Компания обеспечивает людей рабочими местами, позволяет ресторанному бизнесу хоть как-то выживать. Каждый день к нам набирают какое-то невероятное количество сотрудников», — рассказал корреспонденту «Росбалта» курьер из Петербурга, пожелавший сохранить анонимность.
Неплохо себя чувствуют и другие похожие компании. Сервис «магазинов у дома» Яндекс.Лавка покрыл сетью почти всю Северную столицу. Об ажиотаже сообщил и «Самокат»: сперва компания даже не справлялась с количеством заказов, но вовремя наняла курьеров.
Приятное с полезным
Не только YouTube и телевидение отмечают увеличение аудитории. По итогам пандемии в выигрыше, по-видимому, будут также крупнейшие стриминговые сервисы. Так, компания Netflix уже подорожала более чем на 3%. Рост трафика зафиксировали и российские онлайн-кинотеатры: за март посещаемость выросла в три раза.
Заметно повысился интерес и к дистанционному обучению. Некоторые платформы открыли бесплатный доступ к различным лекциям и курсам, однако многие продолжают руководствоваться принципом «бизнес прежде всего».
«Цифровизация образования началась повсеместно — и на уровне школ и вузов, и на уровне корпоративного обучения. Например, в онлайн-школе „Фоксфорд“ в конце марта за неделю зарегистрировались более 1000000 новых учеников, а онлайн-университет digital-профессий „Нетология“ зафиксировал прирост регистраций на 340%», — рассказали в технологической компании TalentTech.
Спрос порождает рекорды
На фоне кризиса могут выиграть производители отдельных товаров, хотя окончательные выводы делать пока рано. Экономист, совладелец сети строительных гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала, какие позиции вызвали интерес россиян.
«Мы наблюдаем повышенный спрос на бытовую технику: продажи телевизоров выросли почти в 10 раз, морозильных камер в 7,5 раз, холодильников в 3,7 раз и, неожиданно, хлебопечек в 20 раз. Здесь, вероятно, две причины: курс рубля и наличие денег, отложенных на отпуск, который теперь не состоится», — отметила собеседница.
Упомянула она и респираторные маски, антисептики, спрос на которые увеличился в 21 и 56 раз соответственно.
Растет интерес и к некоторым продовольственным товарам. Эксперты исследовательской компании Nielsen подсчитали, что россиянам в апреле особенно полюбились развесные шоколадные конфеты, семечки, чипсы, вафли и кофе — типичный набор для домашнего перекуса.
Рекорды бьют интернет-магазины. Wildberries за первый квартал 2020 года отчитался о росте числа покупателей в 2 раза, а в апреле — в 3 раза. Пандемию в числе причин компания не указывает, однако намекает: товары для поддержания здоровья расхватывают как горячие пирожки. Среди прочих особенно популярны продукты питания и средства гигиены. Учитывая, что многие магазины сейчас закрыты, в онлайне фиксируется ажиотаж на книги, одежду и обувь.
«Ремонтовирус»
Кажется, россияне на изоляции всерьез взялись за дрели и молотки. Строительные и отделочные материалы теперь хит сезона. Корреспондент «Росбалта» поговорил с представителем одной из крупнейших в России группы компаний в этой сфере.
«К счастью, все хорошо. Люди остались дома и задумались о ремонте. У нас даже шутка по этому поводу есть: „ремонтовирус“ заразил людей. И заказов много, и продажи на хорошем уровне. Наверное, даже лучше, чем если бы этой пандемии совсем не было. Такой вот пир во время чумы: у всех все плохо, а мы, наоборот, очень даже справляемся», — отметил собеседник.
По его мнению, на успех повлияло и закрытие строительных рынков, в результате чего пришли новые клиенты. Впрочем, ситуация не везде одинаково хороша. Всему виной — внезапная «власть губернаторства» в период пандемии.
«Наша компания крупная, мы имеем филиалы во всех городах-миллионниках. Как вы знаете, ограничения по коронавирусу теперь определяют местные власти, и везде по-разному. Например, в Волгограде губернатор внес строительные материалы в список товаров первой необходимости. Там наших сотрудников на удаленку не перевели, и они активно вовлечены в продажи. Где-то, как в Москве, ситуация жестче. Розничные магазины мы закрыли, но спасают интернет-заказы и продажи по телефону», — рассказал собеседник.
Эпоха Digital
Неудивительно, что весьма комфортно себя чувствуют и представители IT-сферы. Компаниям не пришлось срочно искать новые форматы. Более того, они предлагают услуги, которые сегодня на пике востребованности.
«Выиграл IT-бизнес, который занимается антикризисными решениями: переход на цифру, доставку, организация конференц-связи… Мы знаем, например, агентства, которые подыскали новые решения для мерчендайзеров. Раньше те расставляли товары, а теперь это перевели в онлайн и приезжать в магазин отдельно не надо. Есть примеры и в фармацевтической сфере», — отметил эксперт в области информационных технологий Павел Житнюк, генеральный директор агентства iTrend, занимающегося PR и маркетингом для высокотехнологичных предприятий.
В компании собеседника дела идут неплохо. Рынок профессиональных услуг несколько снизился, а потому рост в 2020 году в агентстве не ожидают, однако неудобства удалось преодолеть.
«В наших услугах бизнес видит для себя ценность, к нам обращаются, поэтому мы пострадали несильно, в отличие от торговой сферы и общепита», — добавил Житнюк.
По его словам, заметно выросли на фоне пандемии дата-центры. Собеседник связал это с переходом компаний в онлайн, для чего нужны дополнительные ресурсы.
«Возьмем в пример сегмент удаленного образования. Сервисы не выдерживают наплыва посетителей. Что делать тем, кто разрабатывает и внедряет эти решения? Им нужно увеличивать мощности. Это можно сделать, взяв у дата-центров дополнительное оборудование и другие ресурсы, что сейчас очень востребовано», — отметил Житнюк.
Некоторыми соображениями поделилась и гендиректор Digital-агентства Traffic Isobar Ольга Петрова. По ее словам, пострадали фирмы, работающие с малым бизнесом или заточенные на продвижение сферы услуг, однако крупные игроки рынка не разрывают рекламные контракты.
«Паники у них нет, есть рациональный подход к медиаинвестициям. Безусловно, некоторые компании замораживают бюджеты на второй квартал, перенося их на третий и четвертый, но это связано с объективными причинами, например, если производство сосредоточено в европейских странах. О снятии бюджетов речь не идет, все прекрасно помнят 2008 год, когда компании, которые существенно снижали свои рекламные затраты, теряли в рыночной доле, и потом на возвращение к прошлым позициям требовалось тратить гораздо больше», — отметила Петрова.
По ее словам, в пандемию клиенты обратили внимание на новые услуги, связанные с трансформацией системы сбыта, например, переход в онлайн-торговлю.
«И, конечно, сейчас особым спросом пользуются всевозможные ситуативные креативные решения, включая социально ориентированные кампании, коллаборации с селебрити и другое. То есть все, что позволяет быть актуальнее и ближе к потребителям, находить у них эмоциональный отклик, тем самым поддерживая и повышая лояльность», — заключила собеседница.
Будущее наступило сегодня
Пока непонятно, как изменится бизнес после пандемии и какие игроки рынка вырвутся вперед. Эксперты рассматривают разные сценарии. Высказался, например, председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин.
«Я думаю, кризис даст по-новому взглянуть на информационные технологии, на цифровизацию, на IT. Компании переходят на онлайн, то есть мы стоим перед новым миром, который и так нам уже обещали когда-то, но просто это будущее приблизится», — отметил чиновник.
Эксперты отмечают, что забота о гигиене и здоровье войдет в число главных запросов потребителей, и на это обратит внимание бизнес. Вырастут компании, способные предложить качественный продукт — цена впервые за долгое время отойдет на второй план. При этом цифрового контента станет больше, и вперед вырвутся IT-решения.
Будущее наступило уже сегодня. Бизнесу придется идти в ногу со временем или, вернее, действовать на опережение.
Никита Строгов
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]